В середине ноября туристический портал travel.ru опубликовал рейтинг лучших горнолыжных курортов на территории СНГ. Первое место заняла база «Каракол», расположенная в соседнем Кыргызстане. А в начале декабря в «Караколе» открылся лыжный сезон. Туда мы и решили проложить маршрут.
Горнолыжная база «Каракол» расположена в Иссык-Кульской области Кыргызстана, в семи километрах от города Каракол (бывший Пржевальск), на высоте 2 300 метров над уровнем моря, на северном склоне хребта Терскей Ала-Тоо. Современный вид она приобрела в 2004 году после коренной модернизации.
В «Караколе» есть четыре подъёмника (правда, один в день моего визита не работал), гостиница, гостевые домики, кафе, ресторан, медпункт, в общем, всё необходимое для проживания и отдыха. Также действуют точки по прокату снаряжения.
Перепад высот лыжных трасс — 740 м. Высшая точка, куда доставляет канатная дорога, — 3 040 м. Сам по себе склон тут намного шире отечественного Шымбулака. Как отмечают алматинские лыжники и сноубордисты, на «Караколе» можно весь день спускаться разными маршрутами и при этом они не повторятся.
Помимо непосредственно горнолыжного отдыха можно совершать экскурсии на снегоходах и квадроциклах.
Расстояние от города Бишкек — 400 км, от Балыкчи — 220 км.
С панорамной точки, расположенной на высоте 3 040 м, открываются виды на озеро Иссык-Куль и ближайшие высокие горы: пики Каракол (5 281 м) и Джигит (5 173 м).
Климат
Климат мягкий, сочетающий одновременно признаки горного и морского, что обусловлено наличием неподалеку незамерзающего озера Иссык-Куль. Среднегодовое количество атмосферных осадков составляет 350–450 мм. Средняя температура в зимний период колеблется от 0 °С днём до – 10 °С ночью. Толщина снежного покрова на лыжных трассах может достигать двух метров.
Животный мир
Животный мир хребта Терскей Ала-Тоо разнообразен. Особенно много животных обитает на склонах хребта Каратау. Там водятся волки, рыси, иногда встречается медведь. Также в высокогорье есть снежный барс. Из копытных обитает архар, горный козёл таутеке, также встречается марал.
Когда ехать?
Лыжный сезон длится с конца ноября до начала апреля.
На чём ехать?
До горнолыжной базы можно доехать на любом автомобиле. Обязательное условие — наличие хорошей зимней резины, в идеале шипованной или, как вариант иметь цепи на ведущие колёса.
Дорогу не чистят, соответственно выпавший снег укатывается до состояния «почти лёд». Особо опасные участки — крутые подъёмы на серпантине — посыпают песком, но это всё равно особо не выручает. Так что никаких всесезонок и летних покрышек!
Что почём?
Мы были на «Караколе» в начале декабря, поэтому указываем цены на данный период времени. Как будут и будут ли вообще меняться цены, рассуждать не берёмся. Итак, в выходные пользование подъёмниками в течение дня обойдётся 950 сомов (примерно 3 040 тенге). Эти деньги начисляются на карту Ski-pass, которую необходимо также купить за 250 сомов (примерно 800 тенге). Можно оплатить полдня: до или после обеда. Тогда сумма за подъём будет 700 сомов (примерно 2 240 тенге).
В будние дни канатка дешевле — 600 сомов (примерно 1 920 тенге).
Отдельно продаётся экскурсионный билет до смотровой площадки, расположенной на высоте 3 040 м. Стоимость — 250 сомов (примерно 800 тенге).
Проживание доступно как на самом горнолыжном курорте, так и в городе Каракол. На курорте стоимость двухместного номера от 3 500 сомов (примерно 11 200 тенге) в сутки.
В городе жильё дешевле. Особо непритязательные могут поселиться и за 500 сомов (примерно 1 600 тенге). Но средняя плата в сутки — от 1 000 сомов (примерно 3 200 тенге) с человека в сутки.
Все указанные цены не включают в себя питание. В кафе, которых немало в Караколе, цены на еду примерно такие:
— манты (порция) — 100 сомов (примерно 320 тенге);
— лагман — 100 сомов (примерно 320 тенге);
— ашлямфу — 30 сомов (примерно 96 тенге).
