Праздники отгремели, новогодние ёлки зажглись, и вместе с этим завершилось противостояние официалов и нелегалов: вновь открылись магазины, торгующие запчастями для Toyota и Lexus, а юристы «Тойоты» заявили, что готовы отказаться от претензий при выполнении нескольких условий. Таким образом, можно было бы считать вопрос закрытым, а владельцам подержанных автомобилей вздохнуть, но… точку в этом деле, похоже, ставить рано.
История запрета
Обращаясь к корням противостояния, стоит напомнить, что в начале 2012 года товарный знак Toyota и Lexus внесли в Республиканский таможенный реестр для того, чтобы остановить серый импорт запчастей, сохранив на рынке только авторизованных продавцов. При этом, по словам юристов из BMF Group, представляющих в Казахстане интересы Toyota Motor Corporation, компания не стала ставить палки в колёса нелегальному импорту запчастей до 1 сентября, а в назначенный срок объявила войну всем, кто не с ними. Бороться корпорация начала как с поставщиками откровенных подделок, так и с параллельными импортёрами, так называемыми серыми дилерами, ввозящими заводские запчасти без разрешения автогиганта.
С переменным успехом битва тойотовских юристов с казахстанскими предпринимателями длилась около года. В основном под удар попали небольшие магазинчики, которые штрафовали за использование без разрешения товарных знаков Toyota и Lexus. Правда, в мае этого года, казалось бы, забрезжила надежда, когда министр Евразийской экономической комиссии по конкуренции и антимонопольному регулированию Нурлан Алдабергенов пообещал, что в Таможенном союзе разработают антимонопольный кодекс, как раз таки регулирующий все вопросы параллельного импорта. Но когда это произойдёт, если произойдёт вообще — прогнозировать крайне сложно.
Так вот, юристы боролись с мелкими торговцами, пока не настала очередь крупных игроков на авторынке, которым в конце ноября были высланы письма с требованиями прекратить торговать контрафактом, снять вывески Toyota и Lexus, установленные без разрешения, и уплатить штрафы. Пусть суммы и небольшие для серьёзных компаний, но обидные.
В бой!
25 ноября 2013 года крупные компании, торгующие серыми запчастями, приостановили свою деятельность. Независимые бизнесмены объявили, что вступили в борьбу с официальными поставщиками и начали сбор подписей в защиту свободы предпринимательства. Как рассказали нам представители созданного Союза независимого автобизнеса, объединившего продавцов автозапчастей в единую ассоциацию, в Алматы закрылись магазины предприятий ТОО Arsenal SP, ТОО TRD Auto, ТОО TSP, ТОО Vehicle Details, ИП KBS Parts, ТОО Spartex.kz и ряда других. Всего более тридцати. Компании объявили, что таким образом намерены отстаивать свои права на свободную торговлю, борясь с монополистами.
— На сегодня в Казахстане зарегистрировано около 3.7 миллиона автомобилей, свыше миллиона из которых, то есть каждый третий, Toyota и Lexus. 80 % «японцев» старше восьми лет, официальные дилеры их не обслуживают, — сетовал один из инициаторов создания Союза независимого автобизнеса Казахстана, директор ТОО Arsenal SP, Константин Леньшин. — Вообще, официальные дилеры появились в Казахстане примерно 20 лет назад. В год они продавали не более 10 тысяч автомобилей. То есть за весь срок своего существования они продали максимум 200 тысяч машин — менее 20 % от общего числа казахстанских «тойот». 20 лет Toyota Motor Corporation не обращала на наш рынок автозапчастей никакого внимания. Что произошло в феврале 2012 года, мы не знаем. Но почему-то вдруг какая-то юридическая компания назвала себя полномочным представителем Toyota Motor Corporation и запретила ввоз автозапчастей Toyota и Lexus. Что случилось в «Тойоте»? Toyota Motor Corporation выпускает до 10 миллионов автомобилей в год. За весь период существования официалов Казахстан получил лишь пару процентов от годового количества, то есть мы для них — капля в море.
