1644-articles-650

Подешевеют ли авто, когда вступим в ВТО?

C 1 января 2016 года пошлины на ввоз автотранспорта снизятся. Но судя по всему, надеждам казахстанцев на Всемирную торговую организацию сбыться не суждено.

Судя по всему, надеждам казахстанцев на Всемирную торговую организацию сбыться не суждено. C 1 января 2016 года пошлины на ввоз автотранспорта снизятся, вот только машины доступнее не станут.

Переговоры о вступлении Казахстана в ВТО продолжались почти два десятилетия, и наконец в последних числах июля этого года официальные документы о присоединении нашей страны к этой организации были подписаны. Присутствие во Всемирной торговой организации обязало РК снизить таможенные пошлины практически на все ввозимые товары, в том числе и на транспортные средства.

ВТО, или Всемирная торговая организация, создана 1 января 1995 года с целью либерализации международной торговли и регулирования торгово-политических отношений государств-членов. В ВТО входит 161 страна

Какими они станут с 1 января 2016 года, корреспонденту портала Kolesa.kz рассказало руководство департамента развития внешнеторговой деятельности Министерства национальной экономики РК. Как следует из приведённой ниже таблицы (обработанной нами для лучшего понимания раздела приложения к Договору о вступлении в ВТО), таможенные пошлины на импортные транспортные средства в Казахстане реально снизятся уже с нового года. А после в течение пяти лет произойдёт их дальнейшее уменьшение.

Автомобили легковые и прочие моторные транспортные средства, предназначенные главным образом для перевозки людей, включая грузопассажирские автомобили-фургоны и гоночные автомобили

Казалось бы, снижение таможенных ставок значительное. Соответственно и машины должны стать в перспективе доступнее, но не стоит забывать о постановке на учёт, а её-то как раз решили «утяжелить», чтобы опять-таки оградить частный ввоз автомобилей, да ещё и утилизационный сбор добавить.

Чтобы было понятно, что ждёт потенциальных автовладельцев с нового года, попробуем привести пример. Возьмём для расчёта всеми любимый седан Toyota Camry 50. Не новый, 2013 г. в., объёмом 2.5 л с 6-ступенчатым автоматом и умеренным пробегом. В США такой автомобиль предлагается по цене порядка $15 000. Эту цифру и возьмём для расчёта.

Сегодня по ЕТТ он растаможивается по ставке 25 % от таможенной стоимости, но не менее 1.8 евро за 1 см³. Доставка — ещё $2 500. Её нужно учитывать обязательно, так как она входит в таможенную стоимость. То есть если считать ставку в процентном выражении, то таможенная пошлина равна $4 375. Если же платить за куб, мы получаем €4 500, или $5 111. Таможня радеет за казну, и потому в расчёт будет принята именно эта, большая, сумма. Постановка на учёт — 0.25 МРП, или 991 тенге. Акциза нет. Итого: $15 000 (4 124 250 тенге) + $2 500 (687 375 тенге) + $5 111 (1 405 269.45 тенге) + 495 тенге = 6 217 390.45 тенге, или около $22 600.

С нового года растаможка такого автомобиля упадёт на 5 % (в течение пяти лет, как мы уже говорили, пошлина станет ещё ниже) и составит $3 500. Разница $1 611, или 442 944.45 тенге. Неплохо? Отнюдь. С 1 января 2016 года в соответствии с планируемыми изменениями в законодательстве госпошлина за постановку на учёт импортируемых машин резко увеличится и для машин в возрасте от года до трёх будет равняться 50 МРП (или 92 560 тенге в 2015 году, ставка МРП на 2016 год пока неизвестна). Тоже, в принципе, немного, но, как говорится, в бой вступает грядущий утилизационный сбор. Каким он будет у нас, пока неизвестно. Проект соответствующего постановления до сих пор не опубликован.

Не исключено, что принцип расчёта этого платежа наши чиновники позаимствуют у россиян. В РФ утилизация Toyota Camry 2013 г. в. объёмом 2.5 обойдётся примерно в 322 400 рублей, или 1 454 024 тенге. В долларовом эквиваленте получается 5 288.31.

С машинами старше трёх лет ситуация ещё печальнее. К примеру, та же Camry 2011–2012 года. За постановку на учёт таких авто в будущем придётся выложить все 500 МРП. Приплюсуем к этому всё ту же утилизацию и получим астрономическую сумму, увеличивающую стоимость автомобиля практически в полтора раза. В итоге получаем, что снижение таможенных пошлин для вступления в ВТО громко звучит лишь на бумаге и в приведённых таблицах. Волшебного падения цен не будет.