В связи с отменой льготной растаможки в Казахстане и началом функционирования Таможенного союза (ТС) с июля 2011 года в редакцию приходит очень много писем и вопросов по одной теме: стоит ли гнать автомобили из Беларуси и России. Что интересно, из России приходят аналогичные вопросы: а стоит ли покупать машину из Казахстана? Мы решили осветить этот вопрос и рассказать о некоторых нюансах перемещения автомобилей внутри ТС
Интересно, почему из Беларуси?
Беларусь, как известно, граничит одной стороной с Евросоюзом и другой с Россией. Удобный хаб, где аккумулируется большое количество подержанных автомобилей из Европы, в стране — участнице недавно созданного Таможенного союза. Уже с начала 2010 года в России предприимчивые автолюбители и продавцы вычислили, как можно реально сэкономить на растаможке, ведь за счёт низких пошлин в Беларуси машины доступнее. Примерная картина напоминает сегодняшнюю с автомобилями из соседнего Кыргызстана.
Как известно, в России стоимость растаможки автомобилей изначально была гораздо выше, чем в Казахстане и Беларуси, и россияне обратили особое внимание на эти рынки. В то же время нам интересно, что есть у наших союзников: в РФ немало автозаводов, которые производят иномарки и за счёт этого имеют более низкую цену по сравнению с салонами казахстанских дилеров; в Беларуси же можно присмотреть неплохого «европейца», бывшего в употреблении, естественно, за деньги куда доступнее. К примеру, свежепригнанный BMW X5 на казахстанском рынке стоит нынче дороже, чем в Беларуси. По нашим подсчётам за машину 2006 года с 3-литровым бензиновым двигателем разница в стоимости составляет до 10 тысяч долларов. Тут-то и начинается круговорот автомобилей по Таможенному союзу. Юг России вывозит машины из Казахстана, северо-запад — из Беларуси. Мы же ищем новые иномарки в России, а после прекращения льготного режима — бэушные иномарки в Беларуси. Всё. Из других стран гнать уже смысла нет — пошлина будет мама не горюй. Поэтому из небольшого числа рынков, насыщенных доступными иномарками, Беларусь пока лидирует. А завезли туда машин в период действия льготного режима гораздо больше, чем в Казахстан.
Нужно ли растаможивать автомобиль, доставленный из России и Беларуси?
Согласно кодексу Таможенного союза, автомобили, прошедшие таможенную очистку по ставкам ЕТТ (единый таможенный тариф) или произведённые в России, Беларуси или Казахстане, при перемещении внутри ТС не растаможиваются, т.к. имеют статус товаров ТС. Правда, этот статус должен быть подтверждён документально.
Нюанс: растаможивать автомобили из ТС не нужно, однако при регистрации такого автомобиля в местных органах нужно будет уплатить налог, к примеру, в Казахстане он составляет 12% от стоимости (плюс акциз, если объём двигателя авто больше 3 л), а в России НДС составляет 18%. Кстати, автомобили, произведённые в РФ, при ввозе в Беларусь вообще освобождены от уплаты НДС.
Можно ли машины, ввезённые по льготке в Казахстан и Беларусь, перегнать в Россию? Какой статус имеют эти машины?
Можно, но при условии, что машину придётся растаможить, а точнее, доплатить разницу между ставкой льготной таможни и ставками ЕТТ, принятыми в России.
Вот что говорится в официальных источниках: «В соответствии с Соглашением Таможенного союза автомобили, ввезённые после 1 января 2010 года на территорию Республики Беларусь или Республики Казахстан из третьих стран, в отношении которых таможенные пошлины уплачены по ставкам, отличающимся от установленных ЕТТ ТС при перепродаже их в Россию, должны пройти таможенную очистку».
