996-articles-main-1377759396

Параллельный импорт: «за» и «против»

Взвешиваем аргументы «за» и «против» в вопросе параллельного импорта запасных частей.

«Жизнь — борьба», — гласит народная мудрость, и ситуация с запчастями, продаваемыми сегодня в Казахстане, лишнее тому подтверждение. Вот уже год как за место на рынке борются официальные продавцы и так называемые серые дилеры. В этой статье мы не будем становиться ни на чью сторону, кроме автовладельцев, которых противостояние касается непосредственно. Взвешиваем приводимые юристами аргументы «за» и «против» в вопросе параллельного импорта запасных частей.

Двадцать лет назад с открытием границ в нашу страну рекой потекли сначала железные кони, а потом и разного рода необходимости для них. Причём если изначально к нам ввозили фирменные проверенные детали, то со временем рынок «переобулся» и из Китая повалили подделки, заполонившие сегодня все казахстанские автобарахолки. Фирма, конечно, осталась, но бизнесмены, ввозившие её, разделились на два лагеря: официалов, работающих от имени производителя, и серых дилеров, торгующих тем же самым только за меньшие деньги. Разница между ними лишь в том, что первые хотят быть на рынке одни, так как вроде бы наделены полномочиями от автогигантов единолично поставлять железки в нашу страну, а вторые, так называемые параллельные импортёры, с позицией первых не согласны, бумаг с печатями не имеют, но заявляют, что ввозят запчасти в Казахстан совершенно законно и вольны продавать по ценам, которые устраивают всех.

Эксперимент начинается и не прекращается

В 2012-м, когда бренды Toyota и Lexus были внесены в Таможенный реестр объектов интеллектуальной собственности, редакция «Колёса» провела небольшой эксперимент: мы обзвонили серых и официальных дилеров и попробовали заказать одну и ту же запчасть для тойотовского двигателя. Выяснилось, что у официалов необходимые нам железки стоят едва ли не вдвое дороже, чем у неавторизованных продавцов. К тому же у первых в наличии их нет — необходимо заказывать и ждать целый месяц. В то время у других торговцев они либо были в наличии, либо нам предлагали потерпеть всего недельку. Думаем, многие автомобилисты сталкивались с идентичной ситуацией. Тут и рассказывать не надо, куда пойдёт покупатель.

С тех пор Таможенный реестр пополнился новыми марками. И это не только автомобильные производители. В списке компании, выпускающие амортизаторы, сигнализации, технические жидкости, свечи, фильтры и даже освежители воздуха для автомобилей. Nissan и Infiniti, Subaru и SsangYong, а также BMW и Mini, кстати, в этом же перечне.

Пока большинство из внесённых в реестр марок покоятся на страницах документа, не показывая окружающим зубы, расталкивать локтями конкурентов, освобождая себе место на рынке, активно принялась только Toyota Motor Corporation. Причём борясь как с поставщиками откровенных подделок, так и с параллельными импортёрами, серыми дилерами, ввозящими заводские запчасти без разрешения Toyota. С ноября 2013 года в битву с такими импортёрами обещает включиться ещё и Subaru.

Как рассказали редакции «Колёса» юристы ТОО «БМФ Груп», представляющего законные интересы Toyota Motor Corporation на территории РК, на сегодня возбуждены дела об административных правонарушениях в отношении ряда продавцов в ТЦ Car City в Алматы, использующих товарные знаки Toyota, Lexus и их транслитерацию в кириллице на вывесках магазинов и реализующих поддельные запасные части. Нарушителям грозят штрафы в размере от 10 до 100 МРП, а товары с нарушением прав на товарные знаки, если суд признает торговцев виновными, конфискуют и уничтожат. По словам представителей «БМФ Груп», по этой же причине собираются возбудить дела об административных правонарушениях и в отношении одного крупнейшего реселера, также использующего товарные знаки TOYOTA и «ТОЙОТА» в своей рекламе и на вывесках без согласия Toyota Motor Corporation.

