Просыпается после спячки раллийное направление, и не просто просыпается, а готовится к мощному старту. В мире классики нашей страны грядут перемены. В качестве премьеры нового сезона организаторы решили на деле показать, что нас ждёт в году текущем. Ралли-спринту «Снежный барс» выпала эта непростая участь.
Выражение Станиславского стало крылатым и сегодня пользуется популярностью у многих руководителей и организаторов чего-либо. Отчасти его можно было применить и к казахстанскому ралли, но после откровенно провального, по нашему мнению, 2013 года оно попросту забылось.
Сегодня в ралли опять замерцали новые надежды. По крайней мере, в 2014-м спорт жить будет. Демонстрационная премьера сезона состоялась недалеко от Алматы, на уже известной многим любителям автоспорта тренировочной базе команды Mobilex Racing Team, что недалеко от посёлка Комсомол. К слову, именно эта команда взвалила на свои плечи ответственность за весь раллийный год.
И всё-таки с вешалки
Требования к организаторам ралли, извините, в этом году будут повышенные. Время уже просто обязывает быть на другом уровне, да и накипело за прошедшие годы. Главная новость, конечно, это не шатёр для VIP-персон, а появление автоматической системы хронометража. Вдобавок ещё и заморской, настоящей! Её, конечно, не было на «Снежном барсе», но обещали, что на чемпионате уже будет. Точность замера времени теперь не будет зависеть от пальцев стартера или глазомера финишёра — сражаться можно будет за доли секунды. Ещё бы соперники в гонки вернулись — в казахстанском ралли «атлетов» уже и не осталось. Обещают другое отношение к анонсированию гонок, рекламе и заняться повышением количества зрителей на гонках.
Концепт всегда крут, а что будет в серии?
Трасса того самого «Мобилекса» — идеальный спецучасток. Закрученный, трёхмерный, есть где стрельнуть, есть где в воздух подняться и, само собой, есть куда нехило убраться. Другими словами, если СУ на «Барсе» — это действительно та концепция, которой будут придерживаться организаторы, то ралли должно стать намного зрелищнее и интереснее, чем есть сегодня. Скажу честно, давно мы не получали истинного удовольствия от экшена, который происходил в этот выходной. Даже последние «Степные волки», увы, растеряли свою харизму.
Другое дело, конечно, что рельеф Казахстана представляет в основном равнинные участки, а сами допы — это дороги, которые накатывают местные жители. Увы, не финские кривые, где машины боком херачат сотни метров. Кто был в Финляндии, наверняка заметил, что прямики даже на обычных дорогах там встречаются редко, а тропы сквозь леса словно пьяные дровосеки пробивали. Так вот, в наших условиях придётся эти самые степные дорожки усложнять дорожной техникой. Будут ли этим заниматься? Очень надеемся, что да. Было бы для кого. Мы прекрасно понимаем, что затраты на проведение ралли колоссальные. И канал из 12-15 машин, половина из которых вряд ли финиширует в боевом настрое, это совсем не тот «профит». Кто едет в этом сезоне?
И правда, кто едет?
На старте «Снежного барса» мы встречаем всех старых знакомых. Хотя нет, не всех. Евгений Сапогов здесь, Олег Балюк тоже, Антон Ли с хорошим настроением обещает до последнего бороться за чемпионский титул в 2014-м, но вот Дмитрия Плясова не видать, Арман Смаилов так и не возвращается в KZRC, Павел Фоменко тоже не приехал на гонку. Дмитрий Филонец? Скоро мы даже забудем, как он выглядит.
Увы, но даже собравшиеся здесь спортсмены на вопрос: «Какие планы в этом году?» — пожимают плечами относительно участия в 2014-м. Участвовать не отказываются, но, возможно, выборочно и в зависимости от бюджета. Но лиха беда начало.
Снежному барсу обрезали когти
Повторюсь, что «Барсик» прошёл на позитиве. Даже вышедшая из строя фотокамера не испортила моего настроения. В лидеры сразу вышел Пётр Бородин, а остальные были лишь в числе догоняющих. Младший представитель семьи Бородиных сломя голову носился по заснеженным трассам, лишь раз пропустив вперёд Владимира Тарабанько на «Калине». С трудом можно было понять, как Петя умудрялся засовывать машину в поворот в тот момент, когда соперники бороздили снежные бурты, теряли управление, застревали и т. д. Ближе к Бородину по времени на допах был Олег Балюк, но с разницей по итогам ралли в две с лишним минуты — на общую дистанцию в 27 км боевых это, конечно, пропасть. Не смог навязать лидеру борьбу и Антон Ли, неоднократно путешествовавший за пределами трассы, а также Евгений Сапогов — вылет в сугроб не позволил ему продолжить гонку, уж слишком глубоко засели. Александр Фоменко, Виталий Гарштя, Георгий Чередников были ещё медленнее… Хотя есть ли смысл тут серьёзно рассказывать о результатах?
