Мечты казахстанских раллистов, можно сказать, сбылись. Они получили быстрые и одновременно мягкие гонки. Одной из них стало совершенно новое ралли под острым названием «Сапсан», которое прошло 27 апреля, в субботу, в ста километрах от Алматы. Мы тоже остались под впечатлением от него. И вроде всё хорошо, но чего-то опять не хватает казахстанскому ралли.
Чего не хватает? Как это ни странно, но не хватает именно раллистов, хотя и зимняя гонка полноценно утвердилась в календаре KZRC (для тех, кто не знает, — Kazakhstan Rally Championship), асфальт как-никак появился, грунтовые этапы стали в десяток раз мягче и менее разрушительны, да и география проведения ралли уже как 2 года выползла за территорию Алматинской области. При этом скромная цифра в полтора десятка экипажей на старте склонна стать константой.
Приехав на «Сапсан», мы бегло осмотрели закрытый парк, зону сервиса и поняли, что увеличения списка стартующих не произошло и в этот раз. Причём в отсутствующих и Евгений Сапогов, и Арман Смаилов, и Владимир Радостовец, и по-прежнему не видать Олега Балюка. Нет и звонкой «Пумы», которая на «Самурыке» была замечена в весёлой раскрасочке под заводскую команду Ford времён начала 2000-х, а также парочки экипажей, которые катались в прошлом году, и Денис Глушков тоже прогуливается зрителем. Зато вернулся в классику Антон Ли, правда, тоже непонятно, надолго ли. Видать, разминки ради стартовал на Toyota Celica участник Дакара Андрей Чередников, и мы заметили ещё один экипаж из Павлодара (Фоминских/Евлантьева) на раллийной «Эвике» 4-го поколения. Но кто не приехал на «Сапсан», пропустил классную гонку.
За час с небольшим мы домчали из Алматы до штаба, а оттуда, как выяснилось, и до самих допов рукой подать. Зрительских листков и плана для прессы, как всегда, не было, но это не помешало нам сориентироваться — гонка очень компактная. Как итог, мы успели заглянуть на все участки, ведь их, по сути, всего было три, но дважды они дублировались, а последний, третий, проезд проходил в обратную сторону. И те участки допов, что мы увидели, показались нам верхом мечтаний для казахстанских раллистов. Ровненькие, быстрые и, естественно, в большей мере максимально безопасные — кругом степь, хоть и холмистая.
Гонка прошла живенько. Даже при столь скромном количестве участников промелькнула искорка борьбы: Антон Ли поборолся с Павлом Фоменко, Дмитрий Плясов с Даулетом Оразалиевым. Детальнее всё это смотрелось со стороны вот как.
С самого начала ралли мы задались одним вопросом: куда так торопится Антон? Или человек просто отрывается после долгого воздержания, или реальная угроза висит на хвосте? Но кто эта угроза, если уже с самого начала выбыли из гонки Ярослав Листопадний и Александр Фоменко. Как оказалось, было от кого защищаться: в гонке сохранился Фоменко-младший (тот, что Павел), и Антон даже при своём горячем темпе на второй секции ему таки слил. Прошёл второй регруппинг, и вот мы видим, как первым жмёт педали уже Фоменко, а Антон превратился в догоняющего. В принципе в ходе третьей секции он Павла достаёт, но на заключительном, девятом, допе 4G63 (это двигатель раллийного Evo IX) скисает, и экипаж Ли/Крутских выходит из игры, а Фоменко становится победителем ралли «Сапсан».
Андрей Чередников, стабильно державшийся всю гонку на третьей позиции РК-ПРО и схлопотавший тучку штрафных минут на первой секции, в итоге берёт серебро, а бронза достаётся экипажу из Павлодара (с 4-минутным интервалом от Чередникова!). Четвёртому месту в РК-ПРО не бывать, т. к. участников в полноприводном классе больше не финишировало — Пётр Бородин сошёл ещё на СУ-6.
Всего, кстати, на финиш «Сапсана» приехало 8 машин. Можно сказать, цифры традиционные. Хотя заметьте, трассы-то уже совсем не костоломни, на что ранее косили спортсмены при технических сходах. И тем не менее на «Сапсане» не выдерживали и трансмиссия, и приводы, и двигатели, и подвеска.
Что интересно, моноприводные автомобили оказались куда выносливее — по итогам гонки финишировало пять экипажей РК-11! Возглавил список класса опытный Дмитрий Плясов (он же стал вторым в «Абсолюте»), второе место у Олега Данильченко, который, к слову, тоже красиво дубасил по допам, и третья позиция у дебютантки прошлого сезона Яны Пелениченко на Citroen C2 с московскими транзитниками. Даулет Оразалиев? Увы, но в борьбе за победу подкачала опять техника: шаровая опора и злополучный привод колеса его переднеприводной «Импрезы» поставил точку в красочном состязании уже на шестом допе.
На этом гонка и закончилась. Разбирательств и протестов не было, все ознакомились с результатами, наградились и по домам. Мы были в городе уже ближе к девяти вечера. Забыл, кстати, сказать, что, как всегда, апрельская степь радовала своей красотой, а солнечная погода позволила принять первую ультрафиолетовую ванну на свежем воздухе, как ранее и на «Борлах» в принципе.
Но это не всё. «Сапсан» дал пищу для других размышлений, с чего собственно я и начал разговор. Возросшее качество трасс ралли не повлияло на количество заявленных участников, оно же не повлияло и на статистику его итогов — по-прежнему сошедших экипажей под 50 %. Организация гонки была тоже на привычном среднем уровне: помимо задержки старта секции на 35 минут про другие проблемы мы не слышали… Да и, судя по форуму на , сказать в этот адрес тоже нечего, и потому там сегодня царит тишина.
Выходит, что для спортстменов сделали всё по максимуму (по крайней мере, потому что умеют), а в результате и гоняться-то некому. Учитывая, что этот труд далеко не лёгкий, организаторов стоит хлопнуть по плечу и сказать: «Молодцы!» — но при этом как-то становится их очень жалко. Ведь на такие гонки просится канал хотя бы в три-четыре десятка экипажей.
P.S. В те же выходные в соседнем Узбекистане тоже проходило ралли. Там этот вид автомобильных соревнований крайне редкий (в лучшем случае в год их проводят максимум два), а уровень технического изобилия куда ниже, чем в Казахстане. Но зато радует другое: 26 экипажей на старте, и добрая часть — это экипажи из регионов страны. При этом разница в организации — небо и земля…