О том, как чистили и чистят от снега дороги этой зимой в Алматы, кто это делает и, главное, что мешает убирать снег в нашем тесном городе, в репортаже нашей редакции.
Алматинские водители к пробкам на улицах привыкли и давно не жалуются на полуторачасовые утренние и вечерние вояжи на работу и обратно. Разве что дома, на кухне, поворчат. Летом же, когда школьники уходят на каникулы, а учащиеся вузов разъезжаются по домам, можно сказать, что город дышит свободнее.
Но существуют три «чёрных» месяца, которые заставляют автолюбителей с ненавистью, а кого-то с тоской взирать на своих четырёхколёсных питомцев, через раз вплетая в лексику всевозможные непечатные слова. Три месяца, которые, словно издеваясь, в известной песне прозвали тремя белыми конями (так и хочется добавить — Апокалипсиса) — декабрь, январь и февраль. На дорогах Алматы в этот период образуется неимоверная каша из снега, льда и машин, а тайминг стояния в пробках как минимум удваивается. Почему так происходит, мы решили узнать у людей, ответственных за расчистку мегаполиса от снега, и договорились о встрече с директором одной из клининговых структур, а точнее, ГКП «Алматы тазалык» Эльдаром Кильдибаевым.
— Каждый горожанин у нас сегодня эксперт. Здесь, говорит, поскребли дорогу, там забыли. Все дают оценку и не несут никакой ответственности. А то, что у нас третьи сутки идёт снег, никто не видит, — взял с места в карьер руководитель «Алматы тазалык», с которым мы встретились в самый разгар «уборочной страды» на проспекте Аль-Фараби. — После обычного снегопада мы за сутки «открываем» город полностью! Народ же и здесь злословит, мол, всё само растаяло. На что я всегда спрашиваю: почему же растаял снег только на магистралях, а во дворах продолжает лежать? Сегодня ночью опять шёл снег, и сметать его с трасс мы закончили в 6:30. Сейчас транспорт движется, пройдёт вечерний час пик, и с 21:00 и до шести утра мы снова начнём мести.
— То есть работа по очистке города в основном ночная?
— Время, когда начинается очистка, зависит от погоды. Когда снег начинает падать, мы приступаем к посыпке дорог антигололёдной смесью. Автомобили перемешивают её со снегом, и получается «каша», которая не даёт образоваться льду на асфальте. Как только этой самой «каши» накапливается больше 5 см, начинаем сметать её с проезжей части. Снегоуборочные машины обычно выходят на улицы в полночь, и до семи утра мы метём весь город. Если снег продолжает идти, то с 12:00 работу возобновляем и чистим дороги до часа пик — до 17:00, а ночью — по новой. Несколько раз в этом году в Алматы складывалась ситуация, когда температура до пяти утра держалась плюсовая, а потом за два часа опускалась до минус 10. Естественно, все дороги замерзали, но мы справились и с этим.
— Народ интересуется, а почему маленькие улицы не чистятся?
— Согласно технологии уборки, первым делом расчищаем основные магистрали и въездные пути в мегаполис, потом переходим на улицы городского, а следом местного значения. Но наша организация обслуживает всего лишь 60 % территории города. К примеру, Алатауский район вообще не наш.
— А вспомните прошлый год, когда Алматы, казалось, утопал в снегу?
— Прошлый год для южной столицы был аномальным: обычно в городе за год выпадает 50-60 см снега, а тогда за день столько насыпало. Учтя этот опыт, мы закупили дополнительно более сотни погрузчиков и самосвалов, и они успешно справляются с задачей. А прошлый год не надо ставить в пример.
— Вот вы говорите: «Образуется каша», а сначала смести снег, а потом уже посыпать песком нельзя? Чтобы без «каши»?
— Щётки, которыми метут улицы наши машины, не способны отскоблить асфальт начисто. Снег всё равно остаётся, примерзает и получается ледяная корка. Можно хоть на коньках кататься! А шуга, или «каша», образующаяся после смешения снега с песком и солью, хорошо сметается, и после прохода щёток остаётся достаточно чистый асфальт.