Уважаемая Toyota Motor Corporation, что произошло? Почему вы решили зачистить поле от свободных торговцев? Можно ведь не карательными мерами бороться со своими, подчеркну, добросовестными конкурентами, а пойти совершенно другим путём! К примеру, развить дилерскую сеть, наводнить рынок запчастями, в том числе и для старых машин, установить конкурентоспособные цены.
Со своими товарищами, такими же серыми дилерами, мы конкурировали, но для всех находилось место на рынке. Теперь же руками юристов под предлогом борьбы с некачественным товаром Toyota Motor Corporation начала расчищать место для установления монополии! — сокрушался бизнесмен.
Позиция официалов
К слову, самих монополистов протестные акции, похоже, не очень-то и беспокоили.
— На нас закрытие магазинов серых дилеров никак не повлияло, мы как работали, так и работаем, — заявил генеральный директор ТОО Toyota Tsusho Kazakhstan Auto Андрей Чередников, к которому мы обратились за комментариями. — Наш центр имеет право торговать тойотовскими запчасти официально, и мы продолжаем это делать, причём продажи у нас постоянно растут. Акция серых дилеров, на мой взгляд, лишена смысла. Есть законы, и Toyota Motor Corporation действует в соответствии с ними. Простые граждане в этой ситуации ничего не должны потерять. Ведь даже если одни магазины закрылись, остались другие, мелкие, покупающие запчасти у нас и торгующие ими.
Авт. — Но ведь ни для кого не секрет, что цены у вас и ваших дилеров не назовёшь низкими. А ваши конкуренты предлагали автомобилистам запчасти по прайсам, иногда отличающимся от официальных в разы.
А. Ч. — Эти вопросы стоит задать Toyota Motor Kazakhstan — главному дистрибьютору японской компании, поставляющему запчасти и аксессуары для автомобилей Toyota и Lexus. Это их ценовая политика, привязанная к Европе, то есть к Toyota Motor Europe, которая, в свою очередь, подчиняется Toyota Motor Corporation в Японии. Ценовая политика у них отличается для разных регионов и зависит от многих факторов, к примеру от налоговых режимов.
То, что раньше Казахстан был заполонён запчастями по бросовым ценам из региона Middle East и из тех же Эмиратов, не является показателем деятельности Toyota Motor Corporation, ведь многое ввозилось нелегально. Мы получаем запчасти с европейского склада — отсюда и цена.
Авт. — Ведь покупателям неважно, откуда ввезена запчасть. Главное, чтобы она была качественная и стоила недорого.
А. Ч. — Всё упирается не в чьи-то прихоти и сверхприбыли, а в модельный ряд и спецификацию, которая в нашем случае ближе к Европе. Оттуда ввозятся запчасти на модели, которые поставляются сегодня на наш рынок.
Авт. — Но ведь, с другой стороны, и у вас нет запчастей на многие модели, которые сегодня ездят по дорогам Казахстана. Особенно на старые, которых у нас в стране, если разобраться, большинство.
А. Ч. — Политика Toyota Motor Corporation организована таким образом, что мы должны поддерживать только то, что было официально продано. Невозможно заботиться обо всех! Я же не могу у себя на складах держать запчасти на праворуких «старичков». Ведь если они завтра не продадутся, их придётся выкинуть, и компания понесёт убытки.
Авт. — А куда деваться в такой ситуации владельцам праворульных машин? У официалов запчастей на них нет, а серым дилерам торговать не дают.
А. Ч. — Сложно сказать. Теоретически мы, конечно, можем поставлять запчасти для старых авто. Вопрос в том, сколько они будут стоить.
Авт. — А сколько?
А. Ч. — Затрудняюсь ответить, мы пока не считали.
Запчасти в законе
Между тем решением проблем, возникающих у владельцев «автостаричков», как раз и занимались серые дилеры. По словам директора ТОО TSP Александра Сундукова, делалось это абсолютно легально.