Не спят и таможенники, вовсю пресекая поступление на территорию нашей страны незаконной продукции, помеченной знаками японского гиганта. Согласно их отчётам, в этом году такого товара пытались переправить в РК на сумму 20 200 у.е., в то время как с сентября по декабрь минувшего года, серые, зелёные и розовые в крапинку дилеры хотели ввезти тойотовские запчасти более чем на миллион.

А что же тем временем происходит на рынке? На днях мы вновь позвонили официалам и их конкурентам, спросили про ту же самую запчасть, о которой рассказывали в самом начале, и выяснили, что ничего не изменилось. Нас встретил всё тот же разброс цен и та же разница в сроках.

Так стоила ли овчинка выделки? Ведь если борьбу тойотовцев с самопальными запчастями можно только приветствовать, а их рейды по выявлению незаконного использования товарного знака понять с предпринимательской точки зрения, то борьбу с параллельным импортом можно прямо назвать попыткой установить торговую монополию.

Позиция против параллельного импорта

Насколько законны подобные методы, мы спросили у юристов. По словам управляющего партнёра ТОО «БМФ Груп» Юрия Болотова, активность с торговыми марками Toyota и Lexus направлена в первую очередь на борьбу с подделками.

— Кроме того, это стимулирование определённого рынка, — подчёркивает юрист. — Как вы знаете, Toyota начала развивать в Казахстане производство автомобилей, и у компании есть определённые планы по долговременному инвестированию в экономику нашей страны. Для того чтобы их осуществить, нужно предпринять комплекс мер по защите своей интеллектуальной собственности.

Сторонники разрешения параллельного импорта апеллируют тем, что в случае ввоза в страну товаров разными компаниями цена будет снижаться. Это их главный тезис. На мой взгляд, тут действительно появится возможность развить конкуренцию, но лишь среди тех, кто торгует. Производителей же продукции, тех, кто инвестирует в экономику страны, такая политика конкуренции не устроит. И, мне кажется, правильнее было бы устраивать конкуренцию между предприятиями, а не среди торговцев. Ведь чем сильнее у нас будет защищена интеллектуальная собственность, тем привлекательнее наше производство в плане инвестирования.

Далее, Программой индустриально-инновационного развития Казахстана запланирован переход от горнодобывающей ориентации нашей страны к импортозамещающей, к развитию экспортного потенциала. Что мы можем получить в итоге? Часто компании для освоения новых рынков поставляют продукцию в соседние страны либо по сниженной цене, либо по себестоимости. И в итоге товары, которые станут продавать недорого, к примеру, в Кыргызстане, потекут обратно к нам через границу. То есть нашими предприятиями не будут выполнены планы по экспорту, да ещё возникнет конкуренция со своими же товарами, завезёнными перекупщиками. В этом случае прибыль получат торговцы, а производители останутся с носом.

А. С. — Но ведь, судя по сегодняшней ситуации с ценами на автомобили, аппетиты казахстанских производителей тоже не назовёшь скромными?

Ю. Б. — Значит, нужно развивать конкуренцию между производителями. Если в Казахстане будет не один-два автозавода, а предположим, десять, тогда цена у производителей, безусловно, пойдёт вниз.

А. С. — Но ведь параллельный импорт может ещё лучше подстёгивать производителей, заставляя их работать быстрее, качественнее и по более доступной цене, чем серые дилеры.

Ю. Б. — Тут нужен баланс. Допустим, одна большая корпорация делает товары по разной цене для разных рынков и они поступают в Казахстан. Товары могут быть произведены в Турции, Китае, Эмиратах и т. д. Выиграет в этой ситуации тот, в чьей стране товары дешевле всего. И в Казахстане, предположим, налажено производство этих же товаров. В результате мы получим конкуренцию среди товаров одной и той же корпорации, которая мешает развиваться, вкладывать больше денег в экономику всех стран, включая Казахстан. Это нам хорошо или плохо?

А. С. — Да, но ведь сегодня страдают потребители. Запрещая параллельный импорт, мы закрываем границы и оставляем на рынке лишь одного игрока, который может устанавливать цены по своему желанию. А люди будут просто вынуждены идти к нему.

Ю. Б. — У нас в стране не только автомобили Toyota и Lexus продаются! Если в Казахстане будут привлекательные условия для инвестирования, к нам придут и станут конкурировать между собой заводы и других компаний. В долгосрочной перспективе от защиты интеллектуальной собственности Казахстан только выиграет.

