1421-articles-main-1430213269

От гонок на «копейке» до профессиональной евросерии

Мы тут пообщались с одним человеком, который превратил мечту любого пацана в реальность, — это алматинец Александр Артемьев. Про его успехи не раз выходили новостные сообщения, но близко с ним познакомить читателей не доводилось. Парень он довольно-таки скромный, но при этом поразительно целеустремлённый и энергичный. Кстати, и вид автоспорта, где он ныне гоняет, тоже мало известен казахстанцам — АКГ, или автомобильные кольцевые гонки. Слыхали? Краем уха, скорее всего, но Александр нам расскажет обо всём подробнее.

Мы тут пообщались с одним человеком, который превратил мечту любого пацана в реальность, — это алматинец Александр Артемьев. Про его успехи не раз выходили новостные сообщения, но близко с ним познакомить читателей не доводилось. Парень он довольно-таки скромный, но при этом поразительно целеустремлённый и энергичный. Кстати, и вид автоспорта, где он ныне гоняет, тоже мало известен казахстанцам — АКГ, или автомобильные кольцевые гонки. Слыхали? Краем уха, скорее всего, но Александр нам расскажет обо всём подробнее.

Гонщик невысокого роста появился в нашей редакции неслучайно. Артемьев в этом году едет полноценный сезон в шестиэтапном Европейском монокубке Volkswagen Golf Cup, а также (барабанная дробь) в ETCC (FIA European Touring Car Cup) — Европейском кубке по кольцевым автогонкам! Данная серия, между прочим, является почти последней ступенью в кузовном кольце — выше только WTCC. Саша (мы сразу перешли на «ты» и менее официальное общение) очень быстрый пилот, даже разговаривает быстро. Является семикратным чемпионом по автоспорту в Казахстане, показал себя в российском кузовном кольце и удивил своей скоростью в европейских сериях. В общем, привет, Саша!

Александр: Привет!

Тимур: Про вид автоспорта, которым ты занимаешься, в Казахстане знают мало. Почему ты выбрал кольцо, ведь начинал с традиционного для нашей страны автокросса? Да и вообще, расскажи, как в спорт пришёл.

Александр: Началось всё примерно в 17 лет, но желание участвовать в гонках было с раннего детства. Я просто этим бредил, после того как, наверное, увидел гонки по телевизору. Но автоспорт — специфичная вещь, там нужны деньги, а я рос в семье инженеров, и средств на моё увлечение не было. Тем не менее я много читал про гонки, тогда уже в Интернете, списывался с автогонщиками на российских форумах, слушал их советы. Папа, видя мой неиссякаемый интерес, пошёл мне навстречу и с 15 лет стабильно один раз в неделю начал вывозить меня на заброшенный автодром, где давал вдоволь покататься на нашей семейной «копейке». Я пробовал свои теоретические знания, что-то отрабатывал. Как-то в одной из газет я прочитал, что на Коккайнаре (посёлок близ Алматы на холмистой местности, где раньше часто проводили автогонки. — Прим. ред.) будет автокросс. Попав впервые на соревнования, я понял, что хочу именно сюда!

Трасса возле села Коккайнар была излюбленным местом для гонок. Здесь Артемьев познакомился с автоспортом, а позже и сам регулярно тут гонял. На фото Александр в своей «восьмёрке», зима 2005 года

Стал искать контакты местных гонщиков, с трудом нашёл, и когда состоялась наша встреча, на которую я возлагал много надежд, мне сказали так: «Для картинга ты стар, для кузова ты молод». Да и вообще дали понять, что много тут таких, как я, пацанов ходит, так что свободен. В общем, неприятная такая первая попытка вышла.

Тут меня вновь поддержал папа — он предложил выступать на гонках на своей машине…

Тимур: Подожди, на той… «копейке»?

Александр: Да-да, именно. На нашей единственной в семье машине, на которой он на работу ездил, а я в гонках участвовал! Так вот как-то я нашёл объявление, где рекламировалась школа экстремального вождения Владимира Бородина. Созвонились, встретились, меня хорошо приняли. Я сказал, что хочу гонять и машина есть. Мне не отказали и взяли в команду по автокроссу. Днём я ходил в школу, а по вечерам в качестве механика помогал готовить машины к соревнованиям.

Со своей машиной дел было не так много: снять фары и сиденья, установить дуги, скинуть глушитель, чтобы звучала погромче. Так-то она оставалась обычной серийной машиной, доработок в ней никаких особых не было.

Тимур: А папа потом также продолжал ездить по городу на закаркашенной машине?

