838-articles-main

Кто включает час пик?

Ищем ответы на популярные вопросы автомобилистов, долго и томительно ожидающих зелёный свет в часы пик: кто регулирует, робот или человек? из каких расчётов они регулируют потоки и хоть кто-нибудь слышит отчаянное гудение водителей на перекрёстках?

Ищем ответы на популярные вопросы автомобилистов, долго и томительно ожидающих зелёный свет в часы пик: кто регулирует, робот или человек? из каких расчётов они регулируют потоки и хоть кто-нибудь слышит отчаянное гудение водителей на перекрёстках?

Стоит отметить, что, когда мы отправились беседовать с людьми, командующими алматинскими перекрёстками, воображение рисовало что-то типа большой комнаты, уставленной пультами и мониторами, где куча народа с умными лицами нажимает зелёные, жёлтые и красные кнопки. Реальность же нас чуток разочаровала. Оказалось, что транспортный поток южной столицы регулируют всего 4 компьютера. Причём один подключён к новой программе, работающей под Windows, а параллельно трудятся ещё три, где программы написаны ещё под DOS. Сотрудники ЦУПа, Центра управления перекрёстками (не путать с Центром управления полётами! — Прим. авт.), рассказывают, что это пока предел их мечтаний. В 80-е годы им вообще приходилось работать на громадных ЭВМ с перфокартами и частенько прошивать ферромагнитной нитью картонные диски.

Новая программа позволяет не просто посчитать, сколько машин в потоке, но и отследить в реальном времени, чем сейчас занят тот или иной светофор

По словам цуповцев, сегодня компьютер с новой программой способен снимать показания инфракрасных датчиков, расположенных на перекрёстках и фиксирующих количество проходящих машин, и в зависимости от них изменять время включения сигналов светофоров. Причём появление зелёного сигнала на двух пересекающихся потоках физически невозможно: в системе установлена блокировка. Правда, в работу «умника» частенько вмешиваются дежурные полицейские, но об этом чуть позже.

График интенсивности движения на перекрёстке выглядит так

Как говорится, ab ovo

В целом же, если говорить об истоках, первые ламповые светофоры появились в Алма-Ате в 60-е годы. Один из самых первых был расположен на углу улиц Ауэзова и Комсомольская. А с начала 70-х годов приказом МВД СССР при каждой городской ГАИ начали создаваться строительно-монтажные эксплуатационные участки (СМЭУ), которым вменялось в обязанность обслуживать светофорные объекты и заниматься разметкой на проезжей части. Все светофоры тогда работали в жёстком режиме, то есть активировались обычным тумблером на месте и переключались по какой-то своей заранее установленной программе.

Стол, стул, компьютер, серверы — всё довольно компактно по сравнению с оборудованием 70-х, 80-х годов

В 1973 году началась разработка светофоров, которые бы подчинялись диспетчеру, сидящему за пультом. И в итоге к 1976 году в горГАИ Алма-Аты появилась видеостена, состоящая из 32 телевизоров, на которые выводилась информация с перекрёстков. В основном в то время с пульта регулировались светофоры на спецтрассах типа аэропорт — город и магистральных улицах, всего на 37 перекрёстках. Диспетчер получал информацию с видеокамер и в зависимости от ситуации мог давать тому или иному транспортному потоку зелёный свет либо при проезде спецмашин или кортежей руководства страны включал так называемое жёлтое мигание. Количество светофоров постепенно довели до 200.

В 1992 году аким столицы Храпунов подписал Программу модернизации и строительства светофорных объектов, предполагающую приведение в порядок имеющихся светофоров и установку ещё сотни. Реализовать её собирались за 7 лет, но из-за недостаточного финансирования выполнение программы растянулось на годы. В последнее время за год устанавливали по 5 новых и реконструировали по 10 светофоров, заменяя морально и физически устаревшие ламповые на диодные. Новинки соединяются с ЦУПом с помощью беспроводной связи. Причём обилие сотовых телефонов и других электронных устройств помех их работе не создаёт, — уверяют работники СМЭУ. — А от проводов решили отказаться в первую очередь из-за крыс, расплодившихся в городе и попросту сгрызающих кабели, проложенные на небольшой глубине. Да и грунтовые и ливневые воды часто создавали проблемы электронным регулировщикам.

СМЭУ — организация с историей. По стареньким служебным «газонам», которые по сей день обслуживают светофоры, это отчётливо видно

С ветерком через весь город

А где же сегодня всевидящее око? — спросили мы светофорное начальство. — Неужели вся власть над душами и автомобилями отдана сегодня на откуп какой-то умной железке? Визуального наблюдения за дорожной ситуацией нет, — ответили нам. — Систему, работавшую с 70-х годов, посчитали устаревшей и отправили на свалку. При этом новую так и не купили. Останки видеостены хранятся теперь на задворках, а за количеством машин и алматинскими пробками следят только датчики и девушки-диспетчеры, контролирующие работу аппаратуры и принимающие заявки на ремонт светофоров. К слову, не так давно мы писали, что полицейские планируют установить на большинстве центральных перекрёстков видеокамеры, работающие как скоростемеры и контролирующие аварийность. Так вот, к регулированию транспортного потока они никакого отношения иметь не будут, как в принципе и существующие старые.

Гульмира Каюпова, диспетчер СМЭУ, человек, который следит за всеми светофорами г. Алматы:

— Самым тяжёлым был день, когда в прошлом году над городом пронёсся ураган и большая часть светофоров вышла из строя. В результате множество недовольных людей, вал заявок на ремонт и т. д. Кое-как справились!

