1001-articles-main

Наляжем на еду автопробегом

Автопробег так автопробег! И не вокруг города по кольцевой, а с размахом, целой экспедицией по европейской территории России и Казахстану.

Как автомобильной компании справить свой юбилей? Вопрос непростой. Российская компания «Автомир» нашла неординарный ответ — отметить его с помощью автопробега по городам, где расположены её салоны. Дилер за 20 лет и на территории Казахстана открыл три салона, поэтому пробег прошёл и по нашим городам. Мы тоже приняли участие в нём.

Автопробег так автопробег! И не вокруг города по кольцевой, а с размахом, целой экспедицией по европейской территории России и Казахстану. В маршрут включены 17 российских городов: Архангельск, Санкт-Петербург, Ярославль, Москва, Брянск, Орёл, Воронеж, Саратов, Самара, Екатеринбург, Челябинск и другие, а также три наших города: Астана, Караганда и Алматы.

Карта-схема маршрута была нанесена на все автомобили, учавствующие в пробеге

Старт был дан 18 июля 2013 года. Караван из десяти автомобилей отправился покорять просторы Российской Федерации. Ехал долго. Только 7 августа группа добралась до Астаны, где мы и присоединились к покатушке. Как её проигнорировать? Ведь одна из основных целей пробега, как написано в пресс-релизе, познакомиться с национальной кухней. Другими словами, поесть мяса, да ещё и много! Но это, конечно же, шутка. Главная цель для компании — широко отпраздновать свой юбилей. Кто бы что ни говорил, но 20 лет успешной работы на автомобильном рынке — это успех, требующий к себе уважения. Что же касается цели нашей редакции, то тоже есть своя цель — попробовать новый кроссовер Mazda CX-5, который сегодня производят и продают в России и в планах вывести известную японскую марку на наш рынок.

День первый. Астана

Утро в столице выдалось пасмурным. Под шум ветра и шелест начинающегося дождя быстро распределяемся по машинам. Сегодня официально день отдыха — в плане заявлена только экскурсия по городу. Расселись по первым попавшимся машинам, поехали. Мне выпала участь сидеть на заднем сиденье новенького Suzuki Grand Vitara в базовой комплектации. Сиденья велюровые, никаких наворотов, только необходимый минимум — «электростеклопакет» да кондиционер.

Встреча каравана, прибывшего из Челябинска в Астану, прошла в торжественной, но мокрой обстановке

В ходе экскурсии показали местные достопримечательности, известные нам, казахстанцам: «Байтерек», «Хан-Шатыр», «Пирамиду» и некоторые другие. Ничего интересного и особенного, за исключением океанариума. Всё-таки для нашей страны это что-то особенное в отличие от архитектуры, пусть и необычной. А тут — живые акулы. Хоть и небольшие, метра по полтора, может, два длиной. Плавает много мелких, ну, килограмм по 50 каждый, тунцов. В одном аквариуме прикинулся бревном настоящий кайманчик. На фоне океанариума столичная архитектура выглядит скучной. Город по-прежнему воспринимается как декорация к кино. К вечеру экскурсия по столице благополучно закончилась и началось это — поедание вечернего мяса!

Вид на машины, участвующие в автопробеге, с высоты «Байтерека»

День второй. Шахтёрская столица

С утра нас покинули россияне — участники пробега, которые ехали до Астаны из Челябинска. Мы проводили гостей, вместе с которыми уехали некоторые машины. Осталось буквально несколько автомобилей, на которых необходимо доехать до Караганды. Там будет новая реорганизация колонны, после которой, по идее, и должен сформироваться основной состав. Мне опять повезло: сел в ту же самую «Гранд Витару» и снова на заднее сиденье. Ладно, впереди много километров, разные машины, ещё успеем накататься.

Первый пункт остановки — Караганда. Это была короткая поездка из столицы страны в столицу шахтёров. Карагандинский салон компании встретил участников автопробега торжественно. Кстати, этот филиал «Автомира» самый крупный в Казахстане. В нём продаются автомобили пяти марок: Nissan, Suzuki, Mitsubishi, Hyundai и Volkswagen — ассортимент неплохой, согласитесь. После все участники автопробега отправились на экскурсию по городу.

В Караганде достопримечательностей меньше, чем в столице. Зато движение в рабочий день было очень интенсивным во многом из-за того, что в городе велись работы по укладке нового асфальта, поэтому в пробках толкались как в Алматы. В итоге на экскурсию потратили времени больше, чем в столице. Но это мелочи, ведь к вечеру мы успели приехать в гостиничный комплекс, в котором нас поджидал очередной праздник живота. Наш марафон стал приобретать гастрономический характер!

