Судя по всему, надеждам казахстанцев на Всемирную торговую организацию сбыться не суждено. C 1 января 2016 года пошлины на ввоз автотранспорта снизятся, вот только машины доступнее не станут.
Переговоры о вступлении Казахстана в ВТО продолжались почти два десятилетия, и наконец в последних числах июля этого года официальные документы о присоединении нашей страны к этой организации были подписаны. Присутствие во Всемирной торговой организации обязало РК снизить таможенные пошлины практически на все ввозимые товары, в том числе и на транспортные средства.
Какими они станут с 1 января 2016 года, корреспонденту портала Kolesa.kz рассказало руководство департамента развития внешнеторговой деятельности Министерства национальной экономики РК. Как следует из приведённой ниже таблицы (обработанной нами для лучшего понимания раздела приложения к Договору о вступлении в ВТО), таможенные пошлины на импортные транспортные средства в Казахстане реально снизятся уже с нового года. А после в течение пяти лет произойдёт их дальнейшее уменьшение.
Автомобили легковые и прочие моторные транспортные средства, предназначенные главным образом для перевозки людей, включая грузопассажирские автомобили-фургоны и гоночные автомобили
Казалось бы, снижение таможенных ставок значительное. Соответственно и машины должны стать в перспективе доступнее, но не стоит забывать о постановке на учёт, а её-то как раз решили «утяжелить», чтобы опять-таки оградить частный ввоз автомобилей, да ещё и утилизационный сбор добавить.
Чтобы было понятно, что ждёт потенциальных автовладельцев с нового года, попробуем привести пример. Возьмём для расчёта всеми любимый седан Toyota Camry 50. Не новый, 2013 г. в., объёмом 2.5 л с 6-ступенчатым автоматом и умеренным пробегом. В США такой автомобиль предлагается по цене порядка $15 000. Эту цифру и возьмём для расчёта.
Сегодня по ЕТТ он растаможивается по ставке 25 % от таможенной стоимости, но не менее 1.8 евро за 1 см³. Доставка — ещё $2 500. Её нужно учитывать обязательно, так как она входит в таможенную стоимость. То есть если считать ставку в процентном выражении, то таможенная пошлина равна $4 375. Если же платить за куб, мы получаем €4 500, или $5 111. Таможня радеет за казну, и потому в расчёт будет принята именно эта, большая, сумма. Постановка на учёт — 0.25 МРП, или 991 тенге. Акциза нет. Итого: $15 000 (4 124 250 тенге) + $2 500 (687 375 тенге) + $5 111 (1 405 269.45 тенге) + 495 тенге = 6 217 390.45 тенге, или около $22 600.
С нового года растаможка такого автомобиля упадёт на 5 % (в течение пяти лет, как мы уже говорили, пошлина станет ещё ниже) и составит $3 500. Разница $1 611, или 442 944.45 тенге. Неплохо? Отнюдь. С 1 января 2016 года в соответствии с планируемыми изменениями в законодательстве госпошлина за постановку на учёт импортируемых машин резко увеличится и для машин в возрасте от года до трёх будет равняться 50 МРП (или 92 560 тенге в 2015 году, ставка МРП на 2016 год пока неизвестна). Тоже, в принципе, немного, но, как говорится, в бой вступает грядущий утилизационный сбор. Каким он будет у нас, пока неизвестно. Проект соответствующего постановления до сих пор не опубликован.
Не исключено, что принцип расчёта этого платежа наши чиновники позаимствуют у россиян. В РФ утилизация Toyota Camry 2013 г. в. объёмом 2.5 обойдётся примерно в 322 400 рублей, или 1 454 024 тенге. В долларовом эквиваленте получается 5 288.31.
С машинами старше трёх лет ситуация ещё печальнее. К примеру, та же Camry 2011–2012 года. За постановку на учёт таких авто в будущем придётся выложить все 500 МРП. Приплюсуем к этому всё ту же утилизацию и получим астрономическую сумму, увеличивающую стоимость автомобиля практически в полтора раза. В итоге получаем, что снижение таможенных пошлин для вступления в ВТО громко звучит лишь на бумаге и в приведённых таблицах. Волшебного падения цен не будет.