Гонку проще воспринимать как тренировку — ребята просто вышли косточки размять. О несерьёзности всего действа свидетельствует и обувка спортивных машин — гражданские зимние шины, кое-кто и вовсе поехал на «фрикционке». «Почему так?» — недоумевали мы. Ведь среди соревнующихся любителей на стандартных машинах нет. Ответ малость ввёл в ступор — часть дистанции допа, что на асфальтированной площадке, покрыта льдом и дырявить его боевым шипом не разрешается. Пф-ф… ради нескольких сотен метров катка решено отказаться от настоящего держака! Короче, всего потенциала ралли-кары на «Снежном барсе» нам не раскрыли. За таким зрелищем велкам в Астану, 1 марта именно там стартует первый этап чемпионата Казахстана по ралли.
Шины, которые они выбирают
Так как на «Снежном барсе» не применялись спортивные шины, мы решили выяснить, какие шины выбирают автогонщики из тех, что используются рядовыми автомобилистами.
Пётр Бородин — Continental ContiIceContact, шипованные, 195/65 R15
Не раз слышали восторженные отзывы об этих шинах как от рядовых водителей, так и от автоспортсменов. Судя по всему, не без их помощи Бородин выиграл эту гонку.
Олег Балюк — Kama Euro 519, шипованные, 195/65 R15
Выбор российских шин неоднократного чемпиона объясняется просто: купил что успел. По признанию пилота, неплохо держат лёд, но не справляются с рыхлым снегом.
Антон Ли — «НИИШП Ралли-2000», шипованные, 195/65 R15
Модель НИИШП хоть и зовётся по-спортивному, но предназначена для гражданки и имеет стандартный шип 1.5 мм. Антон пожалел, что выбрал эти шины отчасти и из-за того, что протектор был уже порядком поизношен.
Евгений Сапогов — Nokian Hakkapeliitta 7, шипованные, 205/65 R15
Финские шины помимо высокой популярности среди автомобилистов частенько встречаются в спортивных состязаниях. Евгений выбрал размерность пошире (205 против 195 у соперников).
Александр Фоменко — Cordiant Polar, шипованные, 185/65 R15
Свою «Импрезу» Александр Павлович обул в российские шины. Грубый протектор, похожий на гудьировский Ultra Grip, неплохо копает, к тому же профиль 185-й, что на снегу только во благо.
Виталий Гарштя — Bridgestone Blizzak WS70, фрикционные, 195/65 R15
Единственным участником из РК-ПРО, который выбрал зимние шины без шипов, оказался Виталий. Шины хорошие, но явно не для тех целей, что преследовались на «Барсе».
Георгий Чередников — Nokian Hakkapeliitta 8, шипованные, 225/45 R17
Уж кто был фраером на этих гонках, так это экипаж на чёрной «Целике». Последняя «восьмёрка» от Nokian, да ещё и на широких 17-х дисках! Да, круть, но не для ралли!
Владимир Тарабанько — Nordman 4, шипованные, 185/65 R14
Российская бюджетная «хаккапелиитта» — неплохой компромисс на обычных дорогах. Неплохие отзывы и среди любителей автоспорта. Владимир на ней стал первым в гонке, в своём классе.
Даулет Оразалиев — Falken RX 04 C, фрикционные, 195/65 R15
Не надейтесь найти эти шины в магазинах или даже в Сети. Это спортивная шина, но допущена была к гонке, т. к. без шипов. Модель старая и сегодня вряд ли производится, но Даулет её нахваливал.
Данильченко Олег — Cordiant Polar 2, шипованные, 175/70 R14
Последняя версия «поларов» от российского Cordiant встала в арки Данильченко. Копает, цепляется за лёд. Для бюджетных шин и такого рода соревнований очень неплохо, экипажу нравится.
Евгений Ревин — Nokian Hakkapeliitta 4, шипованные, 205/65 R15
Пожалуй, одна из знаменитых моделей «Хакки», за которой и сегодня охотятся многие любители зимней езды. На моноприводном «Цивике» широкие шины на 15-х дисках смотрелись очень внушительно.
Игорь Белоногов — Michelin X-Ice North, шипованные, 185/65 R14
На дорогом «Мишлене» был только один экипаж на «Снежном барсе». Ехал неплохо, занял в итоге третье место в классе, так что потрёпанный вид «Хонды-CRX» ещё ничего не значит.
Яна Пелениченко — Nokian Hakkapeliitta 7, шипованные, 185/60 R15
Выбор Яны совсем случайный. Как сообщила пилотесса, не было у неё гражданских шипов, пришлось одолжить у друга что было. Гонка была первой пробой на снежно-ледовом покрытии, ко многому пришлось привыкать.