День третий. Бектау-Ата и Балхаш

Ранний подъём, быстрый завтрак, снова рассаживаемся по машинам. В этот день стартует 13-й этап автопробега. Только теперь, на третий день, наконец-то сформировалась наша колонна, в составе которой и предстоит ехать до Алматы. Машин десять: Nissan, Suzuki, Mitsubishi, Hyundai, Volkswagen и Mazda. Все кроссоверы. Ну почти все — среди обычных паркетников затесались три серьёзных вездехода: MMC Pajero Sport и два Nissan Patrol. Я же сел в салон интересующего меня кроссовера Mazda CX-5. Правда, увы, пока на заднее сиденье. Ну ничего, начнём оценивать машину с заднего дивана.

Остановка перед Темиртау. На заднем фоне крупнейший в Казахстане металлургический комбинат

До места проведения очередного пира ехать пришлось относительно долго. В этот день запланирована поездка длиной почти 400 км — мы должны доехать до города Балхаш по пути к невзорвавшемуся древнему вулкану Бектау-Ата. Подробно о том, что такое Бектау-Ата, можно почитать здесь.

Первая остановка колонны была в сорока километрах от Караганды, у мемориального кладбища жертв политических репрессий, в печально известном Карлаге. На территории кладбища делегации из разных стран, в том числе из Финляндии, Японии, Германии, Франции, установили 14 памятников.

Стать беркутчи очень трудно. Поймать и воспитать дикую птицу дано не каждому

После этого предстояла ещё одна недлинная поездка — 70 км до села Аксу-Аюлы, где нас ждал обед в национальном стиле. И снова много мяса. Но перед этим нам показали небольшое шоу с участием беркутчи. Специально обученный сокол под щёлканье затворов фотоаппаратов быстро настиг свою жертву — обыкновенного голубя. Представление закончилось, сокол получил свой обед, а мы отправились на свой, после которого поехали дальше, уже до гор Бектау-Ата.

До цели чуть меньше 190 км. Небо по мере продвижения на юг становится хмурым. Вскоре небосвод затянуло серыми тяжёлыми тучами и начался ливень.

Колонна стала растягиваться, возможно, из-за погоды или из-за попутных грузовиков, которые на узкой дороге неудобно обгонять.

Тем временем по рации шла оживлённая дискуссия на тему, сколько времени даётся на посещение древнего вулкана. По регламенту — всего 40 минут. Но, согласитесь, что такое 40 минут для столь грандиозного горного массива? Уговорить организаторов увеличить время пребывания в Бектау-Ата до полутора часов получилось . Конечно, и этого очень мало, но всё равно лучше, чем ничего.

Лишь после уговоров мы свернули на эту еле приметную дорожку, чтобы попасть в пещеру Аулие

Проливной дождь закончился одновременно с нашим приездом к вулкану. Осадки преобразили пейзаж. В ложбинах образовались небольшие озёрца, а с гранитных склонов водопадами стекала дождевая вода, формируя мелкие речки.

Первоначально планировалась лишь краткая фотосессия на фоне гранитных гор. Но разве такое возможно? Приехать на Бектау и просто щёлкнуться — это преступление. Путём уговоров удалось вынудить организаторов продлить время, выделенное на горный массив. Более того, получилось заманить всех в пещеру Аулие-тас, самую глубокую естественную пещеру в Казахстане.

У некоторых возникло желание доехать до пещеры на машинах, чтобы пешком не идти. Правда, после того как не нашлось ответа на вопрос: «А как вы собираетесь ехать по вертикальным скалам?» — решено было бросить всю колонну у подножия и отправиться пешком.

Очередной ливень заставил нас быстро рассесться по машинам и поехать дальше — в город Балхаш. Не знаю, надо ли снова писать, что нас там ждало. Естественно, опять большой ужин.

День четвёртый. Закрытый город Приозёрск

Этот день предвещал насыщенную программу. По пути до очередной конечной точки, расположенной недалеко от села Улькен, мы заедем в некогда закрытый город Приозёрск.

По плану, чтобы успеть сделать всё, из Балхаша должны были выехать в 8 утра. Однако нагрузка на желудки участников после вечерней трапезы оказалась настолько сильной, что в такую рань мало кто сумел подняться. Поэтому время выезда перенесли на полдень.

И снова узкая трасса М-36 с интенсивным трафиком, соединяющая два главных города страны. Жара за бортом вынудила включить кондиционер на полную мощность, что в итоге сказалось на динамике CX-5. Об этой машине более детально можно почитать здесь.

