909-articles-main-1359709225

Как растаможить авто за €1 200?

Второй год отечественный автомобильный рынок словно пребывает в летаргическом сне. Поступление свежей крови практически прекратилось. Исключение — новые машины, завозимые официальными и «серыми» дилерами, или же автомобили, собираемые на наших заводах. Автовладельцы винят во всём высокие таможенные пошлины. Но оказалось, что выход из ситуации есть! Точнее, и был всё время. Просто о нём почему-то до сих пор нигде не упоминалось.

Второй год отечественный автомобильный рынок словно пребывает в летаргическом сне. Поступление свежей крови практически прекратилось. Исключение — новые машины, завозимые официальными и «серыми» дилерами, или же автомобили, собираемые на наших заводах. Автовладельцы винят во всём высокие таможенные пошлины. Но оказалось, что выход из ситуации есть! Точнее, и был всё время. Просто о нём почему-то до сих пор нигде не упоминалось.

Итак, после вступления Казахстана в Таможенный союз ввоз машин в нашу страну резко сократился. Как мы уже писали, по данным Комитета таможенного контроля Министерства финансов РК, если в 2011 году в Казахстан для личного пользования было ввезено 119 809 легковых автомобилей, то с 1 января по 12 ноября 2012-го к нам прибыло лишь 1 599 транспортных средств. То есть в прошлом году импорт подержанных автомобилей в Казахстан упал почти в 75 раз! Высокие пошлины сделали своё дело.

Народ, естественно, возмущался. Те же «кыргызоводы» рвали рубашку на груди, что имеют право ездить на недорогих и относительно новых железных конях, и потому, мол, покупают машины в Бишкеке, нарушая таможенное законодательство.

После 1 июля 2011 года ввоз подержанных иномарок практически свёлся к нулю. Однако, ввоз при этом вполне возможен. И даже за адекватные деньги

Но, как оказалось, ввозить автомобили в нашу страну возможно, причём по совершенно разумным тарифам и с соблюдением всех законов. Конечно, при условии, что будет соблюдён ряд требований, но тем не менее для многих этот вариант окажется приемлемым. Об этом и в целом о правилах таможенного оформления машин мы и попросили поподробнее рассказать и.о. начальника Управления таможенных доходов ДТК по г. Алматы Армана Шамшиденова. Читаем внимательно.

— Существует приложение № 5 к «Соглашению о порядке перемещения физическими лицами товаров для личного пользования через таможенную границу Таможенного союза и совершения таможенных операций, связанных с их выпуском», — пояснил глава УТД, — согласно которому, автомобили при ввозе подразделяются на новые — возрастом до 3 лет, далее следуют от 3 до 5 лет и наконец — от 5 лет и старше. Для каждого из них предусмотрен свой совокупный платёж в зависимости от кубатуры двигателя.

Совокупный таможенный платёж — интересная штука. Он включает в себя и таможенную пошлину, и НДС, и прочие сборы при едином тарифе, который зависит от объёма двигателя.

При провозе товара через границу участник внешне-экономической деятельности вправе выбрать одну из двух форм декларирования: упрощённую, с заполнением приходно-таможенного ордера (ТПО), или по грузовой декларации (ГТД). При растаможке машины по ГТД автовладельцам придётся заключать брокерский договор с таможенными брокерами. Сами они без лицензии не имеют права заниматься оформлением подобных документов. А таможня в этом случае будет руководствоваться Единым таможенным тарифом, где ставки на первый взгляд ниже, но автовладельцу необходимо заплатить 12 % НДС, который взимается со стоимости автомобиля, перевозки, растаможки и оформления. А растаможивая машину по ТПО (так называемая упрощёнка), автовладелец сам заполняет все документы и будет оформляться как раз в соответствии с Приложением № 5 (см. табл. ниже), предусматривающим совокупный платёж, то есть без НДС. В нём для автомобилей составлена градация не просто по объёму двигателя, а по возрасту: до 3 лет, от 3 до 5 лет и свыше 5 лет. Причём для новых авто есть ещё обязательная градация по таможенной стоимости, которая подсчитывается по каталогам: до €8 500, от €8 500 до 16 700, от €16 700 до 42 300, от €42 300 до 84 500, от €84 500 до 169 000 и свыше €169 000.

Мы сами (таможенники. — Прим. авт.) для удобства работы пересчитывали, и получилось, что новые машины ввозить по ТПО невыгодно. Сборы выходят больше, чем по грузовой декларации. Возьмём, к примеру, Toyota Camry «пятидесятку» стоимостью $23 000, ввезённую из Арабских Эмиратов. Если оформлять машину по грузовой декларации, таможенная ставка на неё будет 30 %, но не менее €2.15 за кубический сантиметр объёма двигателя. Одним словом, таможенная пошлина составит около €6 900. Прибавьте 12 % НДС плюс сбор за декларацию, и мы получим порядка $11 000.

Оформляя же машину по ТПО, вы должны будете заплатить 48 % от таможенной стоимости, но не менее €5.5 за кубический сантиметр. Таможня, естественно, берёт в пользу государства большую сумму. И если 48 % от $23 000 практически соответствуют тому, что вы заплатите по грузовой декларации, то €5.5 за куб при объёме 2.5 литра выльется вам в $18 160. Разница ощутимая! То есть при растаможке новых машин людям выгоднее обращаться к таможенным брокерам и оформлять товар по грузовой декларации.

