912-articles-main-1360227012

Симптомы роста

Минувший год оказался самым успешным в истории казахстанского авторитейла, за 12 месяцев 2012 года было реализовано 86 996 новых легковых автомобилей. Анализ и комментарий по итогам 2012 года в этом материале.

Минувший год оказался самым успешным в истории казахстанского авторитейла, наконец рекорд докризисного 2007 года был превзойдён, о чём так долго мечтали официальные дилеры. По данным Ассоциации казахстанского автобизнеса за 12 месяцев 2012 года было реализовано 86 996 новых легковых автомобилей и коммерческой техники. При этом 19 893 проданных автомобиля имели клеймо Made in Kazakhstan.

В минувшем году на рынке продолжали преобладать тенденции, появившиеся ещё в 2011 году. Полноводная река импорта бэушных автомобилей усохла до хиленького ручейка (менее 2 тысяч автомобилей за весь год). Зато продажи новых автомобилей почти в 1.5 раза превысили результаты докризисного 2007 года (86 996 против 60 513 автомобилей). Ещё один тренд — это переориентация рынка на недорогие автомобили. В 2012 году средняя цена нового автомобиля составила $22 000, а около 75 % продаж пришлось на автомобили стоимостью до 25 тысяч зелёных.

И в этом нельзя недооценивать роль автомобилей отечественной сборки. В течение года на конвейеры автосборочных заводов в Усть-Каменогорске и Костанае встало немало новых моделей. Совместные усилия предприятий «АЗИЯ АВТО» и «Агромашхолдинг» привели к двукратному росту продаж автомобилей отечественной сборки. В 2012-м было реализовано 19 893 машины, собранные в Казахстане, в том числе 1 763 автобуса и грузовика. Кроме того, сборочный завод Hyundai Auto Trans в Алматинской области поставил на экспорт 260 единиц коммерческой техники.

Дальше — больше. Отечественные заводы осваивают производство новых моделей, постепенно наращивая производственные мощности. Буквально накануне сдачи номера в печать на «Агромаше» была запущена дополнительная линия по сборке автомобилей ZAZ Chance, а «АЗИЯ АВТО» продолжает расширять линейку выпускаемых моделей. Ну и естественно, как только начнут возводить стены завода по производству автомобилей LADA, уже можно будет смело заявить, что вскоре мы обретём полноценное производство со сваркой и окраской кузовов.

Что касается объёмов рынка, то очевидно, что 87 тысяч автомобилей в год вовсе не предел. Дилеры убеждены, что в 2013 году сумеют реализовать 130 000 новых легковых и коммерческих автомобилей, и сомневаться в этом не приходится: для такого роста действительно есть предпосылки. Как тут не вспомнить россиян, которые ещё в прошлом году оценивали ёмкость казахстанского рынка в 200 тысяч автомобилей. Рынок до сих пор не насыщен новыми автомобилями. Пусть в 2012 году не было дефицита японских машин как год назад (причина катаклизмы в Японии, заставившие многих приостановить производство), зато на автомобили российского производства выстроились очереди длиной в несколько месяцев.

2012 год в цифрах

86 996 — количество новых легковых и коммерческих автомобилей

$22 000 — средняя цена нового автомобиля

60 000 000 000 тенге — налоги, уплаченные автодилерами

24 289 — количество проданных внедорожников

19 893 — количество автомобилей казахстанской сборки

$2 000 000 000 — общая стоимость реализованных автомобилей

Увы, если дефицит японских автомобилей почти удалось победить, то найти «живой» автомобиль российской и казахстанской сборки в салоне стало затруднительно. То, что российские заводы не дают необходимые квоты на такие машины как Hyundai Accent, KIA Rio, Renault Duster понятно. Россиянам и самим не хватает. Однако тот факт, что казахстанские сборочные заводы предпочитают собирать автомобили по заказу с предоплатой, расстраивает. Ожидать «родной» SsangYong приходиться дольше, чем дефицитный российский Renault!

В целом ситуация на рынке не сильно изменилась за последний год. Большинство по-прежнему предпочитает недорогие автомобили российского производства, и в лидерах который год продукция АВТОВАЗа (35 140 проданных машин и доля рынка 40.41 %). Нынешние предводители итоговой таблицы — LADA Priora (11 994 автомобиля в 2012 году), доживающая последние месяцы на конвейере LADA Samara (11 503), взявшая мощный старт LADA Granta (5 283) и старушка «Нива», собираемая также в Казахстане (5 320). Не отстаёт от лидирующих позиций и вечная Daewoo Nexia (5 958).

Самой популярной иномаркой оказалась Hyundai Accent питерской сборки (4 224 шт.), которая почти вдвое превзошла Toyota Camry (2 168). Первенство среди внедорожников делят Toyota Land Cruiser Prado (1 462) и Toyota Land Cruiser 200 (1 412), а самым успешным автомобилем отечественной сборки можно считать KIA Cerato (2 168), несильно отстал и ZAZ Chance (1 919). В разрезе марок безоговорочное преимущество у АВТОВАЗа, следом с большим отрывом идут Toyota (8 108), Daewoo (7 793) и Hyundai (6 839).

Несмотря на засилье исконно российских «лад» и прочих бюджетных машин, ассортимент продолжает расширяться. В минувшем году на отечественный рынок вернулась Honda с кроссоверами CR-V (продано 126 шт. за минувший год) и Pilot (12), под конец года начались продажи нового Range Rover, а в 2013 году должно появиться купе Subaru BRZ. Пошло на пользу и вхождение в состав Таможенного союза. Отсутствие таможенных пошлин на машины позволило расширить ассортимент за счёт автомобилей российского производства.