Гостиница «Россия» в Приозёрске когда-то была очень комфортабельной и редко со свободными номерами

Через несколько часов пути достигли Приозёрска. Сказать честно, я был удивлён. В моей памяти это город-призрак, где нет жизни: повсюду разрушенные дома и остовы техники, и лишь ветер, гоняющий мусор по пустым улицам, создаёт какое-то движение. Но сегодня Приозёрск — живой город. Даже фонтаны на площадях работают! Но, конечно, до былого величия ему очень далеко. Повсюду видны брошенные дома. В центре города стоит некогда хорошая, а сейчас заброшенная, частично разрушенная гостиница «Россия».

А раньше Приозёрск процветал. Построенный в 1956 году для испытаний систем противоракетной обороны, город имел отличное снабжение. В то время его население достигало 50 тысяч человек, а сейчас в нём проживает чуть больше 13 тысяч. Прогулялись, пофоткались на фоне старых ракет, пора дальше. До базы отдыха ехать ещё больше 100 км.

На базе отдыха «Волна» нас расселили в переделанных под жильё морские контейнеры. Ну это мелочи, ведь нам предстоит опять же выполнить важную составляющую автопробега — поужинать. В этот вечер надо было пораньше лечь спать — утром ранний подъём.

Красивые закаты на Балхаше. Вот только «Балхашцветмет» портит пейзаж… и экологию

День пятый. В Алматы через Танбалы

Наступил заключительный день автопробега. До Алматы почти 400 км. А по пути надо заехать в урочище Танбалы, чтобы посмотреть на древние наскальные рисунки.

Снова небольшая ротация экипажей. И теперь я сижу в роскошном салоне новенького Nissan Patrol. Вот где простор! Никакой кроссовер не сравнится. Устроились в конце колонны. Это дало возможность от души поиграть с динамикой огромного внедорожника. Как-никак, а заявленные изготовителем меньше 7 секунд разгона до 100 км/ч провоцируют. А учитывая, что под колёсами неплохой асфальт Астанинки, грех этим не воспользоваться. Но…

Относительно неплохая Астанинка кончилась после села Бурубайтал. Дальше дорожное покрытие как бы есть, но такое, что лучше бы его не было. Однако и эта дорога кончилась, когда от села Каншенгель повернули в сторону села Копа. Там дорога в ужасном состоянии. Тут Patrol проявил себя во всей красе. По непонятной смеси грунтовки и разбитого асфальта внедорожник ехал лучше, чем иные машины по асфальту. Правда, мне удалось оценить скользкое кожаное сиденье, по которому иной раз летал, когда наш пилот пытался объехать очередную выбоину. Благо вскоре он понял всю бесполезность этих манёвров и поехал в стиле больше скорость — меньше ям. Стало лучше, но теперь кроссоверы на ухабах стали отставать. Километров через 15 отставание составило почти 10 минут! Скорость движения колонны сильно упала. К Танбалы добрались лишь к обеду. Подробнее об этом месте можно почитать тут.

Очередная краткая экскурсия и снова в путь, к месту, называемому Унгуртас. Интересное место. Как пишут про него во Всемирной паутине, сюда приезжают люди из разных уголков планеты, чтобы получить заряд энергии Земли и Космоса.

Таинственный ритуал получения энергии Космоса…

Кто-то (кто именно, история умалчивает) обнаружил, что там есть выход из земли потока энергии диаметром 8 метров. И люди теперь ездят в Унгуртас, так сказать, подзарядиться. Мы тоже получили свою порцию энергии и со свежими силами быстро преодолели остаток пути — последние 100 км до Алматы, где и закончилось наше небольшое путешествие.

Завершение «одноэтажного пробега» прошло в Алматы. Затем гости и участники направились прогуляться на Медеу и выше

Подытожим

Автопробег удался. Конечно, объекты, которые посетили участники, были не самыми интересными, ведь в нашей стране много других мест, которые можно и надо показывать людям. Но и такой формат тоже неплох. По итогам поездки я узнал для себя что-то новое из жизни и быта Казахстана. Организаторы хорошо постарались в подготовке празднования своего юбилея. На моей памяти это был едва ли не единственный пробег, в котором мы ни разу не выбились из графика и где не было ни одной бытовой накладки. Разумеется, такая организованность вылилась в сплочённость участников, результатом которой стало отличное дружелюбное настроение.

Ну и, естественно, самое главное условие марафона было тоже выполнено — познание национальной кухни в фантастических масштабах. И снова — шутка!

На правах рекламы

Автопробег по Казахстану «Автомир — 20 лет» поддержали АО «Евразийский Банк», АО «Нефтяная страховая компания», страховая компания «Лондон — Алматы», компания «Автобезопасность» с брендом Starline.