855-articles-main-1354265735

Ралли «Степные волки-2012»

Шестой этап чемпионата Казахстана по ралли по плану должен был быть грунтовым. Однако наступающая зима внесла свои коррективы и помогла разнообразить и без того интересную гонку. Ралли «Степные волки-2012» нашими глазами.

Шестой этап чемпионата Казахстана по ралли. Ралли «Степные волки-2012»

Человек всегда мечтал о полётах. И даже несмотря на то, что братья Райт ещё в начале XX века раскрыли секрет, как можно летать на аппарате тяжелее воздуха, что сегодня больше половины всех поездок мы совершаем на самолётах, а космос засоряется мусором от космических ракет, земляне продолжают искать новые способы отрыва от земли. И один из этих способов — участие в классическом ралли на автомобилях, которые, кстати, можно смело причислить к летательным аппаратам.

Обилие полётов — вкуснейшая пища для операторов и фотографов

Конечно же, ралли не основано на полётах, как мотокросс, однако без них во многих случаях никуда. Вот ралли «Степные волки-2012», к примеру, которое состоялось в субботу, 24 ноября, запомнится навсегда именно гонками в воздухе, что на самом деле очень редкое явление в Казахстане. Но обо всём по порядку.

Боевой шип на южных этапах ещё не применяли. А тут настало его время!

На дворе хоть и ноябрь, но зима вступила в свои права. Снег, который внезапно выпал в начале недели, уверенно лежит, мороз щиплет нос, и планируемая грунтовая гонка автоматически превратилась в зимнюю. Впервые на юге. Ещё по дороге к штабу мы не верили, что степь будет под снегом, ведь, как правило, он на ней не задерживается — сдувает. Однако были приятно удивлены, когда заехали на заснеженный доп, местами даже раскатанный до льда. Вот зрелищ-то будет! Хотя каких ещё зрелищ? Скользко — раз. Конец сезона — два. Кому этот риск нужен? Вдобавок, осматривая шины автомобилей перед стартом (это были либо гражданская «накапелита», либо колёса для грунтовых гонок), мы поняли, что практически половине участников скорость будет просто недоступна. На таких шинах особо не разгонишься, да и делать это опасно. Но и тут мы опять ошиблись.

Первый же доп дал понять, что, может, снег даже храбрости прибавил — давили на газ не только машины, обутые в спортивный шип. Естественно, головка чемпионата отличилась по максимуму. И даже Евгений Ревин, который ранее в качестве любителя полётов замечен не был. Участок с трамплинами в лесополосе уже окончательно утвердился в качестве самого любимого на «Волках». И это было только начало.

После первой секции в лидерах прочно закрепился Арман Смаилов, выиграв первые три допа. Евгений Сапогов держал более умеренный темп, отстав почти на минуту от Армана за этот же отрезок гонки, а следом уже шёл агрессивный монопривод в лице Ревина, Плясова и экипажа Павловых на Ford Puma.

Первые три допа Смаилов выиграл с минутным преимуществом

Начало второй части битвы ознаменовалось опять же грандиозным полётом: на СУ 4 Арман Смаилов просто шокировал своим прохождением трамплина, а также его результатом — в воздухе Subaru Impreza преодолела дистанцию порядка 43 метров. Это дальше первого полёта братьев Райт на их «этажерке», о которых я вспоминал выше. Конечно, такие подвиги не всегда проходят гладко, и в данном случае от сильнейшего удара в момент приземления пилот на какой-то момент потерял сознание, машина вышла из-под контроля. Благо всё обошлось без аварии — гонку экипаж продолжил, но спустя целую минуту… И лидерство с этого момента захватил Евгений Сапогов. Он, кстати, на этом же трамплине тоже успел порадовать болельщиков, однако прошёл его в более безопасном темпе.

Тем временем остальной пелотон не останавливался на достигнутом, прыжки на допах были и выше, и дальше, включая и Александра Фоменко, который всегда очень аккуратен на трассе. Очень сочная часть гонки! Пилотов словно угостили «озверином», и первые три допа казались уже только цветочками.

Вторая секция, также состоящая из трёх спецучастков, прошла под флагом Евгения Сапогова. Арман отставал на допах из-за болей в спине и в итоге финишировал с минутным отставанием от Евгения. Теперь он второй. Третий, опять же, Ревин, затем Плясов. Нельзя было не обратить внимания на самого младшего Бородина — на «восьмёрке», обутой в гражданские шипы, молодой паренёк объезжал и полноприводные «импрезы» и куда более опытных коллег. И было очень досадно, когда Пётр не смог выехать на последние допы из закрытого парка из-за неполадок в электрике автомобиля.

