841-articles-main

Ретро-ралли по-казахстански

В Алматы прошло первое в Казахстане ралли исторических автомобилей. Об атмосфере и сложностях, с которыми столкнулись его участники, рассказывает наш обозреватель Павел Ким, принявший участие в этом соревновании в качестве штурмана.

В Алматы прошло первое в Казахстане ралли исторических автомобилей. Об атмосфере и сложностях, с которыми столкнулись его участники, рассказывает наш обозреватель Павел Ким, принявший участие в этом соревновании в качестве штурмана.

О ретро-ралли в Казахстане можно сказать одной фразой: «Впервые на манеже без страховки и суфлёров!» До этого момента подобные мероприятия в республике не проводились, а участие в этом ралли действительно напоминает головокружительные номера цирковых акробатов. Передвигаться по улицам Алматы на старинных авто — занятие не самое простое, а из-за стоимости олдтаймеров и дефицита запчастей любая мало-мальская авария подобна падению из-под циркового купола. Костей-деталей потом не собрать в прямом смысле.

Справа великолепный Mercedes-Benz SE280 (W111) — первое место среди «Авто импортного производства», в центре — серебряный призёр

Тем не менее на старте 26 автомобилей, выпущенных до 1980 года, и это впечатляет. Даже у меня, спокойно относящегося к ретро, разбегаются глаза и текут слюнки. И есть от чего. Вот уникальная полноприводная «Победа» ГАЗ М-72, которых всего-то было выпущено 4 678 штук, вот прекрасно сохранившийся Mercedes-Benz 280SE (кузов W111) с шикарным салоном, вот монументальный Packard 300, а какой оказывается маленький и безобидный «Москвич 401»!

ГАЗ М-72 — самый редкий авто в этом ретро-ралли

Но, приглядевшись, замечаешь, что большинство машин, пусть в мелочах, но отличаются от оригинала. Установка современной резины — на таких соревнованиях практика привычная и мера вынужденная. Но к чему на ГАЗ 69 так бросающиеся в глаза современные противотуманные фары или покрашенный бронзовой краской хром на «Чайке»? Литые диски белого цвета на «Победе» и тюнингованный руль с накладками на педали в другом «69-м» откровенно режут глаз. Часть машин и вовсе как будто находится в повседневной эксплуатации. А что, 30 лет и правда не возраст для хорошей машины. К примеру, депутат сената Гани Касымов не без гордости заявил, что на его ГАЗ 69 более мощный мотор, коробка от Hyundai и усиленные рессоры, на этой машине он ездит на охоту.

Этим ГАЗ 69 управлял известный политик Гани Касымов

То ли дело переделки, которым подверглась одна из многочисленных на ралли 21-х «Волг». Силовой агрегат здесь от Mercedes-Benz, подвеска занижена, а в салоне кондиционер. Интерьер и экстерьер полностью оригинальные и блестят, будто только что с конвейера, — настоящий custom-car. Но это скорее исключение, обычно переделки не идут впрок. Та самая «Чайка» с «бронзовым» хромом скрывает внутри агрегаты от Lexus. А Toyota Land Cruiser FJ40 c зубастой резиной, лифтом подвески и спортивными ковшами в салоне так и просится в грязь. Тем более что во многих странах такие «сороковки» — самые популярные авто для трофи. Но некоторые участники отличились ещё больше. Как вам ЗАЗ 968А с тюнингом, который даже молодёжь заставит краснеть? Были и откровенно убитые машины с надписями «кариес» на проржавевших насквозь крыльях. Но ворчание в сторону. У владельца вишнёвой «Волги» ГАЗ 24, героя нашего теста (), заболел штурман, и он сделал мне предложение, от которого я не смог отказаться. Итак, я штурман экипажа номер 9. Заполняю анкету, получаю необходимые документы и отправляю пилота изучать трассу фигурного вождения. Фигурное вождение? Хм…

Этот Land Cruiser FJ40 1979 года и сейчас многим даст фору на бездорожье

Это в Европе и прочих цивилизованных странах под ретро-ралли подразумевается неспешная езда «на равномерность» с фиксацией времени старта и финиша с точностью до тысячных секунды. У нас же это обычное любительское ралли со спецучастками, пусть и закамуфлированное под ретро. Время на КВ отмечалось с точностью до 1 минуты, а победитель гонки определялся по времени прохождения двух СУ, где надо гнать на все деньги. А это не совсем правильно. Гонять на таких машинах (самому молодому экземпляру 32 года) попросту опасно. Не говоря о том, что насиловать бережно отреставрированный памятник автомобилестроения и вовсе дурной тон. Но именно это заставили делать нас организаторы.