Сергей Тимофеев — Hankook Winter i*Pike, шипованные, 195/55 R16
Порой скорость «первого нулевого» Audi TT можно было сравнить с боевыми автомобилями, хотя чего сравнивать — на допах он показывал пятый-шестой результат. Не исключено, что помимо опыта роль шин была не последней. Жаль, что под конец где-то «тэтэшка» вылетела.
Артём Сокирко — Continental ContiIceContact, шипованные, 175/75 R13
Несмотря на то что Артём гонял «нулём» на автомобиле, который далёк от автоспорта, к подбору шин он относится ответственно. Эти шипы он ставит на свой ВАЗ-2104 только на зимние гонки. Да-да, как бы это странно ни звучало, этот универсал частенько можно встретить на разных гонках.
Широка страна моя родная
Помимо хорошо проведённого гоночного дня нам удалось немного пообщаться с первыми лицами федерации автоспорта страны и непосредственно с организатором сезона. Одним из неожиданных сообщений стало, что географически ралли продолжит развитие и в этом году и распространится на юго-запад страны, а если быть точнее, этапы появятся в ЮКО (вроде в Сарыагаше), а также в Актау. И это странно.
Дело в том, что развитие ралли в других регионах застряло на откровенно любительском уровне — народу с недостатком адреналина в крови хоть отбавляй, но никто не пересаживается из своих гражданских автомобилей в спортивные подготовленные. В итоге 95 % боевого канала на региональных этапах чемпионата — это алматинцы. Оттого и проведение ралли в том же Актау вызвало лишь один вопрос: кто там будет гоняться? От Алматы до областного центра Мангистауской области ни много ни мало, а свыше 3 000 км. С учётом грустного настроя алматинских экипажей поедут в такую даль единицы.
Мы, конечно, знаем в тех краях одного раллиста — это Евгений Шевченко. Но кто ещё ему составит компанию? Нам ответили, что есть ещё как минимум 4-5 экипажей. Ну что сказать — кворум! Не лучше бы сконцентрировать силы на непростой восстановительный период именно в Алматы, где всё-таки есть кому ездить?
Что бы мы тут ни говорили
Очень хочется верить, что, несмотря на капризы всех вокруг, включая наши, у организаторов всё получится в том виде, как они это запланировали. Мы тут, конечно, ещё поскулим по поводу «неликвидности» некоторых решений, но только во благо самих раллистов, зрителей и, само собой, организаторов. Очень хочется, чтобы позитивный старт сезона, которым зарядил ралли-спринт «Снежный барс», сохранился и на весь сезон.
Ралли понарошку
Если описать ралли-спринт двумя словами, то это классическое ралли в миниатюре: такие же правила, дорожные условия, автомобили, но всё значительно компактнее. Одним словом, спринт, то есть гонка на короткое расстояние. Если любой этап KZRC должен насчитывать как минимум 100 км спецучастков, то здесь за глаза хватает одного трёхкилометрового допа, который участники несколько раз проезжают и так и сяк и наперекосяк.
Скучно? Отнюдь! Вновь всю гонку, находясь в штабе ралли, я буквально чувствовал, как вокруг кипит раллийная жизнь. В трёх метрах от штабной палатки каждую минуту с места срывался раллийный болид, а в это же время на другом конце поля боком ехал другой участник, на холме в снежных брызгах проносился третий.
Зрителям раздолье, не приходится часами стоять в степи ради двух проездов раллийного канала. Да и гонщики не жалуются — трасса оказалась пусть и короткой, но интересной. Не было многокилометровых прямиков, как это часто бывает в степи, и убить машину было невозможно. Если вспомнить, что последние этапы часто грешили излишне убойной дистанцией, то гуманность трассы можно считать большим плюсом. Не в накладе и организатор: нет необходимости перекрывать десятки километров дорог, пригонять на трассу десятки экипажей перекрытия, да и гостей можно пригласить.
Несмотря на все эти плюсы, этот ралли-спринт иначе как гонкой понарошку у меня назвать не получается. Для того чтобы увидеть ралли-кары во всей красе, не хватало самой малости — шин со спортивными шипами. Без «гвоздей» боевые машины смотрелись жалко: ревели спортивные моторы, фыркали перепускные клапаны, а толку чуть больше нуля. Машины гребли колёсами, но словно стояли на месте.
Смешно сказать, гражданский Audi TT, ехавший нулевым экипажем, показывал результаты в первой пятёрке, а если бы хозяйственный ВАЗ-2104, служивший вторым судейским экипажем, попал в зачёт, то его результат был бы отнюдь не худшим. Вот и получается, что смотреть гонки стало удобно, но использование гражданской резины сделало ралли каким-то игрушечным. Жалко, а ведь могло получиться такое зрелище…