1704-articles-650433

МВД: за езду на летних шинах зимой штрафуют законно

За нарушение требований какого пункта ПДД, интересно?

Пришла зима, и вновь в СМИ появилась информация, что в различных регионах Казахстана полиция начала выписывать штрафы тем водителям, которые в зимний период эксплуатируют автомобили на летних шинах.

Сами мы, работники редакции Kolesa.kz, являемся сторонниками того, что в зимний период машинам нужна соответствующая обувка, но заинтересовал вопрос: за нарушение требований какого пункта ПДД наказывает полиция, ведь в правилах нет ни слова о необходимости ездить с 1 декабря исключительно на зимних шинах.

Всё, что касается колёс, в ПДД РК описано в Основных положениях по допуску транспортных средств к эксплуатации и обязанности должностных лиц и участников дорожного движения по обеспечению безопасности дорожного движения, в разделе «Перечень неисправностей и условий, создающих угрозу безопасности дорожного движения и окружающей среды, при которых запрещается эксплуатация транспортных средств». Там не указано о необходимости переобуваться перед зимой.

Однако в Основных положениях по допуску транспортных средств к эксплуатации и обязанности должностных лиц и участников дорожного движения по обеспечению безопасности дорожного движения есть пункт 1, на который, судя по всему, мало кто обращает внимание:

«Техническое состояние и оборудование участвующих в дорожном движении транспортных средств в части, относящейся к безопасности дорожного движения и охране окружающей среды, должны отвечать требованиям соответствующих технических регламентов, стандартов, правил и руководств по их технической эксплуатации». Об этом же написано и в пункте 14 того же раздела ПДД:

«Эксплуатация транспортных средств запрещается в случаях:

1) наличия технических неисправностей и условий, создающих угрозу безопасности дорожного движения и окружающей среде, их несоответствия техническим регламентам, стандартам, правилам и руководствам по их технической эксплуатации, а также их переоборудования без соответствующего согласования».

Да, в правилах нет прямого запрета на эксплуатацию автомобиля зимой на летних шинах. Но есть пункт, согласно которому машина должна соответствовать Техрегламенту.

В действующем с 1 января 2015 года едином Техническом регламенте о безопасности колёсных транспортных средств в пункте 5.5 говорится:

«… Запрещается эксплуатация транспортных средств, не укомплектованных зимними шинами, удовлетворяющими требованиям пункта 5.6.3 настоящего приложения в зимний период (декабрь, январь, февраль)…»

Пункт 5.6.3 указывает: «Шина считается непригодной к эксплуатации при остаточной высоте рисунка протектора зимних шин, предназначенных для эксплуатации на обледеневшем или заснеженном дорожном покрытии, маркированных знаком в виде горной вершины с тремя пиками и снежинкой внутри неё, а также маркированных знаками «М+S», «M&S», «MS» (на фото) не более 4.0 мм».

Ответ из КАП МВД РК, куда мы отправили официальный запрос, подтвердил наши догадки насчёт того, на основании какого пункта правил могут оштрафовать водителя:

«В соответствии с пунктом 1 Основных положений по допуску транспортных средств к эксплуатации (утверждены постановлением правительства Республики Казахстан № 1196 от 13 ноября 2014 года) (далее — Основные положения) техническое состояние и оборудование участвующих в дорожном движении транспортных средств в части, относящейся к безопасности дорожного движения и охране окружающей среды, должны отвечать требованиям соответствующих технических регламентов, стандартов, правил и руководств по их технической эксплуатации».

Таким образом, в случае эксплуатации водителем автотранспортного средства, не укомплектованного зимними шинами в зимний период согласно требованиям Технического регламента Таможенного союза 018/2011 «О безопасности колёсных транспортных средств», в его действиях будет усматриваться нарушение вышеуказанных требований Основных положений, что влечёт ответственность в соответствии с частью 5 статьи 590 Кодекса Республики Казахстан об административных правонарушениях (в первый раз — 5 МРП, повторно в течение года — 20 МРП)».

От редакции

По нашему мнению, рядовой водитель не может знать наизусть объёмные техрегламенты. Поэтому считаем, что в действующие ПДД желательно внести поправки по таким ключевым параметрам.