Третий, заключительный, эпизод ралли проходил в потёмках. Несмотря на то что на часах было около 7 вечера, темнота накрыла степные просторы. А мы в очередной раз стали свидетелями ночной гонки. Зимняя и одновременно ночная гонка — прямо полный набор экстрима! В принципе и в темноте парни не сбавляли темпа. Разрезая тьму лучами фар и прожекторов, экипажи дубасили по допам. Павловы особенно. Кстати, на «Волках», возможно, термин «парни» уже не совсем корректен: в казахстанском ралли появился новый пилот, а точнее пилотесса, Яна Пелениченко.

Знакомьтесь, новички в ралли: Яна Пелениченко

Яна — большой любитель ралли, участвовала и в любительских гонках, и теперь стартовала на подготовленном Citroen C2 ярко-жёлтого цвета. Машинка крайне редкая в Казахстане, но пользующаяся большой популярностью у раллистов в Европе, России и Прибалтике. И, возможно, С2 не так грозно смотрится, как Impreza или Puma, но, поверьте, этот «малыш» может ездить очень быстро. Дебютная гонка пилотессы, конечно, не знаменовалась высокими скоростями: и резина у Яны была неподходящей, и опыта ещё маловато. Однако финиш без помарок — это хороший результат.

Кстати, вот и финиш. И на нём 8 экипажей из 16 стартовавших. Все сходы — это технические проблемы: полетели приводы у Дениса Глушкова, Даулета Оразалиева и Владимира Тарабанько (на новой раллийной LADA Kalina), проблемы с бензонасосом у Игоря Белоногова, и Евгений Шевченко из Актау, как и Пётр Бородин, не смог покинуть закрытый парк, а последними из борьбы выбыли Павловы, что-то сломав на или после СУ 7. Как это ни странно, но снег, лёд, ночные допы не стали причиной серьёзных вылетов с трассы и аварий. Мы лишь заметили помятую морду «Импрезы» Павла Фоменко (ещё днём где-то о дерево приложился), а также по итогам гонки узнали, что Игорь Медведев на жёлтой, как у Шевченко, «двенашке» застрял на 5-м спецучастке.

Результаты же ралли таковы: Сапогов победитель, Смаилов второй, а третий, кстати, уже допах, но это если рассуждать по старинке, когда главенствовал Абсолютный зачёт. Правильно же расставить по местам так: Сапогов, Смаилов, А. Фоменко (класс РК ПРО); Плясов, Ревин, Данильченко (класс РК 11).

Итоги всего чемпионата-2012 пока не озвучены, и строить предположения было бы ошибочно. Мы попробуем сохранить интригу и объявим их в новостях спорта позже.

Что сказать о ралли «Степные волки» в целом? В очередной раз гонка получилась красочной и быстрой, настоящей вкусняшкой, а в этот раз ещё и посыпанной сахарной пудрой. И, конечно, способствовали этому в первую очередь сами гонщики.

А какие ассоциации промелькнули в голове! Учитывая, что на большинстве фотографий одни полёты, то возникли сравнения с легендарной Финляндией с её летучими финнами. Неплохие ассоциации, согласитесь.

Задел на будущее

Павел Ким // начальник вычислительного центра на ралли «Степные волки-2012»

Ждать чего-то, особенно от сезона-2012, с самого начала было несколько наивно. На фоне расширяющейся географии и появления новых гонок казахстанский раллийный чемпионат испытывал явную нехватку главных действующих лиц. Вместо регулярной борьбы за победу лишь несколько раз стартовал Олег Балюк. Обладатели техники класса РК ПРО (или группа N4 во всём остальном мире) Андрей Амелин и Ярослав Листопадний также стартовали периодически. Антон Ли и вовсе пропустил весь сезон, а Дмитрий Филонец хоть и был замечен на любительском ралли штурманом, но с профессиональным спортом, похоже, завязал окончательно. Не выходит на старт Сергей Рублёв, даже Владимир Радостовец, всегда веселивший публику нелепыми сходами, и тот зачехлил оружие.

В турнирной таблице и вовсе комедия. В какой-то момент лидером абсолютного зачёта был Даулет Оразалиев на видавшей виды переднеприводной Subaru Impreza. А чемпионом, судя по всему, стал Александр Фоменко, который никогда никуда не торопился и гонялся исключительно ради удовольствия.

И тем не менее после «Степных волков» будущее ралли видится куда более светлым. Во-первых, в чемпионате появляются новые автомобили: вазовская Kalina и Citroen C2 (уже не считая Ford Puma и ВАЗ 2112). Помнится, в 2008 году Лёб на почти таком же «ситроене» стал вторым на асфальтовом ралли du Var, обставив немало гонщиков на технике WRC. Во-вторых, возрождаются старые раллийные традиции. На «Степных волках» пилотов ждал СУ протяжённостью более 30 км. Конечно, до почти 40-километрового «Мойынкума» он недотягивал, но всё же. И, в-третьих (по порядку, но отнюдь не по важности), зрители остались довольны. Раньше только ралли «Бурлы» могло предложить такое компактное расположение допов, но здесь в прямой досягаемости оказалось ещё больше зрелищных мест.