Вообще, мне, наверное, стоит рассказать о технологии очистки. Итак, сейчас на балансе нашего предприятия находится 500 единиц техники, которая обслуживает шесть городских районов. При выпадении снега начинается подсыпка песко-соляной смесью, которая готовится у нас на базе. После того как выпадает до пяти см снега, на дорогах образуется «каша», и мы начинаем её сметать. Если снег идёт, не останавливается — дороги прометаем и заново начинаем подсыпание, и так продолжается до тех пор, пока падает снег. Большой вал убранного снега в этом случае, конечно же, образуется на обочинах, и мы параллельно стараемся его забирать.
Сегодня, к примеру, на улице Фурманова, проспектах Достык, Аль-Фараби уже третий раз прометаем и вывозим снег, так как осадки не прекращаются, но многие этого просто не видят. Они ведь утром проехали, видели снежные валы у обочин и не думают, что снег этот был убран и снова насыпан у бордюров. Благо у нас южный регион, снега не так много, и у нас выпадает три-четыре дня, когда мы можем город полностью «открыть». А в северных регионах никто этого не делает. Там просто стены из снега на обочинах растут, и все.
Есть на нашем балансе и так называемые «Тигры», универсальные машины, производящие подчистку, но мы выпускаем их на улицы только ночью. Очищают они в основном крупные магистрали, так как длина щёток у них 7 метров (у стандартных машин 2.5 м), и закрывают при работе всю проезжую часть.
— Чуть подробнее, пожалуйста, что за песчано-соляная смесь?
— Мы используем обычную соль — NaCl. Можно применять CaCl или жидкие реагенты, но для этого потребуется многократно увеличить бюджет, выделяемый на содержание дорог, приобрести специальную технику, которая реагенты станет распылять. Алматы пока просто это не потянет, да, по большому счёту, в этом и нет такой уж необходимости. Снегопады у нас не такие частые и обильные. Тем не менее с начала года мы распределили по улицам 42 тысячи тонн инертных материалов, вывезя при этом на свалки 193 тысячи кубометров снега.
Отсев для смеси покупается на карьере «Тас-Кум» близ Алматы, на Талгарской трассе, а соль берём аральскую. Пробовали балхашскую — она значительно хуже, снег после неё почти не тает. Килограмм аральской соли стоит 11.5 тенге, балхашская дешевле. С начала зимы мы высыпали на алматинские дороги 7 тысяч тонн соли, да ещё и стоимость отсева приплюсуйте и посчитайте, во что городу очистка обходится.
— Тем не менее использование реагентов не упростило бы вам задачу хотя бы в прошлом году?
— Реагенты помогают лишь оторвать снег от дорожного полотна. С этим у нас не было проблем и год назад. Сложно было вывезти такое количество снега. Если сейчас мы сгребаем его и у нас образуется у обочины вал 50-60 сантиметров, то год назад полутораметровой высоты получался. Тогда грузовик 25-тонник заполнялся через каждые 5 метров, а наша компания обслуживает 780 км дорог, то есть 9 миллионов квадратных метров. Вот и посчитайте. Конечно, каждый недовольный видел лишь свой кусочек улицы, а в целом картины он не замечал. Я не говорю, что мы работаем идеально, но мы стараемся!
— А вот многие водители ворчат сегодня, что дороги чистятся плохо, мол, чёрного асфальта не видно, как, к примеру, после уборки в западных странах.
— Люди должны понимать, что, когда несколько ночей подряд за окном минус 20, на асфальт постоянно падает мелкий снег и не тает, трассы не могут быть чёрными. Это физически невозможно! Солнца нет, пасмурно, мороз, поэтому дороги и белые, но гололёда нет, и это самое главное!
Водителям стоило бы не нас ругать, а начать с себя. Все ведь к холодам зимнюю обувь покупают, куртки, шапки… Но почему-то некоторые думают, что зимой можно ездить на летней резине. И шины у таких водителей каменеют на морозе, теряют свои сцепные свойства, отсюда — ДТП. Сейчас можно сотню машин остановить, и двадцать из них на летней резине окажутся. Конечно, их хозяева будут жаловаться, что скользко! К тому же многие у нас не соблюдают скоростной режим: как гоняли в тёплое время года, так и зимой продолжают.
— А как вообще с водителями у ваших работников отношения?
— Водители, конечно, доставляют хлопоты, а точнее, их хамство на фоне сложности нашей работы. Почему мы вынуждены ставить впереди и позади колонны уборщиков полицейские машины? Автомобилисты не обращают на нас должного внимания. Сколько раз было, что врезались в нас, залезали под щётки. На каждом авто у нас есть табличка «Не приближаться ближе 30 метров», но водители всё равно подъезжают, разбиваются в итоге лобовые стёкла. Колонну приходится останавливать, вызывать сотрудников ДПП, разбираться, и так в хороший снегопад может 10 наших машин встать по городу. Казалось бы, мы ведь на 5 минут всего перекрываем дорогу. Нет, начинают сигналить, пытаются пролезть между нашими машинами!
