Есть люди, которые, не глядя на цвет даты в календаре, считают 23 февраля настоящим мужским праздником. Неудивительно, ведь уже много лет в канун праздника близ Алматы трофи-рейдом «Каскеленские овраги» открывается сезон соревнований на бездорожье.
За что же «Каскеленские овраги» любимы участниками? Во-первых, за «лёгкие» точки навигационного спецучастка. Не будь оврагов, всё можно было бы собрать за полчаса — просто езжай и бери. Но так просто не получается. Двигаться прямо не под силу самым подготовленным автомобилям. Пересечь овраг в лоб подчас нет никакой возможности. Или ещё хуже: спуститься можно, а подъём приходится искать, да и куда он выведет, неизвестно.
Вторая фишка — это сезон. Даже не сезон, а межсезонье, или переходный период. Те несколько дней между зимой и весной, когда земля пропитана талой водой и скользкая, как банановая кожура. В этом году погода традиции нарушила. Устойчивый «минус», на равнинах лежал снег глубиной до 40 см. «Это они с севера привезли» — шутили в адрес участников из Караганды и Астаны.
Северяне увеличили наполняемость классов ТР-1 и ТР-3. В числе семи экипажей последнего было пять экипажей гостей. В классе ТР-1 силы разделились поровну: трое из Алматы, трое из Астаны. В ТР-2 набралось 4 экипажа вместо нужных шести, в классе ATV на старт вышли пять участников, в «Свободном» — три. В итоге покорять овраги отправились 27 экипажей, что по нынешним меркам отнюдь не мало.
Стоит объяснить столь пристальное внимание к этапам чемпионата со стороны северян. В 2014 году в Астане и Караганде отменён традиционный кубок по трофи-рейдам. ФАМС приняла решение объединить кубок и чемпионат, отчего последний стал аж восьмиэтапным — по четыре этапа на юге и севере Казахстана. В планах, между прочим, и дальше расширять географию, благо, мягко говоря, есть куда. К слову, нынешний формат ЧРК целиком включает в себя традиционные этапы кубка, так что север вроде бы как остаётся при своих, но желающим всерьёз побороться за призовые места не миновать посещения и других этапов чемпионата. Для участников Алматы это тоже равносильно приглашению на север.
Навигационный СУ-1 покорился участникам автомобильных классов без особых сложностей. Снег был глубок, но машины ехали почти везде. При небольшом морозе из трудностей остались только ориентирование да местами рельеф. Наверное, поэтому организаторы добавили в первый день ещё один навигационный — ночной спецучасток. После захода солнца за два часа следовало найти несколько точек. Впрочем, и с этим в свете люстр и прожекторов участники справились без труда.
Второй день соревнований традиционно является зрительским днём. Как бы ни извращались организаторы, придумывая новые форматы его проведения, всё сводится к карабканью по крутым склонам вверх и вниз ради взятия сложных рельефных точек на компактной территории. На этот раз формально была кольцевая гонка с бонусными точками, которые можно было брать на каждом круге только один раз. Судя по результатам, ни одну из бонусных точек больше одного раза так никто и не взял.
Вообще, сцена действия второго дня отчасти напоминала операционную — кругом бело, и только внизу возле машин-муравьёв копошатся пилоты и штурманы, иногда требуя друг у друга трос, якорь или лопату.
Победителей в классе ТР-3 трудно идентифицировать по территориальному признаку. На первом месте экипаж Олега Манохина (Караганда) и Дениса Коломацкого (Алматы), выступавший на MMC Pajero, недалеко ушедшем от стандартного состояния. Второе место заняли Руслан Ахмудов и Николай Папин на TLC 70 с алматинскими номерами. Третье — Геннадий Скорик и Серик Токалов на прадике с мостами от «Лапландера». Несмотря на неказистый вид доработок, машина на удивление уверенно идёт по снежному насту.
Всё железо, если так можно назвать прототипы, не показало впечатляющих результатов. Свежепостроенный автомобиль Станислава Граца из Караганды, похоже, ещё нуждается в доработках, а «жёлтая каракатица», недавно сменившая «порт прописки» с Алматы на Караганду, сломалась на последнем спецучастке.
В ТР-2 места разделили постоянные участники этого класса: на первом — опытнейший экипаж Олега Мандриченко и Вадима Пархоменко, на втором — Олег Маслихин и Евгений Левченко, на третьем — Светлана Наумова и Максим Вдовыченко. Для последних старт на СУ-3 стал своего рода подвигом — перед заездом машина издавала устрашающий лязг и не хотела даже двигаться с места.
В ТР-1 на родном поле победили Ихсан Калиламбеков и Николай Перевертов. Второе место у астанинско-алматинского экипажа в составе Марселя Нурисламова и Евгения Ревина. Третье заняли уже закореневшие астанчане Максим Фролов и Эдуард Утебеков.
Кому на самом деле пришлось несладко, так это участникам на ATV. Если полноприводным квадроциклам хоть и с трудом, но удавалось передвигаться по глубокому для их клиренса снегу, то моноприводы являли собой печальное зрелище. Они даже с горки могли ехать только по чужой колее. Первое место в классе ATV занял Максим Антимиров, второе — Иван Елизаров, третье — Вячеслав Муравьёв.
В свободном классе количество участников совпало с числом призовых мест.
«Каскеленские овраги-2014» стали достойным открытием обновлённого чемпионата, однако не раскрылись перед участниками во всей своей внедорожной красе. Да и редкий случай — на этот раз, не считая случившегося в первый день инцидента с квадроциклом, овраги обошлись без «ушей».