— Раньше мы ввозили автозапчасти из Объединённых Арабских Эмиратов, где продаются оригинальные детали, произведённые в Японии, но по ценам значительно ниже, чем в Европе. Официальные дилеры, работающие в Казахстане, покупают те же самые запчасти в Бельгии, где они стоят дороже из-за больших транспортных и других расходов. Когда товарные знаки Toyota и Lexus внесли в реестр, мы были вынуждены поставлять запчасти через Россию — наши соседи привозят их опять же из ОАЭ, а мы их перекупаем. Цены немного возросли, но в результате всё стало абсолютно законно: мы приобретаем товар, легально ввезённый в одну из стран Таможенного союза.
И юристы, кажись, не против…
— Если запчасти ввозились в РК законно, в чём, собственно, проблема? — спросили мы у управляющего партнёра BMF Group, представляющей в РК интересы Toyota Motor Corporation, Юрия Болотова.
— Информацию о том, кто является нарушителем прав, мы получаем от Toyota Motor Europe, таким компаниям мы не раз рассылали письма-предупреждения. 11 ноября прошла последняя волна нашей корреспонденции. Совместно с Департаментом юстиции мы провели большое количество рейдов и возбудили немало административных дел, — ответил нам юрист. — Сейчас нарушители демонстративно закрыли свои магазины. Для нас это хорошо! Ведь получается, что таким образом они частично выполнили наши требования о прекращении правонарушений. То есть штрафы они, конечно, не уплатили, но, закрыв магазины, прекратили нарушать права Toyota Motor Corporation, подтвердив тем самым, что они действительно были неправы, используя товарные знаки Toyota и Lexus на своих вывесках и торгуя контрафактными запчастями.
Авт. —А разве не судом у нас должны налагаться штрафы? Имела ли право ваша компания требовать с кого-то деньги, пусть даже небольшие?
Ю. Б. — Toyota Motor Corporation потребовала уплаты штрафа не в судебном или административном порядке, а в рамках гражданско-правовых отношений, что допускается казахстанским законодательством. Ни один из предпринимателей, закрывших на сегодня магазины, не представил никаких доказательств легальности происхождения продаваемых им запчастей. Хотя, если запчасти были ввезены в Казахстан из какой-либо страны Таможенного союза на законных основаниях, дальнейшая их перепродажа не просто разрешена, а, наоборот, только приветствуется Toyota Motor Corporation.
Авт. — Насколько нам известно, многие серые дилеры везут товар из Беларуси или России, и запчасти прибывают в Казахстан совершенно легально.
Ю. Б. — Если они смогут это подтвердить, проблем нет. Но не забывайте, ими же используются наши товарные знаки в вывесках и рекламе. Это тоже один из видов нарушений. Если серые дилеры делать это прекратят плюс документально подтвердят, что запчасти ввезены в Казахстан легально, никаких проблем или претензий со стороны Toyota Motor Corporation не будет.
Авт. — То есть достаточно просто повесить вывеску «Запчасти на японские авто» и проблема снимется?
Ю. Б. — Да, но при этом подтвердить, что запчасти произведены и ввезены легально. Кроме того, если на запасных частях нет товарных знаков Toyota и Lexus, к ним вообще нет никаких претензий. Потому что мы защищаем лишь интеллектуальную собственность. Мы используем совершенно законные способы, предусмотренные казахстанским законодательством, и то, что они существуют, большой плюс как для развития экономики нашей страны, так и для осуществления государственных программ инновационного и индустриального развития. Если такие способы убрать, степень защиты интеллектуальной собственности понизится, и, как результат, упадёт инвестиционный рейтинг Казахстана.
Когда говорят, что борьба с серым импортом ограничивает конкуренцию, нужно обратить внимание на то, чью конкуренцию она ограничивает. Такими мерами ограничивается конкуренция тех, кто продаёт запчасти, но усиливается конкуренция между производителями. Нам нужно развивать именно её! Между «Тойотой», «Фордом» и «Даймлер-Крайслером» например.
Авт. — Но с другой стороны, серые дилеры предлагают те же самые оригинальные запчасти по ценам значительно ниже официальных. Перекрыв кислород, вы заставляете людей обращаться к официалам и переплачивать в два, три раза.