А. С. — То есть нашим автовладельцам нужно подождать, пока между заводами начнётся конкуренция и цены упадут?

Ю. Б. — Каждая страна выбирает свой путь: бороться или не бороться с параллельным импортом. Сейчас в Таможенном союзе сложилась ситуация, аналогичная евросоюзовской, когда параллельный импорт на территорию ЕС запрещён, но внутри этого объединения стран товары перемещаются свободно. Евросоюз сегодня достаточно сильная организация, несмотря на преследующие его трудности, и, наверное, опыт стран, входящих в него, должен подсказать нам путь развития. Самые жёсткие меры, насколько мне известно, против параллельного импорта применяются в США — стране с очень сильной экономикой, если не самой сильной в мире. Есть страны, такие, как Япония, которые с параллельным импортом не борются, но высокоразвитых государств, в которых борьба с параллельным импортом возможна, намного больше. И если сегодня нашим политикам сложно принять решение, полезен параллельный импорт или вреден, мне кажется, им следует обратиться к опыту именно этих стран.

Позиция за параллельный импорт

— Ещё ни одна монополия благом для потребителей не была, — не согласен с мнением коллеги ведущий научный сотрудник Института законодательства Министерства юстиции РК Дмитрий Братусь. — Не нужно путать конкуренцию и законы рынка, согласно которым выживает сильнейший, и тех, кто хочет остаться здесь один, самый главный, прикрываясь при этом плакатами о поддержке отечественного товаропроизводителя. Поддерживаете? Так работайте, создавайте рабочие места, открывайте заводы! Всё равно ведь получится дешевле здесь произвести и продать, чем мне где-то купить и привезти готовое. Пусть каждый занимается своим делом! И говорить, что выставление таможенных барьеров — поддержка отечественного производителя, мягко говоря, лукавить.

Нелогичность ситуации заключается ещё и в том, что сама Toyota за границей продаёт свою продукцию всем без исключения. На её изделиях нет отметки «Только для реализации за пределами Казахстана», например. Писали ведь на сигаретных пачках: «Не для продажи на территории США». В ту же продукцию LG, купленную за границей, встраивается чип «Не для продажи на территории стран СНГ», и если её попытаться подключить к Глобальной сети и зарегистрировать, она сразу же заблокируется. Возвращаясь к автозапчастям, следует отметить, что Toyota реализует их у себя в Японии, Бельгии, в тех же Арабских Эмиратах, и никакие ограничения нигде не оговариваются. То есть люди и компании, покупающие их, становятся добросовестными приобретателями.

Понятно, что у юристов, представляющих интересы Toyota Motor на территории Казахстана, есть формальные основания выставлять таможенные барьеры и преследовать серых дилеров, но давайте смотреть в корень вопроса. Во-первых, в результате мы получаем диктат цен монополистов, от которого страдают потребители. Во-вторых, нарушаются права добросовестных приобретателей. В-третьих, принцип исчерпания интеллектуальных прав никто не отменял ни в международных конвенциях, ни в иностранных законах, ни у нас в стране. Этот краеугольный принцип права интеллектуальной собственности действует!

Если я правильно понимаю ситуацию, запасные части к автомобилям Toyota, ставшие сегодня камнем преткновения в споре между официальными и серыми дилерами, делаются в Бельгии. Они заводского производства, ввозятся совершенно легально на территорию Таможенного союза, и здесь сложно что-либо возразить тому, кто их приобрёл. По сути, он имеет на них все права.

А. С. — А разве нет разницы между произведённой, допустим, мною продукцией и купленной?

Д.Б. — Вам не важно, кто для вас дом построил, вот этот диктофон продал, это ваши вещи, и у вас есть святое право собственности. Смысл выпуска этих товаров — чтобы их продать. У нас же с тойотовскими запчастями складывается парадоксальная ситуация, когда в Казахстан ввозить эти товары без разрешения правообладателя нельзя, а с территории Таможенного союза — можно. В той же России барьеров для ввоза товаров торговой марки Toyota и Lexus нет. И получается, что товар совершенно легально ввозится в Россию, растаможивается (таможенные сборы и пошлины остаются в российском бюджете), после чего направляется в нашу страну, что, конечно, наносит ущерб бюджету Казахстана. Плюс ко всему та цель, о которой заявляют наши внутренние правообладатели, всё равно не достигается.

