За первое полугодие 2011 года по льготным таможенным ставкам в Беларусь было ввезено порядка 250 тысяч б/у автомобилей. По сообщению наших коллег из Минска, белорусские перекупщики планировали продать большую часть в Россию, однако россияне этот объём пока не освоили и несильно торопятся. Но продавцы не растерялись — ведь автомобилисты Казахстана ещё те любители подержанных машин.
Но что они знают о нас или хотя бы о наших вкусах при выборе авто? По нашим исследованиям казахстанский авторынок для белорусов словно тёмный лес, иначе бы одинокие «крузаки» и «лексусы» на минских рынках не затерялись в массе «фольксвагенов». Лишь изредка среди легковых BMW, Audi, Ford мелькают любимые нами X5, Nissan Murano или Subaru Outback.
Но голод не тётка. И скоро, когда автомобильный желудок (в смысле рынок) переварит весь имеющийся в РК запас свежепригнанных машин, наши глаза будут в первую очередь направлены на машины с автобазаров наших союзников. Пусть здесь в основном «европейцы», не слишком популярные в Казахстане, слюнки тем не менее потекут.
Откуда ветер дует
Интерес отечественных автолюбителей к белорусским авто проявился ещё в прошлом году. Америка и Европа нам больше не интересны, с машинами из Кыргызстана ситуация по-прежнему полулегальная. А вот РФ и РБ — наши товарищи. Планомерно активизировались и сами белорусы. На нашем сайте www.kolesa.kz висит уже несколько сотен объявлений о продаже машин в Минске, а профессиональные перегонщики готовы помочь и с покупкой, и с доставкой.
Чем же привлекательны автомобили из РБ?
Во-первых, ценой. Она заметно ниже, чем в Казахстане. Европа под боком, и белорусам пригнать отлично сохранившийся экземпляр было не в пример проще, чем казахстанцам. Во-вторых, считается, что условия эксплуатации в Беларуси не такие жёсткие. Там, мол, и дороги ровнее (взять хотя бы известное шоссе Брест — Минск — Россия), и топливо лучше (для примера, бензин АИ-95 с Мозырского НПЗ, который отвечает нормам Евро-5, у нас продают по цене 295 тг/л). Так что и отбегавший по Беларуси автомобиль нашим тоже сгодится.
Просматривая белорусские сайты по продаже машин, отмечаешь действительно очень приятные цены. Но, увы, на большинство из них приходится лишь смотреть и облизываться. Реально прицениваться можно лишь к машинам с пометкой «Проходит на РФ и Казахстан». Это те автомобили, которые были ввезены в страну до 1 января 2010 года или же растаможены по ЕТТ.
Немало и тех и других. Перегонщики наполняли торговые площадки в расчёте на россиян, которые активно приобретали секонд-хэнд в конце лета — начале осени, а сейчас погоду делают в основном казахи, или казахские перекупы, как в Беларуси называют наших соотечественников.
Смотрим меню
По словам самих белорусов, казахских покупателей в основном интересуют недорогие автомобили из 90-х. Однако «японцев» в продаже немного, в почёте здесь Volkswagen, в особенности Passat и Golf разных поколений. Любят наши союзники и Mercedes-Benz (С-класс и Е-класс), Audi (А6 и А4), BMW («пятёрка» и «трёшка»), а также малоуважаемые в нашей стране Opel (Astra, Vectra), Ford Mondeo и Renault Megane. Самая популярная из Toyota — Avensis! И вот с маркой Lexus здесь беда, Alfa Romeo и то популярнее.
Экономическая ситуация в стране далеко не сахар, поэтому в ходу компактные городские хэтчбеки, минивэны, много машин с дизельными двигателями. Сейчас пригоняют только малолитражки в возрасте 3-5 лет с объёмом двигателя до 1.5 литра. Таможенные пошлины на них относительно невелики.
Считаем барыши
Рассчитывая смету, куда входят расходы на покупку и транспортировку автомобиля, не стоит сбрасывать со счетов 12 % НДС, которые обязательно придётся уплатить. Это от $700 за 15-летнего «немца» до $2 500 за свежего 5-летнего «японца». Но здесь возможен неприятный сюрприз. Если налоговый инспектор сочтёт сумму, прописанную в договоре купли-продажи, слишком маленькой (удалось выгодно купить машину или цифра специально занижена), придётся за свой счёт обращаться к независимым оценщикам.
Мы решили на примере найти экономическую выгоду от перегона автомобиля из Беларуси. И вот что у нас вышло. Смотрим Volkswagen Golf IV 2000 года выпуска. Неплохая машинка и очень распространённая в Минске. Средняя стоимость в Казахстане — $11 400, в Беларуси — $7 800. Разница уже составляет $3 600! Но подождите радоваться, давайте считать: $936 придётся отдать государству в виде НДС. 200-300 долларов будет стоит билет на самолёт до Минска, ещё баксов 200 уйдёт на питание, проживание и поиск нужного автомобиля. А затем либо гоним сами (около $500-600 на топливо и другие дорожные траты), либо грузим его на автовоз ($1 100), либо доверяем доставку профессиональному перегонщику (ещё $400-500 на его перелёт и проживание, $500 на дорожные расходы и $500 за работу). Итого набегает от $2 000 (если гнать самому и пробыть около недели в дороге) до $3 100 (если доверить автомобиль перегонщику, сидя у себя дома). Автовоз позволит немного сэкономить, но его найти бывает не так просто. В итоге реальная экономия в данном примере не превысит $1 600.
От редакции
Пока наиболее выгодное приобретение на белорусском рынке — автомобили старше 10 лет. Ценники на них действительно на редкость соблазнительные, и в Казахстане уже наблюдается дефицит таких машин. Недаром за ними и гонятся наши перегонщики. Более свежих авто хоть и было завезено несметное множество, но до 2013 года ввезти их в Казахстан без таможенных сборов не получится. А вот автомобили из 90-х — легко, ведь, как известно, Евро-3 в Казахстане будет действовать только со следующего года.