Похожая ситуация, казалось бы, складывается при оформлении по ТПО машины в возрасте от 3 до 5 лет. Здесь нет ограничения по цене, а разнятся автомобили только по объёму мотора. На примере той же Toyota Camry или аналогичной машины ценой $23 000 с движком 2.4 литра. Таможенный тариф (по ГТД) будет 35 % от стоимости плюс НДС и т. д., столько же, как мы посчитали, для новой, а совокупный платёж по ТПО — €3 за кубик. Разница в принципе небольшая, но при ввозе 3-5-летнего автомобиля с объёмом двигателя до 1.5 литра мы получаем совокупные €1.5-1.7 за куб. В результате растаможка машины с движком 0.8 обойдётся примерно в €1 200!

Volkswagen Jetta. Седан класса С. Выпускается с 2005 года. Имеет малолитражные бензиновые двигатели 1.2 и 1.4 л. Согласно Приложению 5 (оно ниже) такая машина попадает в область доступной растаможки

Машины старше 5 лет оформляются по более высокому тарифу, что должно ограничить ввоз автохлама в нашу страну. Так что самые выгодные для растаможки сегодня — относительно свежие автомобили с небольшим объёмом движка.

В то же время нельзя забывать, что год выпуска машины считается в Казахстане с даты изготовления, а не со времени продажи. Этот момент у нас многие автовладельцы не учитывают, ведь за рубежом частенько в техпаспорте отмечают год начала эксплуатации. А потом по прибытии на границу начинаются проблемы.

К слову, для физических и юридических лиц разницы в таможенных тарифах нет.

— Единственное, юридические лишены права выбора и обязаны декларироваться только по ГТД, — отметил Арман Шамшиденов.

От редакции

Конечно, далеко не всем нашим согражданам покажется интересным ввоз малолитражного автомобиля. Большинство предпочитает всё же и моторы помощнее, и кузова попросторнее — кроссовер или в идеале какой-нибудь внедорожник. Однако тенденции всё равно меняются. Это видно и по рынку новых автомобилей — всё больше людей пересаживаются на машины с малолитражными моторами. И тому, кто придерживается этого тренда, но при этом всё же предпочитает подержанную иномарку, к примеру, из Европы, «упрощёнка» подойдёт в самый раз.

Основные автомобили в возрасте от трёх до пяти лет

До 1 литра. Растаможка от 1 200 евро

Автомобилей с микролитровыми двигателями, способных заинтересовать казахстанцев, не так много. И всё же они есть:

Daewoo Matiz — 0.8 и 1 литр. Выпускается с 1998 года

Opel Corsa — 1 литр. Выпускается с 2006 года

Toyota Aygo/Peugeot 107/Citroen C1 — 1 литр. Выпускается с 2005 года

Toyota iQ — 1 литр. Выпускается с 2008 года

Smart ForTwo — 0.8 и 1 литр. Выпускается с 2007 года  

От 1 до 1.5 литра. Растаможка от 1 500 евро

Ассортимент малолитражек побогаче будет, и в списке можно подыскать интересные экземпляры. Глядите:

Audi A1 — 1.2 и 1.4 литра. Выпускается с 2010 года

Audi A3 — 1.2 и 1.4 литра. Выпускается с 2004 года

FIAT 500 — 1.2 и 1.4 литра. Выпускается с 2008 года

Mazda 2 — 1.3 и 1.5 литра. Выпускается с 2008 года

Mercedes-Benz A150 — 1.5 литра. Выпускался с 2004 по 2012 год

Nissan Note — 1.4 литра. Выпускается с 2004 года

Opel Corsa — 1.2 и 1.4 литра. Выпускается с 2006 года

Peugeot 207 — 1.4 литра. Выпускается с 2006 года

SEAT Ibiza — 1.2 и 1.4 литра. Выпускается с 2008 года

SEAT Leon — 1.2 и 1.4 литра. Выпускается с 2005 года

Skoda Fabia — 1.2 и 1.4 литра. Выпускается с 2007 года

Skoda Octavia — 1.4 литра. Выпускается с 2004 года

Skoda Yeti — 1.2 и 1.4 литра. Выпускается с 2004 года (КРОССОВЕР!)

Suzuki Splash — 1, 1.2 и 1.3 литра. Выпускается с 2008 года

Suzuki Swift — 1.2, 1.3 и 1.5 литра. Выпускается с 2004 года

Suzuki Jimny — 1.3 и 1.5 литра. Выпускается с 1998 года (ВНЕДОРОЖНИК!)

Toyota iQ — 1.3 и 1.4 литра. Выпускается с 2008 года

Toyota Corolla — 1.3 литра. Выпускается с 2006 года

Toyota Auris — 1.3 литра. Выпускается с 2006 года

Toyota Yaris — 1, 1.3, 1.4 и 1.5 литра. Выпускается с 2005 года

Volkswagen Polo — 1.2 и 1.4 литра. Выпускается с 2009 года

Volkswagen Golf — 1.2 и 1.4 литра. Выпускается с 2009 года

Volkswagen Jetta — 1.2 и 1.4 литра. Выпускается с 2005 года

Volkswagen Passat — 1.4 литра. Выпускается с 2005 года

Приложение 5

к Соглашению о порядке перемещения физическими лицами товаров для личного пользования через таможенную границу Таможенного союза и совершения таможенных операций, связанных с их выпуском

Товары для личного пользования, перемещаемые через таможенную границу, с уплатой таможенных пошлин, налогов

** в соответствии с иным международным договором государств — членов Таможенного союза эти страны могут устанавливать иные единые ставки таможенных пошлин, налогов