Александр: Нет, после гонок я разбирал каркас, он был болтовым, ставил сиденья, фары, рихтовал вмятины и мы продолжали использовать её как обычный гражданский автомобиль.

Тимур: Вот это да!

Александр (улыбается): Так я гонял примерно год и на этой «копейке» заработал свой первый подиум зимой в 2000 году — 3-е место на гонке «Кубок двух столиц». Ну а, само собой, главное было в том, что видел, как всё устроено изнутри, какие требования к автомобилям. И ещё раз понял, что хочу сюда. Шло время, закончил школу, потом начался институт, я понемногу подрабатывал. Собрал деньги, купил «восьмёрку». Это была по сути стандартная машина, но на ней сразу начал выступать. По мере поступлений каких-то заработков улучшал машину, что-то покупал. Может, я ненормальный, но все заработанные деньги уходили в автоспорт. Больше старался никуда не тратить. А вообще, автокросс очень бюджетный спорт — купил комплект шин и можно на них несколько лет ездить. Также не много играет здесь и мощность автомобиля — покрытие и условия трека не так требовательны к этому параметру.

Александр Артемьев на “Кубке двух столиц”
Виток истории, или начало карьеры Артемьева. 2000 год. Александр (номер 37) на «Кубке двух столиц» на папиных «жигулях» берёт свой первый подиум

Тимур: Как долго ты выступал в кроссе?

Александр: Достаточно долго. Семь раз в Казахстане стал чемпионом: 5 раз в автокроссе, в самом массовом классе Д1-1600, и 2 раза в трековых гонках. Вроде как развился, каких-то успехов достиг, и хотелось продолжать дальше, страсть-то сохранялась, и нужно было понять свой предел — на что я ещё способен. Начал искать, что мне подойдёт в России. Как-то случайно в парке Family поучаствовал в картинге, где иногда собирались все спортсмены погонять. Выиграл! Тогда мне и сказали: «Попробуй себя в кольце». Я, честно говоря, никогда не задумывался об этом, но мне понравилось. Этот зацеп, иное пилотирование… Решил попробовать стартовать в Красноярске. Тогда и машина нашлась в аренду, простая «восьмёрка», т. е. опять очень так всё бюджетно начиналось. Проехал гонку и понял, что багаж знаний из кросса не совсем то, что нужно здесь, надо многое менять. Но главное, на что я обратил внимание, — тут очень важен сам автомобиль. Даже если ты ездишь быстро, а автомобиль так себе, то результата не будет. Подыскал сильную команду в Тольятти, которая строит машины для спорта, съездил на тесты, но уже на подготовленной «Калине».

Полноценный дебют в кольце был в Лужниках в Москве под проливным дождём. Как сейчас помню их бетонные ограждения, после встречи с которыми машину можно было бы отправлять под писание… Так вот, в этой новой и сложной для меня гонке я занял третье место. Конечно, тут же пришло понимание, что мне в этой дисциплине можно чего-то достичь.

Тимур: И в кросс не возвращаться?

Александр: Я привык к правилу, что если взялся за что-то, то надо доводить до конца. Я занимался кроссом — достиг успехов. Стояла новая задача: понять, кто я в кольце. Подыскал спонсоров, продал свою кроссовую машину и поехал гонять на чемпионате России по автомобильным кольцевым гонкам. Сезон-2012 был тяжёлым, но мне очень понравилось, к тому же успешным — я стал бронзовым призёром по итогам многоэтапного чемпионата. Тогда я уже понимал, что машина нужна ещё лучше. Один из моих главных соперников — россиянин Владимир Шешенин. Машина была у него совершеннее, и пилот он совсем немедленный. Чтобы конкурировать, мне нужен был такой же автомобиль — уступали с круга буквально доли секунд. Естественно, лучшая машина тянет за собой и гораздо больший бюджет, который мне уже был не под силу.

2012 год, Смоленское кольцо. Дебютный сезон Артемьева в чемпионате России
2012 год, Смоленское кольцо. Дебютный сезон Артемьева (номер 78) в чемпионате России

В следующий сезон я остался с той же командой, но для меня он вышел провальным — были поломки, мучались с настройками мотора, был и переворот… В общем, не сложилось. Можно было бы, конечно, попробовать стать чемпионом России, но это стоило бы немало денег, и не этого хотелось на самом деле — хотелось большего, другого опыта.