Ю. Б. — Toyota Motor Corporation распоряжается своим имуществом по собственному усмотрению. В разных странах цены на запчасти могут отличаться. Это вызвано не только тем, что Toyota таким образом развивает рынки каких-либо государств, но и говорит о том, что в разных странах может учитываться разное качество запасных частей. К примеру, детали, предназначенные для Африки, могут быть иными по своему химическому составу, быть защищены от жары и пыли. И когда такие запчасти используются на севере Казахстана, их пластиковое покрытие может попросту не выдержать наших морозов. Просто разная продукция приспосабливается к разным климатических условиям.
Авт. — То есть, резюмируя всё вышесказанное, можно отметить, что вы готовы к переговорам. Если серые дилеры снимут запрещённые вами вывески и докажут легальность происхождения запчастей, они могут работать и дальше?
Ю. Б. — Да, и более того, если кто-то из них захочет стать официальным дилером Toyota Motor Kazakhstan, на сайте ТМК он найдёт условия, согласно которым сможет работать.
Авт. — К сожалению, то, что декларируется на сайте Toyota Motor Kazakhstan, не всегда согласуется с практикой. Во-первых, серым дилерам в этом случае придётся закупать запчасти у официалов, и цена их для потребителя значительно возрастёт. А во-вторых, параллельным импортёрам давно дали понять, что больше двух фирменных центров в Алматы не будет и никто им дилерствовать в южной столице не позволит.
Ю. Б. — В Алматы — нет, но есть другие города, и это опять-таки право «Тойоты» на основе договорных отношений формировать свою дилерскую сеть.
Авт. — Каким образом серые дилеры должны доказывать свою невиновность?
Ю. Б. — В первую очередь предоставить нам документы. Мы сделаем необходимые пояснения и переводы, уведомим Toyota Motor Europe, в ведении которой находится рынок стран Европы и СНГ. Всё это станет основанием для снятия претензий.
Последнее слово за серыми
4 декабря на пресс-конференции независимые бизнесмены рассказали, что подали документы на регистрацию общественного объединения «Союз независимого автобизнеса» и после завершения всех формальностей уже от имени юридического лица намерены обратиться к правительству Республики Казахстан с просьбой разрешить им импортировать в страну запасные части.
По словам предпринимателей, статистика показывает, что около 30 % от общего числа автомобилей, зарегистрированных в РК, составляют автомобили Toyota и Lexus. Официальные сервисы обслуживают машины не старше 5 лет, что составляет не более 10 % от общего числа автомобилей. Оставшиеся 90 % автолюбителей, а это около 1 млн, однозначно пользуются услугами частных поставщиков, так как официалы их не обслуживают, и цены на сервис для владельца автомобиля в возрасте нереально высоки.
В среднем стоимость деталей независимого поставщика ниже цены официального сервиса на 50 %. Кроме того, детали на праворульные, американские или арабские автомобили, а также автомобили старше 7 лет купить невозможно. Сроки заказов переваливают за 45 дней, в то время как независимые поставщики в состоянии удовлетворить потребность автомобилистов на 80-90 % и выполнить доставку запчасти в срок от 7 до 10 дней.
— Большинство казахстанских предпринимателей заключили договоры с бизнесменами России и Беларуси на поставку вышеуказанных товаров, причём по цене на 15-50 % превышающей закуп из третьих стран, не входящих в состав ЕЭП ТС, — пояснил лидер инициативной группы Павел Ким. — На такие действия нас вынудили запреты ТМК, несмотря на то, что ранее предприниматели самостоятельно и независимо выбирали поставщика и предлагали самые низкие цены нашим потребителям. В результате из-за коллизий в применении местных законов стран-участников Таможенного союза наши бизнесмены фактически инвестируют валюту в экономику наших соседей. Мы обеспечиваем спрос и, как следствие, создаём своими руками рабочие места для россиян и беларусов в то время, когда в нашей стране ежедневно закрывают свой бизнес отечественные предприниматели и цены на запасные части растут.
По словам Павла Кима, особо стоит отметить, что продаваемые параллельными импортёрами запчасти, которые юристы Toyota пытаются признать контрафактными, у них приобретали и продолжают покупать сами же официалы.
