Календарь IRC (Intercontinental Rally Challenge) практически весь состоит из асфальтовых гонок. Всего три этапа из одиннадцати имеющихся проходят по гравию. И вот мы в Англии, и именно на гравийном этапе серии! И, кстати, не просто в Англии, а в колоритной Шотландии, куда помериться силами с мастерами высшего пилотажа и собрать бесценный опыт прилетел и казахстанский пилот Арман Смаилов
Ралли Шотландии ранее особо не пользовалось широкой популярностью, даже несмотря на то, что известнейший гонщик прошлого столетия Колин Макрей как раз таки из этих краёв. У местных гонщиков и жителей — это да, событие, но чтобы сюда хлынули потоки иностранных фанатов — нет. Во-первых, далеко. Во-вторых, особенности климата никак не обещают солнечного курорта. Каждый день дожди, и водой почва пропитана так, что даже холмы напоминают большие намоченные губки. Ступил на склон, а нога провалилась в какое-то жидкое месиво. Но с приходом IRC в эти края ситуация стала меняться. Ралли Шотландии подключилось к серии в 2009 году и уже третий год подряд отращивает новую веточку популярности среди зарубежной аудитории.
Но, конечно же, гонка живописная, но одновременно является и одной из самых сложных в мире. Очень скользкое покрытие, закрученные подъёмы, крутые спуски… И это лишь фрагменты того, что мне удалось увидеть. Если расспросить самих гонщиков, то на трассе ралли Шотландии можно встретить и такие сложности, на которых хочется ездить только на внедорожниках, а не на легковых, хоть и подготовленных, ралли-карах.
Всего в списках заявленных на гонку я насчитал чуть больше 70 экипажей. Не колоссальное количество, учитывая, что в зачёте IRC едет только 40 машин, а все остальные участники — это национальный класс, который гонял по тем же дорожкам, но со своей кухней. Досадным оказался тот факт, что по времени между зачётом для айэрсишников и местного чемпа были существенные паузы. Допустим, после финиша канала суперменов национальный канал проходил тут, к примеру, через час. В итоге как едут британские гонщики на разной интересной технике удалось посмотреть лишь краем глаза, когда мы долго пробирались сквозь непролазную чащу леса к нашему автомобилю. А жаль. Парни местные жгут на привычной им жиже ой как жёстко.
Но «супера» (машины класса S2000) тут едут ещё быстрее. Насладиться ими мы успели ещё на асфальтовом этапе в Ялте, а теперь я с любопытством смотрю, как эти злыдни проходят грунтовые повороты. Класс! Дух захватывает, и я перестаю чувствовать свои ноги. Получаю камнем в щеку, ошмётками шотландской грязи в лоб, а кайфую.
А вот и наши парни! Арман Смаилов и Андрей Русов также ехали в зачёте IRC на N-групповой машине вместе с заводскими и не менее известными пилотами. И, конечно, не так быстро, как эти звёзды. Уже на первом сервисе Арман поведал, как непросто ему в Шотландии. В своём привычном темпе ехать он не может: очень скользко, сложная конфигурация трассы. Вдобавок с машиной велась постоянная борьба — не совсем подходили настройки подвески, резину лучше было бы нарезать и т. д., вплоть до дискомфорта за рулём из-за сиденья, которое не подходило под Армана. К слову, Impreza, на которой Смаилов проехал Шотландию, была не его. За три дня до гонки автомобиль был предоставлен компанией Prodrive, известным во всём мире производителем спортивной техники, и привыкнуть к новой технике за пару дней пилот просто не успел. Но ралли продолжалось. И когда на третий день стало посуше, Арман показал, как может ехать. Одиннадцатое место в абсолютном зачёте, в 6 секундах от Тоши Арай, некогда заводского пилота Subaru World Rally Team, на машине более высокого класса — это показатель. Но этот же день заставил попрощаться с пробитыми колёсами на допе и, естественно, со временем.
Расклад же в первой тройке абсолютного зачёта на третий день никак не изменился. Точнее, он поменялся сразу после старта заключительного дня. Юха Хяннинен на 9-м допе отобрал «серебро» у Брайана Буфье и уже до финиша ралли закрепил за собой эту позицию. А гонку выиграл Андреас Миккелсен, который наштопал себе побед за весь второй день и был таков. На заключительных допах он и вовсе расслабился и смог себе позволить финишировать на 9-й позиции. «Бронза», как уже стало понятно, досталась Брайану Буфье.
Арман Смаилов и Андрей Русов финишировали третьими в своём классе и 19-ми в абсолютном зачёте. И, возможно, как раз таки ради этого можно было пожертвовать скоростью, учитывая, сколько народу потрепалось и полегло в густых лесах Шотландии. До финиша не доехала практически половина всего канала.
Третий день заметно измотал парней. Арман в своём блиц-интервью на промежуточном сервисе так и признался, что не ожидал таких нагрузок. Но финишный створ пройден, и это уже результат на таком непростом ралли, как Шотландия.
Судить ралли Шотландии не так-то просто. Коварность трассы заслуживает катастрофически громадного внимания экипажа, её сложность в плане покрытия тоже заставляет вести себя очень осторожно. Нужен финиш? Значит, придётся много заниматься математикой в уме. Хочется скорости? И тут лучше иметь в виду то, зачем сюда приехал. Пара бравых парней, которые гнали в одном классе с Арманом Смаиловым на очень быстрых Lancer Evo IX, в последний день оказались вне трассы с несовместимыми для финиша повреждениями. А как красиво шли-то, а!
Две с лишним тысячи км по Великобритании на Ford Galaxy
Все 10 дней нашего британского тура мы провели с семиместным минивэном Galaxy. Ни одного дня не прошло без его участия и помощи. Автомобиль, о котором мало что известно в Казахстане, да и вообще редко интересующий заядлого автомобилиста из-за своей принадлежности к семейному классу.
И он нам всем запал в душу. Несмотря на скромные физические данные (под капотом — 2-литровый турбодизель, спаренный с автоматом) и объёмное телосложение, бусик носился резво. Одновременно ему удавалось порадовать комфортом, эргономикой, простором и даже, можно сказать, управляемостью. Все семь пассажирских мест опробовать не удалось, т. к. место в багажнике под потолок было забито пожитками и последствиями шопинга. Зато мы оценили его вместительность и тяговитость.
Galaxy оказался удачным выбором для такого немаленького путешествия. За всё время не нашлось явных минусов, которые повлияли бы на его оценку. Разве что габариты иногда явно были не в нашу пользу — большая парусность (при боковом ветре машину ощутимо сносило в сторону) и сложности на парковках на тесных британских улочках.