2013 год, Moscow Raceway. Машина Артемьева после переворота на втором этапе чемпионата России по АКГ

Тимур: Перед тем как ты расскажешь о своём следующем этапе в карьере, поведай, как к тебе относились российские спортсмены? Ты казахстанец, залез в их чемпионат, начал рушить чьи-то планы…

Александр: Дружеской и открытой атмосферу на гонках я бы не назвал. Прежде всего сами отношения между спортсменами в России больше как у конкурентов, нежели у друзей. Я старался не фокусироваться на личных отношениях, хотя, естественно, мы общались. Отношение ко мне тоже было нейтральным: меня не били, не обижали (смеётся) — уже хорошо. Но если говорить о нашем казахстанском автоспорте, то атмосфера дома мне нравится больше, именно отношения между пилотами. Но я ездил туда не друзей заводить, а за результатами.

2012 год, Смоленское кольцо. Артемьев на I этапе чемпионата России занял второе место
2012 год, Смоленское кольцо. Артемьев на I этапе чемпионата России занял второе место

Тимур: Насолил ты им там в любом случае 🙂

Александр: Ну, наверное, да. По крайней мере, если бы меня не было, то ведь кому-то быть на моём месте, т. е. иметь бронзу по итогам года. Мало того, сначала, когда я приезжал по нашей международной лицензии, то заработанные очки в России по правилам сгорали, не шли в зачёт, поэтому бывали случаи, когда местные гонщики просили их пропустить, мол, зачем тебе эти очки? Ну тут уж извините, я приехал сюда, чтобы бороться, а не раздавать свои результаты. Сегодня я поддерживаю связь со многими командами, были и приглашения гонять под их флагами, но договориться не вышло — опять же вопрос финансирования вставал остро.

Тимур: Как произошёл переход из России в Европу?

Александр: Я начал искать серию в Европе, где можно было бы попробовать силы с разумным бюджетом и за рулём хорошей машины. Российские журналисты мне посоветовали присмотреться к Кубку Volkswagen. Списался с ними, провели тесты и решил попробовать проехать два этапа, чтобы опять же понять, как всё устроено внутри, что я могу показать спонсору. Как оказалось, машина пилотируется совсем иначе, нежели Kalina — своя специфика в задней подвеске и много зависит от давления в шинах. Оно было таким высоким, что я даже представить не мог — больше трёх атмосфер! У «гольфов», которые ездят в этом Кубке, определённо недостаточная поворачиваемость, поэтому тут нужно ездить за счёт возникающего скольжения. В российском кольце тоже есть такой приём, но не приветствуется, да и по сравнению с «фольксвагенами» заметно отличается. Попробовав проехать так, как ехал в России, я проиграл 1.5 секунды лидеру, а это много для кольца. Кстати, один из плюсов, который я оценил в Европе, — это возможность съёма телеметрии: данных, полученных со всех датчиков в машине, как своих, так и соперников. Показывают всё: где открыл газ, где затормозил и много других параметров. Можно наложить эти данные на свои и понять, где нужно ещё работать.

Тимур: Дисциплина одна, а столько тонкостей. Как едут европейские пилоты?

Александр: Совсем иначе, они едут постоянно с избыточной поворачиваемостью! Я поехал так же, начал подтягиваться выше. Отыгрывал долечку за долечкой секунд. И так я понял, что могу конкурировать, хотя в одной секунде в Германии, к примеру, может поместиться до 20 машин! В России в секунду помещались 3–4, ну 5 машин. Поэтому, сократив отставание в Германии до одной секунды, я уже заметно продвинулся. Вообще, это сильная моносерия, тут нет коммерческих пилотов, все настоящие спортсмены, которые хотят быть первыми, все молодые ребята, кто-то на формульных болидах гоняет. Как говорят в шахматах, хочешь научиться играть, играй с сильным соперником.

Пилоты, заявленные в Volkswagen Golf Cup в сезоне 2015 года
Пилоты, заявленные в Volkswagen Golf Cup в сезоне 2015 года

Тимур: Кто-нибудь ещё из СНГ едет в этой серии?

Александр: Да, в этом году ещё стартуют два пилота из России, но на тестах уже стало понятно, что им сложно, несмотря на то что они имеют опыт.

Тимур: Будучи уже в Европе, не хотелось попробовать европейский автокросс? Ты ведь с него и начинал.

Александр: Нет. Опять же принцип: взялся за что-то, надо довести дело до конца. Поэтому раз уж я взялся за кольцо, то надо искать предел, не отвлекаясь, в этой дисциплине. Даже в Россию обратно звали, был и спонсор, но я отказался, хотелось сфокусироваться на Европе.

