IRC (Intercontinental Rally Challenge) — событие знаменательное. Уже знаменательное. Сравнительно молодая серия на сегодняшний день уверенно наступает на пятки мировому первенству WRC не только по зрелищности и скорости. По количеству участвующих в нём автоконцернов IRC сегодня в лидерах. Нам удалось воочию насладиться этим действом, и вот что мы вам расскажем
Украина. Крым. Место, где впервые проводят IRC. Мы тоже здесь. Пропустить столь исторический момент, когда гонка такого класса проводится на территории постсоветского пространства, мы не могли. Точнее, один раз смогли, когда этап серии проходил в России, под Питером, в 2007-м. Но тогда IRC только начало своё движение, и мы его попросту не замечали, равно как и Кубок Европы, который в свою очередь тоже весьма зубастый. Но россияне серию профукали. Гостям не понравилось многое, а особенно очень жёсткое покрытие выборгской трассы. Как рассказывают видавшие данное событие люди, гонщики возвращались с допов с ужасом — там только на тракторах ездить! Не доросла пока Россия до требуемого уровня.
И тут попытка номер два. Но уже не в России, в Украине. Для нас, как и для большинства приезжих, нет визового барьера, а также и языкового, всё почти как дома, за исключением необычайно красивых пейзажей и умопомрачительных трасс! И, конечно же, мы здесь! Для развития местного автоспорта и страны в целом это действительно громадный прорыв. Ключевые игроки серии на старте. Это Skoda, Peugeot, Proton со своим высшим пилотским составом: Юха Хяннинен, действующий чемпион серии; Брайан Буфье, главный соперник и один из претендентов на первое место в сезоне; Доменико Бассо, чемпион 2006 года, а также другие не менее сильные составы. Они на расстоянии вытянутой руки, ходят по маленькой Ялте среди тесных улочек с местными полуголыми обитателями. Атмосфера в городишке непередаваемая, народ ралли ждёт с удовольствием и с улыбкой мирится с безвыходными пробками и перекрытыми улицами.
Но не только статус гонки и присутствующие звёзды вызывали гордость у местных. Украинцы очень гордятся своей трассой, расположенной на южном берегу Крыма. Ещё бы! Завязанные чуть ли не в узел повороты с одновременными перепадами высот, разное покрытие (да-да, асфальт иногда предательски менялся с одного типа на другой) и прочие ловушки. Впечатление такое, что на трассах ялтинского ралли нельзя даже моргнуть, иначе можно пропустить затычный поворот, за которым глубокий обрыв с большим количеством деревьев да скал.
Super 2000 — как они вообще тут едут? К слову, как едут данные аппараты, мы видели впервые. Нет, конечно же, видели по телевизору, смотрели ролики в Интернете. Но чтобы вживую — ни разу. За рулём этих зверь-машинок роботы или кто? Хлопки при переключении передач и звон движка слышны за километры, скорость приближения к шпильке — мурашки побежали по коже. И этот запах 105-го бензина… Привычная нам группа N4 по сравнению с S2000 — ну дачники, и это несмотря на то, что большая часть канала — украинские спортсмены, знающие трассу как свои пять пальцев. Даже длительность переключения передач на машинах N4 теперь мне кажется просто вечностью по сравнению с той, что происходит в секвенталках S2000. Эмоции. Они не дают сосредоточиться на гонке. Кто едет, как едет? Но, по сути, аналитику можно было включить только на второй день ралли. Первые 2 СУ, которые прошли в первый день, не особо показательны, и, можно сказать, пилоты щадили технику — ведь только после этих допов торжественный старт с аркой, приветствия… президента Украины (!), официальных лиц и прочих организаций. Подскажите, в какой стране СНГ президенты приезжают на открытие «классики»?
Тем не менее день второй. Мы шагаем по узенькому серпантину по дороге на гору Ай-Петри. Кто был тут, знает, о чём я. Эта трасса ещё круче, чем то, что мы видели в первый день. Но скорости! Опять скорости! Skoda Fabia чередуются с Peugeot 207 в ярких красках, и между ними обязательно мелькает жёлтый малайзийский Proton Satria. Кстати, за рулём одного такого автомобиля украинский экипаж Александр Салюк и Евгений Червоненко, отец-основатель ялтинского ралли и главный инициатор выхода соревнования на такой уровень. Следом после машин S2000 трассу строчат участники европейского кубка, и далее после небольшого перерыва идёт украинский канал. Сколько же всего участников? Чуть больше ста! Это настоящий праздник для наших душ и большое расстройство для наших ног.
Впечатление такое, что на трассах ялтинского ралли нельзя даже моргнуть, иначе можно пропустить затычный поворот
К вечеру второго дня уже можно рассмотреть поближе результаты настоящего боя, состоящего из шести СУ, — первым Хяннинен, вторым Буфье, третье место — чех Ян Копецки. Замечу, что в принципе Юха несильно оседал на первых местах второго дня. Основным героем можно считать бельгийца Тьерри Невиля на Peugeot — за ним 4 победы из 6 возможных (он же, кстати, выиграл и первый день), но, пробив колесо на 7-м допе, Невиль опустился на шестую строчку итоговой классификации.
Третий день. Есть допы, которые повторяются, есть и новые. Мы стараемся успеть посмотреть всё, что возможно, пилоты — догнать Юху на Fabia. Больше шанса не будет, сегодня заключительный день и, наверное, самый сложный. Копецки, один из главных догоняющих, следом норвежец Миккелсен, выигравший 2 допа третьего дня, и Буфье. Тем временем Юха проходил серпантины, не напрягаясь, и заключительный день закончил аж на 4-й позиции, а выиграл третий круг гонки Андреас Миккелсен. В любом случае такое отставание не помешало ему выиграть Prime Yalta Rally с разницей чуть больше 11 секунд от Брайана Буфье и с отрывом от Копецки в 38.7 секунды. Тактика, тонкий расчёт?
Измученные борьбой пилоты после 6 допов катятся в закрытый парк, который располагался на морском вокзале. Мы тоже, еле волоча свои конечности, плетёмся на заключительную пресс-конференцию и торжественное закрытие. Всё прошло, замечательно прошло, и три дня мощной гонки пролетели незаметно. Но не для экипажей, особенно сошедших. К финалу закрытый парк изрядно поредел и не только по причине проблем с техникой, тут было всё: досадные вылеты из-за поломки подвески, жёсткие перевороты с переломами позвоночников и т.д. Ялтинская трасса такая, сложная, коварная.
Какова судьба серии IRC в Украине? Остаётся ждать. Международные наблюдатели сделают выводы, проведут анализ, обязательно найдут ошибки, а они, как говорили многие присутствующие, были, и объявят своё решение насчёт будущего. Но даже несмотря на их итог, раллийная Украина подпрыгнула на очень хорошую высоту. И мы бы, честно, тепло радовались за положительное принятие решения. Ялтинские дорожки того стоят.