Ставки таможенных пошлин, предусмотренных ЕТТ, и ставки льготной растаможки в РК и РБ различались примерно в 10 раз, поэтому данная операция пока может оказаться невыгодной. Но действовать эти нормы будут до 1 января 2013 года. В 2013 году все автомобили на территории ТС автоматически признаются товарами ТС независимо от даты и ставок, по которым они были растаможены. Иными словами, они могут свободно перепродаваться внутри трёх государств-союзников. Ждать осталось полтора года.
Нюанс: автолюбителям, которые собираются ввезти транспортные средства из стран — участниц Таможенного союза в Россию, следует учитывать то, что экологический класс автомобиля должен быть не ниже Евро-4. С января 2012 года в Казахстане для ограничения ввоза автомобилей будут приняты экологические нормы Евро-3.
Можно ли ввезти в Казахстан из России праворульный автомобиль, ведь он имеет статус товара ТС?
Действительно, автомобили с правосторонним расположением рулевого управления, зарегистрированные в России, могут свободно перемещаться по территории ТС. Их даже можно снять с учёта и пригнать в Казахстан, естественно, без таможенной очистки. В связи с формированием единого Таможенного союза в Беларуси, Казахстане и России снимаются ограничения по ввозу на территорию Таможенного союза автотранспортных средств с правым расположением органов управления.
Однако зарегистрировать такой автомобиль в дорожной полиции Казахстана не получится. В 2010 году правительством РК были внесены изменения в Постановление Правительства от 9 июля 2008 года № 675 «Об утверждении Технического регламента «Требования к безопасности автотранспортных средств» в части введения запрета на первичную регистрацию и выпуск в обращение на территории Республики Казахстан автотранспортных средств с правосторонним расположением органов управления.
Нюанс: автомобили с правым рулём, ввезённые в Казахстан после 1 января 2007 года, не подлежат регистрации в органах дорожной полиции.
На базарах и в объявлениях встречается такое примечание: «Проходит на Россию». Что это значит?
Всё просто. Данное обозначение встречается и в Казахстане, и в Беларуси и означает, что продаваемый автомобиль был растаможен либо по ЕТТ, либо в период до 1 июля 2010 года. Такой автомобиль уже имеет статус товара Таможенного союза, следовательно, при продаже в Россию растаможивать его не нужно.
Как быть с растаможкой машин из Кыргызстана?
Гражданин Казахстана имеет полное право купить автомашину в Кыргызстане. Но управлять ею на законных основаниях должен только после прохождения таможенных процедур и проведения соответствующей регистрации транспортного средства в дорожной полиции. А растаможиваться они должны по ставкам ЕТТ…
Однако наши сограждане, покупая автомобили в соседней республике, растаможивать их не торопятся, ездят в режиме временного ввоза (с жёлтыми или белыми кыргызскими номерами) до тех пор, пока есть лазейки в законодательстве.
Нюанс: дорожная полиция РК не может зарегистрировать и поставить на временный учёт автомобили из Кыргызстана, временно ввезённые гражданами нашей республики, — нет оснований для регистрации.
От редакции
Мы рассказали лишь об основных моментах оборота бэушных машин в странах Таможенного союза. В любом случае при совершении сделки необходимо проверить все документы, правильно всё рассчитать. По крайней мере, если все документы в порядке, опасности при покупке автомобиля как в России, так и в Беларуси нет.
С машинами из Кыргызстана, не растаможенными в Казахстане, ситуация несколько иная, мы уже писали об этом подробно в номере № 28 (766), а также на сайте www.kolesa.kz. Однако тема всё равно на сегодняшний день в весьма активной фазе. Как и ранее, мы придерживаемся одного менения — такой автомобиль приобретать мы бы не советовали, ибо если он приобретается ради обхода таможенного законодательства и других постановлений, рано или поздно такие автомобили начнут отлавливать, ставить на штрафные площадки, придётся за всё платить. Но если вы собираетесь его перегнать из Кыргызстана с соблюдением соответствующих процедур и законов — никаких проблем.
Только надо ли это вам, учитывая ставки ЕТТ? Сомневаемся.