Второй нашей головной болью является бесконтрольная парковка. Улицы, где стоянка запрещена, мы убираем без проблем. Другие же у нас никогда не получается почистить полностью, обочины на них всегда заставлены автомобилями. А мы ведь не можем вплотную к машине приблизиться! И что в итоге? Авто стоит в 50 см от бордюра, само оно метра полтора шириной, и нам к нему нельзя близко подъезжать. То есть два с половиной метра дороги остаются неубранными. Потом машины разъезжаются, а те, кто видит неочищенный участок улицы, начинают возмущаться, что мы не работаем. Но мы же не можем ждать, когда место наконец освободится, чтобы быстрее технику туда подогнать! В этом году, конечно, городские власти не раз обращались к водителям с просьбой отнестись с пониманием и не мешать чистить улицы. И ситуация всё-таки улучшилась, легче стало работать.
— И наконец как-то можно технически усовершенствовать очистку улиц?
— Мы совместно с дорожной полицией планируем установить на улицах с односторонним движением знаки, разрешающие парковку на той или иной стороне по чётным или нечётным дням. За лето водители привыкнут к нововведению, и в дальнейшем нам будет проще с уборкой. Также на стадии разработки находится вопрос установки в городе снегоплавильных станций. Сейчас мы вывозим снег на снежные свалки, в определённые места, выделяемые районными акиматами. Всё это отнимает много времени, да ещё и плохо отражается на экологии. И поэтому мы решили проанализировать, какие сегодня существуют удобные для нас снегоплавильные установки, и в дальнейшем их приобрести. Мы надеемся, что это поможет ускорить процесс уборки снега в несколько раз. Думаю, в ближайший год-два этот вопрос закроется.
Чем чистят наши улицы?
В ходе подготовки материала мы обратили внимание и на основную специализированную технику, которая чистит магистрали города. В нашем случае — именно от снега.
Снегоуборочный жук
Наверняка каждый алматинец видел такую вот установку, загребающую «лапами» собранный у обочины снег и отправляющую его в кузов рядом стоящего самосвала. В основном снегоуборочная техника, используемая на улицах Алматы, — это российские машины КО-206А, конструкция которых уходит ещё в начало 50-х годов прошлого века. Современный агрегат КО-206 оснащается дизельным двигателем, и нам удалось раскопать даже его характеристики: мощность — 80 л.с., транспортная скорость — 30 км/ч, рабочая максимальная — 8 км/ч. Вот так-то.
Щётки
Комбинированная машина КО-806, устанавливаемая на шасси КАМАЗ, способна убирать дорогу на высокой скорости, до 60 км/ч, при этом отбрасывая снег на расстояние до 10 метров. Одновременно с трёхметровым скребком такой КАМАЗ может чистить дорогу подметальной щёткой и обрабатывать противогололёдными реагентами. Кстати, модели техники бывают разные: одни с цистерной для жидких смесей, другие с кузовом для сыпучих. В Алматы чаще встречаются именно с лотком, из разбрызгивателя которого летит соль, песок и мелкие камушки.
Тигр
Многофункциональная техника Boschung Jetbroom — снегоуборочные, плужно-щёточные, продувочные машины для зимнего содержания автомобильных дорог. Универсальная машина Jetbroom смонтирована на колёсной базе швейцарских спецавтомобилей «Бошунг». Техника заключает в себе целый арсенал уборочных средств: скребок с многометровым захватом, подметальную щётку, пылесос и даже турбину, выбрасывающую снег за пределы очищаемой зоны. «Джетбрум» снабжён также дозирующим рассеивателем противогололёдных материалов (соль, песок) и жидких реагентов. Тигр, как его прозвали в народе за его полосатость, в летнее время тоже не стоит без дела и подметает наши дороги, т. к. может быть переоборудован.
Также в батальоне уборщиков города множество другой дорожной техники, без которой работа немыслима — тракторы разных размеров, автогрейдеры, самосвалы, погрузчики. И, конечно же, армия рабочих, без которых наши улицы не были бы даже такими, как есть сегодня.