В минувшие выходные, 13–14 июня, неподалёку от Парижа, а точнее в тихом местечке под названием Ле-Ман, произошло сразу два эпохальных события: прототип «Порше» одержал 17-ю для марки и первую с 1998 года победу, а привёл его к ней никто иной, как действующий пилот F1 Нико Хюлькенберг. При том, что активные гонщики «Формулы-1» не выступали в «24 часах Ле-Мана» с 1991 года.
«Это самая большая победа в моей карьере. Когда я стоял на подиуме, я понял, как чувствуют себя гонщики в Монце — там похожий пьедестал» — Нико Хюлькенберг (слева) о своей первой гонке в Ле-Мане
Подозрения насчёт особенности 83-го суточного марафона на Кольце Сарта у любителей автоспорта появились задолго до гонки. Сначала Nissan объявил о своём возвращении в WEC с радикальным переднеприводным прототипом, потом несколько весьма неслабых пилотов Королевских автогонок заявили о желании попытать счастья в Ле-Мане, да и Porsche после прошлогоднего фиаско явно желала отыграться. Но то, что мы увидели в итоге, явно превзошло все ожидания одних и полностью сокрушило прогнозы других. Более всего это, конечно же, применимо к Nissan c их GT-R LM Nismo.
Триумфатор: Porsche 919 Hybrid
Для многих спортивных фанатов бренд «Порше» является синонимом Ле-Мана, и неспроста. За 28 лет участия в марафоне немецкие прототипы 16 раз занимали первую ступень пьедестала, поэтому объявленное компанией официальное возвращение в гонки на выносливость явно заставило конкурентов понервничать. Однако первый блин вышел комом — в 2014 году победу по традиции одержала Audi, а штутгартцы еле добрались до финиша с ворохом технических проблем. Но в Porsche быстро учатся и так же работают. В этом сезоне команда представила чуть ли не новый автомобиль с переработанными кузовом, подвеской, гибридной системой и иными турбонагнетателями. Результат всех этих стараний — три первые позиции в квалификации. В гонке лидерство не сразу далось немецкой команде, однако агрессивная тактика и проблемы фаворитов «Ауди», а именно экипажа под номером 7, сделали своё дело — первую позицию после ночного отрезка «Порше» не упускала.
Главный неудачник: Nissan GT-R LM Nismo
Со своим первым за многие годы спортпрототипом японцы решили не идти по проторённой дорожке и вместо среднемоторного заднеприводного болида доверились конструктору весьма спорного DeltaWing Бену Боулби. Инакомыслящий конструктор, явно фанатеющий от наиболее безумной автоспортивной эпохи, когда двойное шасси и шестиколёсные спортивные машины были эдакой нормой, сжёг все талмуды по гоночному инжинирингу, предварительно облив последние высокооктановым топливом, и заявил, что хочет построить переднемоторный переднеприводный прототип. Однако не стоит воспринимать старика Бена как сумасшедшего, ведь в его затее была толика смысла. Главным образом это более вольное использование тёмных искусств аэродинамики, да и переднеприводным его болид был только на бумаге, на деле же авто полноприводное благодаря гибридной силовой установке. К сожалению, смелым замыслам старика Боулби не суждено было сбыться из-за слишком медленной разработки гибридной системы. В итоге машина в Ле-Ман приехала в FWD-вариации с проблемными тормозами и 20-секундным отставанием от лидеров. Уик-энд, как говорится, не задался.
Претенденты: Audi и Toyota
Откровенно говоря, особых шансов у «Тойоты» в 83-м марафоне не было: лучшие круги обоих экипажей были более чем на 3 секунды медленнее рекордных результатов Audi, да и общий темп японских прототипов оказался слабоват. Казалось, что к гонке TS040, между прочим, действующие чемпионы WEC совершенно не готовы. В итоге за японцами закрепились 6-е и 8-е места.
Наиболее дееспособными соперниками Porsche выглядели прототипы Audi, выигравшие марафон в прошлом году. Для этой гонки инженеры спортивного подразделения марки провели серьёзную ревизию болида, поработав как над аэродинамическим пакетом, так и над 4-литровым дизельным V6, приводящим его в движение. Однако планам компании не суждено было сбыться из-за технических неполадок и штрафа, наложенного на лидерский экипаж Андрэ Лоттерера. В итоге машина под номером 7 замкнула тройку лидеров, тогда как оставшиеся два прототипа разместились на 4-й и 7-й позиции в классификации.
LM P2: подиум для G-Drive Racing
Неожиданно для всех лидером младшего класса прототипов оказалась китайская команда KCMG, выступающая на свежем шасси Oreca 05 с 4.5-литровым мотором Nissan, тогда как абсолютный фаворит Jota Sport закончил гонку на второй позиции. Нижняя ступень подиума досталась российскому коллективу G-Drive Racing, гоняющему на Ligier JS P2. Отдельно стоит отметить ещё одну команду из РФ — SMP Racing. Эти ребята ехали марафон на шасси BR01, разработанном в России, и добились весьма неплохих результатов, а именно 7-го и 13-го места в классе, состоящем из 44 экипажей.
LM GTE Pro и LM GTE Am: триумф Chevrolet и Ferrari
Среди полностью профессиональных экипажей в классе Gran Turismo высшая ступень пьедестала досталась американской команде Corvette Racing — GM, сумевшей привести к победе футуристичный Chevrolet Corvette C7.R, тогда как вторая и третья позиции достались экипажам Ferrari.
Среди любителей, если их можно так назвать, фаворитами считались Aston Martin, уверенно лидировавшие на протяжении всего марафона. Однако досадные ошибки обоих экипажей поставили крест на их выступлении, а также подарили победу российской SMP Racing, выступавшей на Ferrari 458. Вторая ступень оказалась занята Porche 911 RSR команды голливудского актёра Патрика Дэмпси, уже не в первый раз выступающего в Ле-Мане, тогда как на третьей позиции также оказалась Ferrari.
Результаты 83-го суточного марафона в Ле-Мане
Позиция | Команда | Экипаж | Класс | Машина | Результат |
---|---|---|---|---|---|
1 | Porsche Team | Хюлькенберг/Бамбер/Тэнди | LM P1 | Porsche 919 Hybrid | 395 кругов |
2 | Porsche Team | Бернхард/Уэббер/Хартли | LM P1 | Porsche 919 Hybrid | + 1 круг |
3 | Audi Sport Team Joest | Фасслер/Лоттерер/Трелюйе | LM P1 | Audi R18 TDI Ultra | + 2 круга |
…9 (1) | KCMG | Хоусон/Брэдли/Лапьер | LM P2 | ORECA/Nissan | + 37 кругов |
…11 (3) | G-Drive Racing | Русинов/Каналь/Бёрд | LM P2 | Ligier/Nissan | + 37 кругов |
…12 (4) | G-Drive Racing | Якаман/Дерани/Гонсалес | LM P2 | Ligier/Nissan | + 41 круг |
…14 (7) | SMP Racing | Медиани/Маркозов/Минассян | LM P2 | BR/Nissan | + 55 кругов |
…33 (13) | SMP Racing | Алёшин/К. Ладыгин/А. Ладыгин | LM P2 | BR/Nissan | + 73 круга |
…17 (1) | Corvette Racing | Гэвин/Милнер/Тэйлор | GTE Pro | Chevrolet Corevette | + 58 кругов |
…20 (1) | SMP Racing | Шайтар/Бертолини/Басов | GTE Am | Ferrari 458 | + 63 круга |