Тимур: В конце прошлого года ты засветился в гонке на выносливость в Испании. Как там оказался?

Александр: В 2014-м у меня получился небольшой перерыв в гонках. Я попробовал себя в двух этапах Volkswagen, а потом у нас случилось радостное событие в семье — пополнение. Ближе к концу года позвонили ребята из России, из команды SMP Racing, им требовался третий пилот на этапе в Испании, и они предложили съездить с ними. Я был сильно удивлён такому приглашению, но, конечно же, согласился. Так вот, тот багаж знаний, который я получил на Кубке VW, мне сильно помог. На незнакомой машине (это был Seat Leon. — Прим. ред.) показал лучшее в команде время. В итоге мне доверили вести машину до финиша. Гонка длинная, я провёл за рулём порядка двух часов, но без напряга — просто ехал и получал удовольствие. Эта избыточная поворачиваемость, езда на грани срыва… В итоге мы стали вторыми.

Конец 2014-го, Артемьев пробует силы в кузовных гонках на выносливость в составе российской команды SMP Racing. В этом году Александр едет с ними и в ETCC

Тимур: Расскажи побольше про спортивные автомобили, на которых едут участники на Кубке Volkswagen. Насколько они отличаются от серийных?

Александр: Volkswagen Golf Cup — это Монокубок, где автомобили одинаковые у абсолютно всех участников. Спортивная машина построена на базе стандартного Golf VI GTI, передний привод, расширен кузов и колея, мощные тормоза, аэродинамический кит. Двигатель 2-литровый турбированный. Постоянная мощность — 260 л. с., но есть возможность увеличить на некоторое время до 310 при помощи нажатия кнопки. За гонку её использование допускается 19 раз. Неважно когда. Хочешь — жмёшь.

Тимур: Что происходит при нажатии?

Александр: Всё просто: поднимается давление наддува в турбине, меняется подача топлива. Нажал — ускорился. Это, кстати, заставляет думать и о тактике в гонке, ведь все в равных условиях, но кто когда воспользуется прибавкой мощности? В начале или конце? Надо думать, как сохранить шины, когда использовать нажатие кнопки.

Тимур: Интересно! Что ещё необычного в машине?

Александр: Не то что необычного, а скорее непривычного — именно такой для меня оказалась коробка DSG 6. Я-то привык к кулачковой, а тут кнопки и многое зависит от компьютера. Особенно с переключением вниз были сложности — мозги коробки не давали переключиться в определённом диапазоне оборотов двигателя, чтобы не перегрузить трансмиссию. Приходилось выучивать этот диапазон. Но вроде привык, и мне уже нравится. Тем более после оценки данных с телеметрии, понимаешь, что робот с его двойным сцеплением позволяет не терять доли секунды на переключениях. И, кстати, DSG оказалась очень надёжной. Вспоминаю гонки в России — там можно было увидеть, как команды меняли по три коробки за этап.

Тимур: DSG и не ломается? Вот так разрушение мифа! Хотя ведь она нестандартная идёт?

Александр: Нет, серийная, но с дисковой блокировкой, довольно жёсткой, и перепрошит софт. А вот диски сцепления и железо — всё стандартное. И держит нагрузку! Подвеска идёт спортивная, но с минимумом настроек — можно подрегулировать только стабилизатор и менять давление в шинах.

Тимур: О’кей, допустим, прошёл этот сезон, всё успешно и так далее. Что дальше?

Александр: Вообще, есть планы развиваться и дальше в кольце. К примеру, я в этом сезоне параллельно начинаю выступление в ETCC — это ступенька ниже WTCC.

Тимур: Мечта — это, наверное, мир WTCC?

Александр: Цель — WTCC, чего вполне реально достичь. Для формулы я уже стар, поэтому надежд на неё не возлагаю, а вот в кузовах вполне ещё.

Тимур: Что нужно, чтобы попасть в WTCC?

Александр: Для начала, как всегда, деньги. Надо начать там ездить, показывать результат, и если тебя заметят, то попасть в команду шансы есть. Причём мне неважно в какую. Если ты просто быстрый и без денег, то ничего не получится.

Тимур: Саш, сколько ты видишь себя в автоспорте?

Александр: Этот вопрос задают мне все и довольно часто, но я не готов на него ответить. Вот как дойду до предела, это, пожалуй, и будет тот момент, когда я остановлюсь. Или будет у меня просто как хобби. Сейчас есть цель достичь по максимуму всё возможное.