Если же смотреть глубже, такая таможенная мера преследует цель создания определённой монополии. Подобная ситуация складывалась у нас с продукцией Henkell, когда компания, объявившая себя правообладателем на территории Казахстана, взвинтила цены, и дешевле было приобретать товары этой марки за границей, но местный Henkell сказал: «Не-е-ет! Мы сами тут хотим продавать!» С такой позицией монополистов можно активно бороться мерами антимонопольного, судебного реагирования.

Судебная практика у нас уже сформирована. Подобные дела рассматривались в Казахстане на уровне Верховного суда РК в отношении коньяка Hennessy и нескольких сортов виски. Вопрос стоял так: «Товар легальный? Легальный! Экспертиза не нужна?» Обе стороны говорят: «Не нужна, мы не об этом спорим». — «Ну а что же вам надо, ведь товар был законно ввезён?» — «Нет, незаконно!» — «Почему?» — «А мы не хотим, чтобы кто-то кроме нас ввозил!» В общем, на этом основании (в американской правовой системе эта доктрина называется fair use — добросовестное использование) наш Верховный суд пошёл по пути защиты добросовестного приобретателя. Есть у нас соответствующая норма в Гражданском кодексе, гласящая, что, если ты добросовестный приобретатель, с тобой никто ничего сделать не может. Правда, в этом случае возникает конкуренция исков, когда кто-то говорит: «Я правообладатель!», а вы в ответ: «А я добросовестный приобретатель!» И кто из вас прав? Но тут уж всё остаётся на усмотрение суда. И в деле с торговыми марками спиртных напитков наш Верховный суд свою позицию определил. По крайней мере, по 4-5 делам, насколько мне известно. Да, разговор шёл об алкогольной продукции, но принцип-то тот же!

А. С. — С другой стороны, у нас ведь нет понятия «прецедент», как в американском судопроизводстве…

Д. Б. — И в России, и во Франции, и в Германии нет такого понятия! Есть «единообразная судебная практика», «судебная позиция». Смысл этих терминов, грубо говоря, в том, что не может быть принципиально иного решения суда, если обстоятельства дела одинаковы. Конечно, судью никто не может обязать выносить одни и те же вердикты. Ведь дела могут отличаться в деталях, к примеру, товары поставляются частично легально с признаками контрафакта, комплектующие в каких-то запчастях «белые», а сборка «серая». В общем, обстоятельства могут варьироваться, соответственно изменится судебный вердикт. Но когда канва событий одна и та же, у суда должна быть выработана определённая позиция.

А. С. — То есть серые дилеры, деятельность которых сейчас пытаются ограничить монополисты, могут спокойно отстаивать в суде свои права?

Д. Б. — Во-первых, они могут обжаловать действия Комитета таможенного контроля, во-вторых, имеют право пожаловаться в антимонопольный орган и, в-третьих, могут поставить вопрос о возмещении убытков дистрибьютором, блокирующим поставки. При этом они могут сослаться на судебную практику по схожему вопросу. Естественно, доказав, что товар был приобретён легально, приложив всю необходимую документацию.

От редакции

И в завершение статьи случай. Заехал с товарищем купить новые полики для его автомобиля в официальный дилерский центр. Хотелось ему настоящие, фирменные. Однако, как выяснилось, на его модель их нет и не будет даже на заказ. Как пояснил менеджер отдела запасных частей, эти аксессуары завозили ровно на то количество машин, которое продавали в автоцентре. Выходит, красивый и ухоженный официал вот так заботится о своём клиенте? И где купить новый полик? Естественно, у торговцев на авторынке или в автомагазине, которые официалы называют серыми и сегодня всячески ограничивают понятием «интеллектуальная собственность».

Чьи аргументы окажутся более убедительными в этом споре, сложно сказать. В любом случае точку в нём поставят только законодатели. А автолюбителям остаётся лишь надеяться, что и про них не забудут.