Интересные трассы уже есть, опытные гонщики и быстрая техника тоже. Организаторы научились проводить отличные гонки, осталось собрать это всё воедино. Будем надеяться, что в 2013 году это получится.

Прыгать или не прыгать?

Полёт Армана Смаилова на «Степных волках» дал нам хорошую пищу для размышления. Главред даже вспомнил по этому поводу слова старой гвардии раллистов, которая всегда твердила одно из правил: машина в воздухе не разгоняется, посему смысла в прыжках нет. Но какими бы уважаемыми ни были наши старшие товарищи, поверить в то, что для получения преимущества надо существенно загаситься перед трамплином, а потом начать разгон заново, как-то сложно. И мы решили провести собственный эксперимент, так оно или нет. В качестве стенда для испытаний была взята компьютерная игра Colin McRae DiRT, а тестовым участком был выбран ралли-рейдовый доп, по которому дубасил раллийный Mitsubishi L200. Раллисты старой школы утверждают, что перед трамплином надо гаситься, дабы сохранить контакт колёс с землёй, и уже после ускоряться. Мол, так эффективнее, и есть даже преимущество во времени. А прыжки эти — понты ради зрителей. Проверим.

Выбрав участок с двумя трамплинами, мы раз за разом проезжали его, то прыгая на трамплинах, то осторожно притормаживая перед ними и открывая после перегиба полный газ, замеряли время, контролировали скорость. И после пары десятков попыток выяснилось, что у обоих наших тест-пилотов ехать получилось быстрее именно с прыжками. Выигрыш составил от одной до полутора секунд на целый километр измеряемой дистанции. По меркам ралли — не хило. Возможно, такая существенная разница обусловлена особенностями трассы. Самый большой трамплин был на относительно прямом участке, и заходить на него получалось на скорости около 150 км/ч. Пролетев порядка 20-30 метров, автомобиль приземлялся, теряя всего 3-4 км/ч скорости. А вот для того чтобы избежать прыжка, приходилось оттормаживаться едва ли не до 80 км/ч, так как даже на 90 км/ч ралли-рейдовый пикап отрывался от земли всеми четырьмя колёсами. С прыжками выходило намного быстрее. Видимо, неспроста в самых разных соревнованиях по ралли прыгают все: и начинающие, и восьмикратные.

Другое дело, что иной раз после крутого и живописного полёта при приземлении автомобиль было сложно удержать на трассе, что приводило к экскурсиям за её пределы (с большой потерей времени, естественно), а иной раз и к повреждениям автомобиля.

По иронии судьбы озвучивал стенограмму в игре чемпион России 2006 года Андрей Русов, он же во время 43-метрового полёта находился справа от Армана Смаилова.

Наш вывод: в полёте машина действительно не разгоняется, но прохождение трамплина с прыжком выходит эффективнее по времени. Правда, меру желательно всё же знать.

Полёты-рекордсмены

Александр Салюк / Ралли Турции 2010 года, 54 метра

На СУ 4 турецкого этапа чемпионата мира по ралли Александр Салюк на одном из трамплинов прыгнул на 4.5 м в высоту и на 54 м в длину. Увы, Mitsubishi Lancer Evo IX не оценил подвига, при приземлении развалился правый задний колёсный диск, загнуло ухо крепления соответствующего амортизатора, пострадал кузов и деформировались лонжероны. Салюк признал собственную ошибку.

Евгений Новиков / Ралли Финляндии 2009 года, 66 метров

Финские болельщики привыкли к затяжным полётам кумиров, и удивить их невероятно сложно. Но прыжок 18-летнего дебютанта Евгения Новикова сорвал овации на СУ 3. Молодой россиянин на скорости 146 км/ч сиганул на 66 м. Citroen C4 WRC во время полёта исполнил свечу, после чего благополучно приземлился на задний бампер. На награждении за незабываемый прыжок Новикову вручили подарок.

Тревис Пастрана / 82 метра

Новогодний полёт Тревиса Пастраны к ралли относится постольку поскольку (американец использовал для него Subaru Impreza STI), тем не менее не упомянуть о нём мы не могли. 31 декабря 2009 года в рамках мероприятия Red Bull: New Year Пастрана прыгнул на 82 м с пирса Пайн-Авеню на плавучую баржу. Скорость автомобиля в момент отрыва составила 146 км/ч.

Фотоотчет

Старт ралли, 23 декабря, зрительский спецучасток

Первая секция

Сервис

Вторая секция

Жизнь вокруг ралли

Третья секция