Тимур: Ты сейчас говоришь как профессиональный спортсмен, который готов этому жизнь посвятить. Тем не менее расскажи, чем ты зарабатываешь на жизнь. Не гонками ведь.

Александр: Если я смогу зарабатывать в области, связанной с машинами, я буду там работать. Сейчас же я являюсь владельцем небольшой IT-компании, мы занимаемся оргтехникой. Это позволяет мне кормить семью, а если что-то получается отложить, трачу на спорт. Это моя страсть, мечта всей жизни, и она в приоритете в какой-то мере. Вот родился я такой и не могу ничего с собой поделать. Когда меня нет в Алматы, конечно, работа страдает, штат у меня не такой большой. Стоит ли бросить гонки, чтобы заработать больше? Ну… будет мне 60 лет, буду я вот так сидеть и думать: да, я стал чуть богаче, смог ремонт дома сделать, но ведь интересная часть жизни позади, то, что происходит сейчас. Логики тут нет — временные потери, финансовые потери, но ведь у многих есть хобби: кто-то машины коллекционирует, кто-то в казино ходит играть… Я гоняю. Вспоминаю случай в посольстве, когда сдавал документы на шенген и у меня спрашивают:

— В анкете вы пишете: род деятельности — автоспорт. Это у вас хобби? — Нет. — Вы на этом зарабатываете? — Нет. — Тогда это хобби… — Да нет же, я профессионально этим занимаюсь, тренируюсь, гоняю!

В общем, записали как хобби, так как дохода это мне не приносит.

Тимур: Учишь трассы?

Александр: Конечно, симуляторы, онборды. Как только есть время, дома в уголке спрячусь и сижу, гоняю. Погоняю минут тридцать, смотрю записи. Потом выйду на улицу, сделаю пробежку, чтобы усталость накопилась, приблизиться к условиям, как в гонке, и по новой за симулятор.

Тимур: Какой руль используешь?

Александр: Logitech.

Тимур: Расскажи, как себя физически нагружаешь, чтобы быть в форме?

Александр: Со спортом я всегда дружил. Занимаюсь рукопашным боем — очень помогает тренировать выносливость. Именно поэтому, кстати, в Испании я после двух часов гонки усталости даже не почувствовал, вышел из машины абсолютно нормальным. Летом бегаю, езжу на велосипеде, на выходных хожу в горы.

Тимур: Как твоя вторая половинка и семья относятся к твоему хобби? Дома бывает что-то типа: «Какие машины? Почему ты не со мной рядом?»

Александр: Конечно, многое зависит от поддержки дома. Жена меня поддерживает, без этого было бы крайне сложно. Даже в прошлом году, когда у нас родился ребёнок и пришло приглашение поехать в Испанию, она сказала: «Конечно, езжай!» Многое зависит от людей, которые тебя окружают.

Тимур: Тебе, можно сказать, повезло, сначала родители тебя поддержали, затем спортсмены, окружение, спонсоры, семья… Далеко не у каждого спортсмена такая поддержка.

Александр: Это верно, даже вот взять спонсоров, которые поддерживают меня в этом сезоне, — Volkswagen Kazakhstan и Standard Insurance — в период, когда все в кризисе, в ожидании девальвации, деньги нашлись. Или Юру Ерёмина, идейного человека, который и стал сильным толчком, чтобы поехать в Россию, взять машину в аренду, помог с поиском спонсоров и медиаохватом.

Тимур: Саш, осталось пожелать тебе удачи в новом сезоне и дебюте в ETCC!

Александр: И вам большое спасибо за поддержку, для меня это очень много значит! Опять же вспоминаю свою первую гонку в Лужниках. Уже после гонки к нам в палатку заходят два человека в форме и спрашивают: «Кто тут Артемьев?» Я сразу подумал: «Ну вот, что-то случилось, что-то я натворил» (улыбается). А они: «Братан, мы тоже из Казахстана, вот на гонках были, увидели на твоей машине большие надписи „Казахстан“ и принялись тебя искать, чтобы руку пожать». Ребята-курсанты одного из военных училищ России были удивлены, увидев родные флаги на бортах машины. Не представляешь себе, как это было приятно!

С Александром после нашей беседы я прощался, наверное, дважды или трижды, т. к., мы, поднимаясь с кресел, вновь находили увлекательные темы для разговора и истории, и мы продолжали болтать о гонках. Уверен, что после прошедшего сезона Артемьев расскажет отечественным поклонникам автоспорта ещё много чего интересного. Так что прощаемся ненадолго.

За результатами Александра Артемьева на Volkswagen Golf Cup можно следить .