На вкус и цвет, как известно, фломастеры разные. Но, думаю, хоть раз попробовать ашлямфу стоит — замечательная закуска! Тем более что кроме Каракола её почти нигде не готовят. Даже то, что готовят в летний сезон в Чолпон-Ате, так и называют: ашлямфу по-каракольски.
В целом цены радуют глаз и кошелёк. Как отмечают алматинские туристы, на родном «Шымбулаке» мало кто может позволить себе жить на склоне и кататься четыре дня подряд — дорого! А на «Караколе» — запросто!
Что брать с собой?
Всё необходимое для катания с гор. Впрочем, если нет возможности привезти свои лыжи, сноуборды (или их нет), можно всё нужное взять напрокат как в городе Каракол, так и на самой горнолыжной базе. Дневная аренда снаряжения лыжника стоит от 500 сомов (от 1 600 тенге).
Дорога
Можно констатировать: дорогу от Алматы до Балыкчи (Кыргызстан) сделали полностью. Открыты все участки, которые ещё летом строились.
До Кордая — прежняя трасса с хорошим покрытием. Единственный, но очень существенный её недостаток — она узкая, всего по одной полосе в каждом направлении. На многих участках запрещён обгон, поэтому колонна большегрузных машин может существенно снизить скорость движения.
От села Кордай до дороги, ведущей к пограничному переходу, недавно открыли новый участок трассы, позволяющий объехать населённый пункт и срезать примерно 15 км.
В Кыргызстане дорога от Бишкека до Балыкчи сдана в эксплуатацию. Теперь до озера можно быстро доехать по четырёхполосной магистрали!
Однако от Балычки до Каракола по южной стороне Иссык-Куля качество асфальта плохое. Впрочем, не настолько, чтобы бояться разбить подвеску.
Граница
Пограничных переходов несколько. Но почти все они только двухсторонние, т. е. для граждан Казахстана и Кыргызстана. Поэтому если с вами путешествуют граждане третьих стран, например России, то перейти границу можно только на переходе «Карасу».
Зимой движение через границу неактивное, поэтому пересечение не занимает много времени. В Кыргызстан я заехал за 20 минут, обратно выехал за 40. Двадцатиминутная задержка обусловлена очередью на выезде из Кыргызстана. Наибольшее количество транспорта на границе скапливается утром, до 10 часов, и вечером, с 16 до 19 часов. В остальное время граница, можно сказать, пустует.
Кстати, если с вами едут несовершеннолетние дети, не забывайте о вкладышах в свидетельства о рождении, указывающих гражданство ребёнка, или же оформите на детей загранпаспорта.
Небольшой, но очень важный нюанс: при въезде в сопредельное государство кыргызские таможенники могут «забыть» оформить декларацию на ввозимый автотранспорт. Потом, при выезде из страны, у вас будут проблемы, поэтому помните о необходимости заполнения декларации на таможенном посту.
Легенда маршрута
Старт из Алматы, от развязки Саина — Райымбека
(километраж списан с одометра автомобиля, возможна небольшая погрешность).
Из южной столицы нашей республики выходит дорога, имеющая по две полосы движения в каждом направлении и разделительный газон. Качество дороги очень хорошее.
После 55-го километра разделительный газон исчезает.
На 212-м километре — село Кордай (бывшая Георгиевка). Стоит указатель: налево — на Карасу. Тут можно повернуть, чтобы объехать Кордай и сократить примерно 15 км дороги. Но если вам необходимо обменять деньги или что-то купить, езжайте через село.
В таком случае на четвёртом светофоре (по одометру 215 км от Алматы) следует повернуть налево. Следующий поворот на 231-м километре — направо. Сразу за поворотом — таможенный пост.
Через километр после таможни — светофор и перекрёсток, на котором надо повернуть налево.
На 325-м километре (от кольца) начинается Боомское ущелье. Места живописные, дорога неплохая, закрытых поворотов не так уж много. Стоит помнить об установленном здесь скоростном режиме 60 км/ч.
На 385-м километре увидите кольцо на въезде в Балыкчи. На кольце уходите круто направо, в первый съезд. Далее ехать всё время по главной дороге. До Каракола остаётся 216 км.
Хороших вам катаний!