Ограничения и пошлины на вывоз легковых автомобилей, ввезённых по льготке, сняты.
Изменения в порядке перемещения машин через границу вступили в силу с 1 января 2013 года. Если помните, ещё в 2010 году и в первом полугодии 2011-го у истоков образования Таможенного союза автолюбителям позволили ввезти подержанные автомобили из-за границы по льготным тарифам, а после 1 июля, с началом работы ТС, таможенные ставки увеличились в разы. Главным условием при этом была невозможность дальнейшей реализации четырёхколёсного товара без уплаты разницы в таможенных пошлинах внутри стран Таможенного союза.
В принятом тогда руководством трёх государств «Соглашении о порядке перемещения физическими лицами товаров для личного пользования через таможенную границу Таможенного союза и совершения таможенных операций, связанных с их выпуском» так и говорилось: «Автомобили, ввезённые после 1 января 2010 года на территорию Республики Беларусь или Республики Казахстан из третьих стран, в отношении которых таможенные пошлины, налоги уплачены по ставкам, отличающимся от установленных приложением 5 к настоящему Соглашению, в Российской Федерации (Казахстан, Беларусь) признаются иностранными товарами: до уплаты таможенных пошлин, налогов в размере разницы уплаченных сумм таможенных пошлин, налогов и сумм таможенных пошлин, налогов, подлежащих уплате по ставкам, указанным в приложении 5 к настоящему Соглашению, или до 1 января 2013 года».
И дабы успеть ввезти авто подешевле, народ ринулся на забугорные автоплощадки. Машины тащили через кордоны разными путями, кто и на чём только можно. Такого ажиотажа на казахстанской границе не было никогда! К примеру, за 6 месяцев 2011-го в страну было ввезено более ста тысяч автомобилей и в большинстве случаев, конечно же, для перепродажи. Большая часть ввезённых машин растеклась по стране, но были и те, кто поставил машины на стоянку в надежде, когда придёт время, выгодно продать их россиянам, другие сами собирались переезжать в РФ и думали прихватить авто с собой. Одними только письмами с вопросом, как можно продать автомобиль в РФ, читатели завалили всю редакцию. В общем, заветный час настал!
Отныне ввезённые ранее по низким таможенным ставкам легковые автомобили признаются товарами ТС и могут перемещаться через границы без доплаты разницы сумм таможенных платежей, хотя таможенники подчёркивают, что снятие ограничений — это очередное упрощение для передвижения лиц, которые ездят через границы Таможенного союза не в торговых целях, и ажиотажный вывоз автомобилей в связи с отменой ограничения вряд ли будет заметен. Статистика показывает, что рынок в данном сегменте стабилизировался и ожидать какого-то всплеска перемещения легковых автотранспортных средств между странами не стоит.
— Каких-либо новых документов по этому поводу не принималось. Так что теперь де-юре граждане, желающие приобрести или продать машину в странах ТС, могут пересекать границы спокойно, — рассказала в интервью «Колёсам» начальник отдела контроля таможенных процедур ДТК по г. Алматы Римма Чеколбаева. — Как всё сложится на практике, пока сложно сказать. Ведь и раньше, во время переходного периода при становлении Таможенного союза, бывало, что российские таможенники создавали совершенно абсурдные препятствия. Требовали какие-то дополнительные печати в документах и т. д. Так что как всё будет происходить де-факто, мы не знаем. Таможня в России пока отдыхает, и перевозить машины, ввезённые по льготке, через границу ещё никто не пытался.
Также стражи экономических границ напоминают о том, что с 1 января упростилась и процедура декларирования временно перемещаемых между странами Таможенного союза автомобилей для личного пользования. Теперь, согласно пункту 19 решения Коллегии Евразийской комиссии № 183, с хозяев авто снята обязанность при обратном вывозе заполнять ещё одну пассажирскую таможенную декларацию с данными на транспортное средство, как было установлено ранее. То есть отныне автолюбителям достаточно будет предъявить всего один документ. Таможенники уверены, что данная мера сделает более удобными поездки граждан из сопредельных государств на автомобилях из России в Казахстан и Беларусь и обратно.
Мнение редакции
Что ж, в нашу страну по льготке было ввезено тысяч 200 авто, в то время как в Беларусь гораздо больше. Но, если честно, сказать, что завтра потоки бэушных машин начнут перетекать туда-сюда по всему Союзу, действительно сложно.
Хотя, учитывая народную любовь всех трёх стран к подержанным автомобилям, не будем загадывать. 1 января наступило, а дальше посмотрим, что получится.