Комментарии участников круглого стола АКАБ

 

4 февраля в Алматы по итогам 2012 года состоялась встреча руководящего состава компаний-дистрибьютеров, дилеров и производителей. Пообщаться за круглым столом были приглашены и СМИ. Ниже главные моменты, которые мы решили подчеркнуть.

В минувшем году произошли изменения в некоторых важных для потребителей вопросах: автомобильные компании начали защищать свои товарные знаки; сделаны первые шаги по вступлению в ВТО; наконец, удалось оценить результаты деятельности Таможенного союза. Заслуживают внимания и такие вещи, как Trade in, техническое регулирование и появление топлива стандарта Евро-3. К слову, сам стандарт Евро-3 в Казахстане был введён с 1 января 2013 года.

Олег Туркин / ТОО «СВС-Транс» / о «чёрном» рынке запчастей:

— Сегодня рынок запасных частей, автошин и сервисного обслуживания Казахстана в совокупности составляет порядка 2 млрд долларов США. Можете себе представить, что это достаточно серьёзный рынок. Приблизительно 50 % этого рынка находится в «тени». Это запчасти, которые завозятся на территорию РК нелегальным образом. Это услуги мелких СТО, которые неквалифицированно ремонтируют автомобили.

Андрей Лаврентьев / президент ТОО AllurGroup / о защите товарных знаков:

— Если запасная часть не является оригинальной, мы просим просто не ставить на ней оригинальные знаки. Иначе это просто обман потребителей. Никто не говорит о запрете продаж дубликатных запасных частей, просто не пользуйтесь оригинальными товарными знаками.

/ о техосмотре:

— В стране, где средний возраст автомобилей составляет 18 лет, мы никак не можем отменить техосмотр.

/ об услуге Trade in:

— Сегодня мы платим НДС дважды. В момент покупки автомобиля в салоне уже уплачены все налоги, они включены в стоимость авто. Однако когда клиент хочет купленную машину сдать дилеру и купить новую, то автомобиль автоматически становится дороже на 12 %, так как по действующим правилам мы снова должны заплатить НДС. Это основная причина того, что автомобили попадают на авторынки.

/ о топливе:

— По статистике, на сегодняшний день в Казахстане 30 % топлива соответствуют качеству Евро-3 и Евро-4. Это российское топливо, которое завозится.

 

Арсений Сидоров / директор ТОО «Рольф-Импорт Казахстан» / об электромобилях:

— Нам нужна будет помощь со стороны государства для организации электрических заправок, как сейчас это происходит в Москве. Мы, как дистрибьютеры Mitsubishi, привезём в этом году пилотно i-MIEV электромобиль и будем его использовать внутри компании, для пресс-парка, для журналистов, но в коммерческое использование мы его пустить не можем. В Казахстане как таковой нет инфраструктуры, электрических зарядных станций.

/ о вступлении в ВТО:

— Россия вступила в ВТО. Да, таможенные пошлины будут снижаться, но одновременно был введён утилизационный сбор, который, если говорить честно, компенсировал снижение пошлин. Стоимость автомобилей для потребителей никак не изменилась. Что произойдёт у нас, пока доподлинно неизвестно.

Владимир Котельников / генеральный директор ТОО «Вираж» / о техническом регулировании:

— В Казахстане до 1 января текущего года действовал стандарт Евро-2, многие с успехом продолжали завозить и Евро-1, и автомобили, которые вообще не соответствуют стандартам Евро. Единственный испытательный полигон, имеющийся сегодня в странах СНГ, находится в Подмосковье. И все участники ТС вынуждены довольствоваться одобрением транспортного средства, которое выдаётся на испытательном полигоне. Причём это напрямую не касается дилеров легковых машин известных мировых брендов. Их сертификат априори признаётся странами ТС. Они не проходят испытаний. А что касается белорусской, китайской, индийской техники, все эти машины вынуждены проходить испытания на полигоне. Поэтому для упрощения и ускорения прохождения процедуры сертификации необходимо создавать измерительные лаборатории и в Казахстане.

/ о топливе:

— На такие обсуждения надо приглашать представителей отечественных НПЗ. Мы это обсуждаем, но никакого feedback’а нет.

Александр Цесарь / генеральный директор ТОО MAN Truck & Bus Kazakhstan / о сервисных услугах:

— Более четверти покупателей чётко нацелены на то, чтобы купить новый автомобиль. Они не хотят сегодня проводить своё время в сервисных мастерских, не хотят проводить время в поиске запасных частей. Люди хотят купить автомобиль, прийти, отдать в ремонт, получить и использовать его именно как средство передвижения, а не как предмет вложения своих собственных средств.

Рейтинги продаж новых легковых и коммерческих автомобилей

Позиция Марка и модель Количество Позиция в 2011 году
1 LADA Priora 11 994 1
2 LADA Samara 11 503 2
3 Daewoo Nexia 5 958 3
4 LADA 4×4 5 320 4
5 LADA Granta 5 283 99
6 Hyundai Accent 4 224 6
7 Toyota Camry 2 168 18
8 KIA Cerato 2 168 8
9 ZAZ Chance 1 919 10
10 Daewoo Matiz 1 835 12

Продажи новых автомобилей в разрезе брендов

Позиция Марка Количество Доля рынка
1 LADA 35 140 40.41 %
2 Toyota 8 108 9.32 %
3 Daewoo 7 793 8.96 %
4 Hyundai 6 839 7.86 %
5 KIA 5 491 6.31 %
6 Chevrolet 5 133 5.90 %
7 Nissan 3 849 4.43 %
8 Mitsubishi 2 128 2.45 %
9 SsangYong 2 030 2.33 %
10 ZAZ 1 919 2.21 %