ВАЗ 21011 — второе место в классе Made in USSR

Что ж, назвался Сусаниным, веди в болото! Нам ли не знать, что такое ралли. Тем более наш автомобиль в отличном состоянии и готов побороться за чистое время на трассе. Судьи здесь те же самые, что и на чемпионате страны по классическому ралли, контрольная карта точь-в-точь как в настоящем спорте, дорожная книга составлена почти без ошибок. Сложность вызывают лишь старые названия улиц, так, к примеру, я долго не мог понять, как с Центрального стадиона можно сразу выехать на Университетскую. Оказывается, имелось в виду не старое название улицы Зеина Шашкина, а историческое название улицы Сатпаева.

На старт вышло всего две «Победы», но до финиша добралась толька эта

Выезжаем на стартовое КВ и получаем отметку в контрольку. Дальше всё привычно: судья в зелёной жилетке, сжатый кулак и обратный отсчёт времени до старта. Пульс подскакивает, пилот выжимает тугое сцепление, взмах рукой, старт! Ух, как «Волга» едет фигурку! Крены огромные, в поворотах пытаешься найти опору и не соскользнуть с мягкого сиденья. Но время вышло у нас приличное. На втором прохождении этого допа скидываем три секунды со своего результата. Результат неплохой, но среди призёров нас нет.

Хоть смейся, хоть плачь. Этот изуродованный ЗАЗ 968А стал победителем в категории Made in USSR. Мы бы сказали, что для него надо было сделать отдельный зачёт под названием Remade in Kazakhstan

И только на следующий день выяснилось, что среди машин советского производства быстрее оказались только до смерти затюненный «запорожец» и оранжевая «копейка». А назад нас отбросили 2 штрафные минуты… Зная судейскую кухню, я почти не сомневаюсь, что это очередная ошибка, но грамоты подписаны, подарки вручены, и никто уже не будет пересматривать итоги. Обидно, но виноват сам. Увидев опытных судей, я расслабился и понадеялся, что всё будет как у взрослых: предварительные результаты, полчаса на протесты, окончательные результаты и награждение. На этот раз просто назвали имена призёров, а остальным вручили грамоты за участие.

Приз за лучший костюм эпохи получил экипаж «Москвича-401» 1955 года. За рулём известный автоспортсмен Евгений Ревин

Впрочем, каким бы расстроенным я ни был, не признать, что праздник удался, я не мог. Почти три десятка раритетных авто, включая несколько действительно редких машин, отличная погода и море внимания со стороны простых зевак. Стоило остановиться около КВ, как машину тут же начинали снимать на мобильники и фотоаппараты. И, наконец, стилизованный под советские времена буфет на финишной парковке перед гостиницей с таким же тёплым старым названием «Алма-Ата». Вот только ретро-ралли должно быть совсем другим…

Раритетом этот «Москвич 401» назвать тоже сложно

Ретро-ралли по-настоящему

Настоящее ретро-ралли — это гонка за долями секунды. Здесь задача экипажа намного сложнее и не сводится к элементарному: промчать «змейку» на скорости и подать контрольку на КВ в свою минуту. Штрафуют там за всё! Пересёк линию КВ на полсекунды раньше или позже — штрафные баллы, а за превышение скорости можно и вовсе схлопотать пожизненную дисквалификацию. И никаких скоростных участков, где надо валить, что называется, на все деньги. Только трезвый расчёт, размеренная езда и железные нервы. В таких соревнованиях у штурмана приборов не меньше, чем на болиде для ралли-рейда «Дакар»: один для контроля за нормами времени прохождения спецучастков, другой (Terra-trip или специальный Retro-trip) для учёта дистанции, третий — обычный навигатор. Кстати, при равенстве очков более высокое место достаётся автомобилю, чей возраст больше.

Особняком стоит Rallye Monte-Carlo Historique — гонка, проводящаяся по оригинальным правилам для автомобилей, которые выступали здесь в 1955-1980 годах. Участники стартуют из Турина, Барселоны, Реймса, Глазго, Осло или Варшавы и проезжают от 1 000 до 2 500 км до финиша в Монако.

Фотоотчет

Четверть участников вывела на старт «Волгу» ГАЗ 21

А этот великолепный Volkswagen Beetle остался без наград

Самый пожилой участник ретро-ралли Мархинин Рудольф Дмитриевич 1940 года рождения управлял «Волгой» ГАЗ 21, которая была на 21 год моложе