712-articles-big_small

Мир. Джип. Май.

Обзор одного из этапов Кубка клуба Off Road.kz по трофи-рейдам

Первомайские праздники запомнятся не только демонстрациями и массовыми гуляниями в городах. Участникам первого этапа клубного Кубка по трофи-рейдам будет ещё что вспомнить после трофи в степях Алматинской области

Старт первого спецучастка положила ночная гонка, что само по себе довольно непривычно для наших спортсменов, ведь зачастую подобные мероприятия проходят в дневное время.

Прытко начал — быстро перегрелся

30 апреля в 8 часов вечера на старт вышли 16 экипажей в ставших уже традиционными спортивных категориях. Четыре автомобиля в категории ТР-1 — внедорожники стандартной комплектации. По четыре автомобиля в категориях ТР-2 и ТР-3 — спортивные автомобили и прототипы, подготовленные к тяжёлому бездорожью. И ещё четыре машины в категории «Свободный класс», к которой относят автомобили, которые по каким-либо техническим характеристикам не подходят для ранее перечисленных категорий.

Спортсмены категории ATV (квадроциклы) в данных соревнованиях участия не принимали. Уж слишком большими получились расстояния — самые дальние точки располагались на расстоянии 150 км от места старта. Место старта, кстати, находилось в Алматинской области, неподалёку от посёлка Казахстан, в непосредственной близости от реки Или.

Ночная гонка — серьёзное испытание как для участников, так и для автомобилей, на неё организаторы выделили 15 часов. Машины, ревя моторами, по одной уходили в ночную степь. А там каждый из экипажей принимал решение, в какой последовательности «собирать точки», часть из которых располагалась в небольшом, но довольно глубоком озере в паре сотен метров от лагеря.

Женский экипаж ни капли не уступает мужчинам

Несколько экипажей отважились взять их первыми и не прогадали, как, например, Куаныш Салиханов и Максим Вдовыченко (№ 303).

«Мы спокойно взяли точки в воде, — делится впечатлениями пилот Куаныш Салиханов. — Аккуратно заехали, причём сразу после старта. Сфотографировались и также тихонько выехали. Даже колёсами не копали».

А вот женский экипаж Светланы Наумовой и Оксаны Дановой (№ 202) оставил «мокрые» точки на потом.

«Там же воды — выше капота! — вспоминает пилот Светлана Наумова. — Мы их специально сразу брать не стали. Как потом ехать 15 часов в мокрой одежде и на мокрых сиденьях? Ведь сейчас по ночам ещё холодно, да и электрическая часть автомобиля неизвестно как себя поведёт — вдруг начнёт замыкать где-то по дороге, в степи… Поэтому мы рассчитали на них время, чтобы брать перед самым финишем, у лагеря. Так и получилось — воды набрался полный салон. Я даже свой мобильный телефон утопила, случайно забыв его переложить повыше!»

Держись-ка покрепче, взлетаем!

Гонка получилась динамичной. Большие расстояния подразумевали и хорошие скорости, что делало её ближе к раллийным соревнованиям и порядком добавляло адреналина. Да и отыскать в тёмное время суток точки по GPS совсем не так просто, как днём. Штурман мог стоять всего в нескольких метрах от таблички с номером, но при этом её совершенно не видеть, теряя при этом драгоценные минуты и кружа где-то совсем рядом.

Точки, расположенные в воде, также стали серьёзным испытанием для спортсменов, ведь организаторы расположили их на порядочной глубине. Любое неверное движение, и машина легко могла уйти под воду. Именно последнее обстоятельство понравилось далеко не всем спортсменам — выбраться из топкого ила было почти невозможно. Однако спортсмены и с этой задачей справились прекрасно, используя лебёдки или помощь других участников.

В общей сложности большинство спортсменов, несмотря на значительные расстояния и трудности, по времени всё-таки уложились. В итоге за 14-15 часов они прошли в среднем от четырёхсот до пятисот(!) километров по бездорожью.

Двигатель не может? Штурман поможет!

Курьёзы? А как без них? Один из участников финишировал не на собственном автомобиле, а на такси.

«У нашей машины выдавило коренной сальник и вытекло всё масло, — делится впечатлениями пилот экипажа № 208 Александр Песоцкий. — И это посреди степи! Пришлось добираться до ближайшего жилья, искать трактор и тащить сломавшуюся машину в посёлок. А самим возвращаться в лагерь на такси. Так что можно сказать, что на такси мы и финишировали!»

Второй спецучасток организаторы устроили не только для спортсменов, но и для болельщиков, которые специально ехали почти за 160 км от Алматы, чтобы поболеть. Кольцевую трассу протяжённостью около километра устроили в непосредственной близости от лагеря, на живописном бархане посреди степи. Сложность трассы зависела именно от наличия в машинах каркасов безопасности.

Первыми стартовали участники сразу двух категорий: ТР-1 и «Свободный класс». Контрольное время для прохождения трассы — ровно 60 минут. А там как повезёт.

И кто сказал, что тут по колено?

Лидеры, пожалуй, определились с самого начала — Денис Старков и Сергей Аравин (№ 102). Их юркий Pajero, вызывая восторг болельщиков, лихо взбирался на барханы, обгоняя более тяжёлую технику конкурентов. Однако через какое-то время темп гонки резко упал. Причиной стал рыхлый песок и палящее солнце. Машины стали всё чаще останавливаться и ломаться. А некоторые и вовсе сошли с дистанции.

Вслед за ними на трассу выехали автомобили с каркасами безопасности (также объединённые в две категории ТР-2 и ТР-3). Для них трассу удлинили, добавив неудобный спуск, крутой вираж и затяжной подъём. И повезло им ещё меньше. Участники стартовали в самый пик полуденной жары, и для автомобилей, порядком уставших за ночной СУ, нагрузка оказалась непосильной. С самого старта как-то всё не задалось. Стали греться двигатели, выходить из строя коробки передач, и машины закапывались в песок, не в силах одолеть многочисленные затяжные подъёмы. И хотя на заезд спортсменам также давался час, его из спортивных машин не пережила ни одна.

Иногда приходится прибегать и к цирковым трюкам

В категории ТР-2 долгое время упорно не сдавались два экипажа: Олег Мандриченко и Вадим Пархоменко (№ 203) и женский экипаж Наумова и Данова. Круг за кругом они с трудом продвигались по пескам. И всё же техника подвела. Сначала вынужденно финишировали девушки, а следом мужчины. К концу отведённого времени на трассе остался единственный экипаж — Салиханов и Вдовыченко. Прокатившись ещё пару-тройку кругов в гордом одиночестве, они так же финишировали. Однако, несмотря на сверхнагрузки, мокрые салоны, огромные расстояния и множество поломок техники, гонка спортсменам понравилась. И адреналина им хватит до следующих соревнований!