Зато, по словам сотрудников СМЭУ, для удобства водителей в светофорном регулировании издавна используется так называемая «зелёная волна», которую у нас включают на проспектах Абая, Абылай хана, улицах Тимирязева, Желтоксан, Наурызбай батыра и, естественно, Фурманова. Чтобы двигаться на ней, постоянно попадая на разрешающий сигнал светофора, необходимо соблюдать определённый скоростной режим. Раньше он был постоянным. К примеру, по улице Наурызбай батыра (бывшая Дзержинского) когда-то следовало ехать 46 км/ч либо вдвое быстрее, что, естественно, уже было нарушением. Сегодня же «зелёную волну» включают на алматинских трассах по восьми программам в зависимости от времени суток, дня недели и погодных условий. В среднем скорость в рамках программы градируется с шагом 5 км/ч, то есть 30, 35, 40, 45. Единственное условие — для того чтобы двигаться на «зелёной волне», ехать нужно без помех, а получается это не всегда. Причём главным шлагбаумом на пути водителей наряду с перегруженностью улиц и отсутствием парковочных мест становятся их же братья по рулю, ведущие себя на дороге как попало. К примеру, совершающие поворот из среднего ряда и загораживающие проезд для других авто или же срывающиеся с места на перекрёстке и вынужденные останавливаться на следующем светофоре, ломая непрерывность движения остальных, едущих в едином потоке и с одинаковой скоростью.

На мониторе компьютера всегда можно увидеть в каком режиме работает светофорный объект

Кто же выключает светофоры?

Если всё так замечательно и в городе все автомобили плывут по «зелёным волнам», датчики следят за потоком, отчего же утром и вечером по нашим улицам ездить становится невозможно? — спросили мы светофорное начальство. — Отчего одним всегда зелёный свет, а другие вынуждены по часу простаивать в пробках? По статистике основной поток в утренние и вечерние часы движется по алматинским трассам в направлении запад — восток. Ему и отдаётся светофорное предпочтение, ответили нам. Причём работники СМЭУ были бы рады побыстрее пропустить людей, застрявших в часы пик на улицах, идущих в направлении север — юг. Программы не обязывают держать их порой по 10 минут на каждом перекрёстке, максимум 35-40 секунд.

В обычной ситуации таймер включается не диспетчером, а компьютером, подсчитавшим количество машин на полосах

Но в дело включаются… дорожные полицейские, дающие команду пропускать только автомобильный поток горизонтальных улиц. И в итоге утром и вечером на дорогах, идущих снизу вверх или сверху вниз, выстраиваются километровые очереди из машин. На совести жолполовцев и знакомая всем ситуация, когда на светофоре вроде бы должен загореться зелёный сигнал и даже на пару секунд он иногда включается, но снова резко меняется на красный. На языке специалистов это называется «зажим при перемене фазы», который делает дежурный Центра управления УДП.

При необходимости, светофор всегда можно выключить или включить вручную

Старость не радость?

Хорошо, а отчего на наших улицах нередко можно встретить неработающие светофоры? — спросили мы у работников СМЭУ. — Неужто все поголовно устарели? Отнюдь! — отвечали нам инженеры и диспетчеры. — На сегодня в Алматы оснащены светофорами 334 перекрёстка, из них ламповых осталось лишь единицы. А отключаются светофоры (не важно, новые или старые) чаще всего из-за неполадок в электросети. Если ток в проводах исчезает более чем на 5 минут, светофоры входят в ступор и не могут самостоятельно вернуться в рабочее состояние. По словам сотрудников СМЭУ, в 70-е годы наши светофоры управлялись с помощью программы, разработанной омскими инженерами. Сегодня же за алматинскими транспортными потоками наблюдает система минской разработки, а аппаратура на перекрёстках работает в основном российская. Пробовали устанавливать и японскую, и американскую, и даже испанскую, но детище «мадридского двора», к примеру, захандрило в первую же зиму. Испанцы предлагали потом упаковать их оборудование в специальные боксы, поддерживающие одинаковую температуру во все времена года. Но выяснилось, что стоят эти чудо-ящики по 20 тысяч евро каждый, и, естественно, от подобного сервиса решили отказаться.

Выходят из строя не только старые светофоры, бывает, что и новые сходят с ума

И что же ждёт нас впереди?

Так как же избавить от пробок южную столицу?! — возопили мы к концу двухчасовой беседы и экскурсии. Решаться всё должно на уровне городского руководства, — был ответ. По словам сотрудников СМЭУ, со своей стороны они делают всё возможное, чтобы разгрузить трассы мегаполиса. Но алматинские улицы слишком узкие, а транспорта становится с каждым годом всё больше и больше. И одной лишь установкой модернизированных светофоров проблемы не решить. Но, с другой стороны, и использование нового оборудования приносит хорошие плоды. По статистике, после установки табло отсчёта времени количество аварий на перекрёстках, связанных с проездом на красный свет, снизилось практически до нуля. Что уже неплохой результат! На сегодня закуплены и готовы к использованию табло-указатели рекомендованной скорости. Правда, команды об их установке, равно как и денег на выполнение работ, пока не поступало. В то же время, согласно планам, эти «умные табло» должны появиться на магистральных перекрёстках южной столицы до 2015 года. А там глядишь и ещё что-нибудь придумают да разработают.

От редакции

Очень хочется верить, что все планы и проекты командующих светофорами очень скоро воплотятся в жизнь. Вот только как быть с теми, кто ежедневно «зажимает фазу»?