— У нас с официальными дилерами Toyota заключены долгосрочные договоры, согласно которым они покупают у нас запчасти, — заявил бизнесмен. — С 1 января 2012 года до сегодняшнего дня только у трёх крупных компаний — параллельных импортёров — официальные сервисы закупили запчастей на 28 800 000 тенге, то есть более чем на 175 тысяч долларов. При этом все купленные у серых торговцев детали были приобретены по более низкой оптовой цене, а реализованы клиентам как оригинальные и гораздо дороже.
К слову, на пресс-конференции в этот день присутствовал и представитель BMF Group, но внятно ответить, почему в письме-предупреждении шла речь о запрете любого использования запчастей с товарными знаками Toyota и Lexus, а позже вдруг оказалось, что их всё-таки можно ввозить из стран Таможенного союза, он так и не смог.
— В Казахстане и производителей-то, по сути, нет! Когда они появятся, тогда и будем рассматривать вопрос: есть конкуренция между ними или нет! Если у нас будет изготавливаться только одна модель, например Fortuner, какие же мы им конкуренты? — пояснил своё несогласие с позицией тойотовских юристов Константин Леньшин. — Мы в первую очередь поставляем запчасти для огромной массы автомобилей старше 5 лет, которые были выпущены для других регионов: Японии, Америки, Азии и т. д. Каждое государство стремится защищать своих производителей, и это правильно, но пока зачем ограничивать людей?
А касательно качества запчастей, если бы мы открылись только вчера, может быть, и возникли бы сомнения. Но ведь серые дилеры работают на казахстанском рынке более 10 лет, и ни одной жалобы на качество или на то, что запчасть как-то не так ведёт себя в наши морозы, мы не получали. Я впервые, если честно, слышу о таком! Ни одного возврата из-за того, что деталь была якобы предназначена для других климатических условий, у нас не было. Случаются, конечно, конфликтные ситуации, но возникают они из-за того, что люди устанавливают оригинальные запчасти в каких-то подзаборных сервисах, то есть проблемы возникают не из-за качества деталей, а из-за тех, кто с ними работает, — пояснил предприниматель.
— За эту неделю очень многие автовладельцы просили нас возобновить свою деятельность. Контрафактом мы не торгуем, вывески, раздражавшие официальных дилеров, сняты, поэтому и решили всё-таки открыться. Ведь это нужно людям, да и нам необходимо зарплату сотрудникам и налоги платить.
Наша акция показала, что нас поддерживают не только в Алматы, но и в регионах — там люди тоже готовы отстаивать свои права. Таким образом, мы будем продолжать бороться. Мы понимаем, что ситуация с Toyota — первая ласточка. Следующим может стать Nissan или Chivas Regal с Head & Shoulders например. То есть на любую марку может быть установлена монополия. А поскольку в нашей стране производится очень мало потребительских товаров, мы считаем, что не надо ограничивать свободу на нашем рынке. Пусть они конкурируют между собой. Параллельный импорт должен быть разрешён. Если товар оригинальный, дорога для него должна быть открыта!
От редакции
Парадокс сложившейся ситуации в том, что запрет на параллельный импорт ставит палки в колёса лишь местным предпринимателям, в то время как иностранным компаниям ничего не надо делать для того, чтобы развивать производство у нас, ведь их монополия и так уже защищена существующими сегодня законами. Да и борется с серыми дилерами руками таможенников и финпола государство, ранее собиравшее с них же налоги, а теперь вдруг, по просьбе официалов, решившее, что они злостные нарушители.
Кстати, когда материал уже был готов к публикации, нашему корреспонденту удалось побеседовать непосредственно с руководством Toyota Motor Kazakhstan. Президент TMK Като Шинго был крайне удивлён информацией о закупке официалами запчастей у серых. А генеральный менеджер Эдвард Скуфс заявил, что компания готова к диалогу с параллельными импортёрами, с удовольствием выслушает их предложения и в дальнейшем, возможно, будет активно сотрудничать.
В общем, как говорится, продолжение следует…