На дворе февраль, весна не за горами, а значит, скоро настанет пора обувать автомобиль в летнюю резину. Автолюбители уже подыскивают обувку на лето, продавцы пытаются распродать остатки зимних «валенок», а компания Nokian уже презентует новые зимние шины — шипованную Hakkapeliitta 8 и фрикционные Hakkapeliitta R2 и R2 SUV, которые появятся на прилавках следующей осенью.
Пожалуй, финская шинная компания Nokian — единственная, у которой не возникает сомнений, где проводить презентации зимних шин. Конечно, в Финляндии на заводском полигоне White Hell в Ивало. Полигон «Белый ад», находящийся за полярным кругом, — это около 700 гектаров площади и более 20 испытательных треков. Зима здесь длится с ноября по май, и за это время испытатели успевают протестировать более 20 000 шин.
Для небольшой финской компании этот год вышел крайне продуктивным, к новому сезону шинники подготовили 5 новинок (если учитывать все типоразмеры, то это более 300 шин!). Из них для Казахстана с его достаточно суровой и непредсказуемой зимой предназначены только шины семейства Hakkapeliitta: ошипованная «восьмёрка» и фрикционные модели R2 и R2 SUV.
Nokian Hakkapeliitta 8
Как говорит Матти Мори, эксперт по техническим вопросам, отдавший компании 25 лет: «Шины — это всегда компромисс, и всегда есть что улучшить». Так и предыдущая «семёрка» была безупречна на льду и снегу, однако к поведению на асфальте и повышенному шуму были претензии. И именно эти задачи пытались решить финны за три с лишним года. В итоге старания превратились в разработку новой флагманской шины. От добра добра не ищут, поэтому в основу нового семейства легла Hakkapeliitta 7, появившаяся ещё в 2009 году. Рисунок протектора хоть и стал несколько иным, однако остался направленным и симметричным.
За счёт диагональных 3D-ламелей стала жёстче центральная часть протектора, в плечевых зонах появились самоблокирующиеся 3D-ламели (при касании с твёрдым покрытием шашечные блоки фиксируются, превращаясь в единое целое). Всё это позволило добиться большей жёсткости и, как следствие, лучших показателей на асфальте.
И всё же главное внимание уделено зимним дисциплинам, в центре внимания новая концепция ошиповки Nokian Eco Stud 8. Шипов теперь больше, сами шипы новые, кроме того, усовершенствована система их амортизации, а расположение выбрано таким образом, чтобы шипы не перекрывали друг друга при качении. Увеличено число шашек протектора, в задней части которых появились тормозные усилители — зубчатые конструкции, увеличивающие площадь захвата при торможении. Поработали и над составом: натурального каучука стало больше на 20 %, увеличилось количество силики, а главная составляющая смеси — криосилан второго поколения. По заверениям финнов, всё это привело к улучшению всех характеристик, а самый значительный прогресс достигнут в торможении на мокрой поверхности, управляемости на сухой дороге и торможении на льду.
Снижению сопротивления качению в Европе уделяют всё больше внимания, ведь это напрямую влияет на расход топлива, а значит, и на экологию. Продемонстриро-вать свои достижения на этом поприще финны решили на наглядном примере: с пандуса на ледяную дорожку скатывается Volkswagen Golf сначала на шинах Continental ContiIceContact, а затем на Nokian Hakkapeliitta 8. Разумеется, финские шины выкатываются на десяток метров дальше.
Найти зимой в Лапландии асфальт — задача невыполнимая, зато по заснеженным и обледенелым дорожкам поездить довелось немало. Раскатанные подъёмы, колея на дороге — со всем этим финны явно не знакомы. Поэтому главной проблемой при езде по местным дорожкам выступал собственный страх. Психологически очень сложно мчать по обледенелой дороге на скорости за сотню (именно такой темп задаёт головная машина), а когда видишь перед поворотом ограничение скорости 80 км/ч, то невольно думаешь, что финны издеваются. В Казахстане ехать в таких условиях больше 30 км/ч не стоит, да и не получится. Здесь же идеально ровная поверхность и никаких намёков на колею или ледяные надолбы. Гнать можно покуда держат шины, а «восьмёрка» держит в таких условиях отлично.
Nokian Hakkapeliitta R2 и R2 SUV
У нешипованных шин Nokian Hakkapeliitta R2, которые позиционируются как одни из самых комфортабельных, нововведений заметно меньше. Новая криосилановая резиновая смесь с силикой стабильна в большем диапазоне температуры, а добавление частиц, напоминающих по форме многогранные кристаллы, позволило улучшить сцепление на льду. Количество ламелей увеличилось, а в плечевых зонах протектора появились усилители, улучшающие сцепление на снегу и льду. Для более уверенного движения по шуге применены зубцы между шашечными блоками и ступенчатые шашки протектора (так называемые когти). Кроме того, была увеличена вместимость неплохо зарекомендовавших себя ламелей-насосов, отводящих воду из пятна контакта.
Аналогичные решения применены и в шине Nokian Hakkapeliitta R2 SUV, предназначенной для городских внедорожников. Отличие заключается в наличии жёсткого ребра по центру протектора. Проверить новые фрикционные шины удалось на лесной дороге и льду замёрзшего озера. По глубокой колее Audi Q5 едет достаточно уверенно, электроника то и дело притормаживает буксующие колёса. Пока хватает просвета и бампер не упёрся в преграду, машина едет. На льду тандем ESP и шины R2 SUV — сама безопасность. Через призму неотключаемой системы стабилизации сложно понять истинный характер шин, а под хруст электроники машина уверенно разгоняется, тормозит и поворачивает. К вылету в сугроб может привести только откровенный перебор скорости.
От редакции
Все три новые модели появятся в продаже осенью 2013 года. Оба завода компании, в России и Финляндии, уже начали производство новых покрышек. Увы, новые технологии нынче дороги, а известные бренды ещё дороже. Шипованные Hakkapeliitta 8 дороже «семёрки» на 10-11 %, однако предшественник пока останется на конвейере.
Меньше шипов
С 1 июля 2013 года в Европе вступит в силу закон, ограничивающий количество шипов в шинах. По новым нормативам на один метр пробега должно приходиться не более 50 шипов, что намного меньше количества шипов в сегодняшних шинах. Сделано это ради сохранения дорожного покрытия, которое интенсивно разрушается под воздействием шипованных шин. Сохранить прежнее число шипов можно только в том случае, если производитель докажет, что ущерб, наносимый асфальту, не больше нормированного.
Не забудешь
Наряду с фирменной системой индикации остаточной глубины протектора Nokian DSI (Driving Safety Indicator) на боковинах новых шин присутствует инфоучасток. Здесь можно сделать отметку о рекомендуемом давлении, месторасположении и усилии затяжки болтов, что удобно при сезонном переобувании.