846-articles-main

Чарынский каньон

Американцы любят хвалиться своим Большим каньоном. А ведь нам есть чем им ответить. Наши каньоны ничем не хуже. Например, Чарынский с прекрасной Долиной замков. Хотя долина и каньон впечатляют не размерами, а своей красотой.

Американцы любят хвалиться своим Большим каньоном. А ведь нам есть чем им ответить. Наши каньоны ничем не хуже. Например, Чарынский с прекрасной Долиной замков. Хотя долина и каньон впечатляют не размерами, а своей красотой.

Река Чарын

Река Чарын одна из самых крупных в Алматинской области. Её длина 427 км. Своё начало Чарын берёт в высокогорье хребта Кетмень. В верхнем течении река называется Шалкудылсу, в среднем — Кегень. И только после Мойнакской ГЭС течёт непосредственно Чарын.

На дне каньона, у реки, большая долина, где собственно все и отдыхают

География

За 30 миллионов лет река Чарын прорезала в горах глубокое ущелье, ставшее величественным Чарынским каньоном, который протянулся на 154 км с северо-востока на юго-запад. Это одна из наиболее полноводных рек северного Тянь-Шаня. Этот необычайно живописный участок имеет разнообразный рельеф, поражающий своим великолепием. Высота отвесных склонов, колонн и арок каньона достигает 150-300 метров. Большое количество балок и оврагов образует густую и беспорядочную сеть. Русло Чарына порожистое, течение стремительное. Множество слоёв окаменевшего красного песчаника, оголившегося в результате бесконечной ветровой эрозии, образовали просто неземной пейзаж. Особенно красивы скалистые обрывы, расцвеченные заходящим солнцем.

Климат

Климат на территории Чарынского нацпарка резко континентальный. Среднегодовая температура около +5 °С, самый холодный месяц — январь, −6 °С, самый тёплый — июль, около +27 °С. Продолжительность безморозного периода 180 дней, атмосферной засухи — около 40 дней. Снежный покров неглубокий (10-20 см), держится около 60 дней, устанавливается в среднем 20 декабря, начинает таять 20 февраля. Общее количество осадков около 150 мм в год.

Даже в студёную пору Чарын полностью не замерзает

Растительный и животный мир

Ландшафтное разнообразие обусловливает обилие представителей флоры и фауны. Здесь произрастает более 1 500 видов растений, 17 из которых занесены в Красную книгу РК, обитает 62 вида млекопитающих, 103 вида гнездящихся птиц, 25 видов рептилий. Долина этой бурной реки покрыта зарослями лоха, барбариса, чингиля, тамариска, здесь растут тополя и ивы.

Из животных наиболее часто встречается лиса, корсак, заяц, горный козёл, ласка, горностай, тушканчик. Есть джейран, каменная куница, перевязка, манул и среднеазиатская речная выдра. Разнообразен мир птиц — более 200 видов, в том числе длиннохвостая синица (ополовник) и чёрный аист. Здесь же обитают занесённые в Красную книгу филин, беркут, кумай, бородач, змееяд, стервятник, балобан, шахин, могильник и орёл-карлик. Из ящериц наиболее обычны алайский гологлаз, агама, серый геккон, из змей — щитомордник, узорчатый и разноцветный полоз, а также водяной уж.

Когда лучше ехать?

В Долину замков можно ездить круглый год. Но лучшее время для посещения — весна и осень, когда нет cильной жары.

Сколько стоит?

Посещение Долины замков стоит 620 тг с одного человека.

Дорога

До каньона ехать почти двести километров. Не близко, но если у вас нормальная легковая машина, то на дорогу уйдёт всего 2.5-3 часа. Это не так уж и много. Кульджинка в этом году стала более щадящей для подвески — летом на ней провели ямочный ремонт, а некоторые особенно разбитые участки закатали новым асфальтом. Хорошая дорога от Алматы идёт почти до Маловодного. Увы, далее всем привычная разбитая Кульджинская трасса. Хороший асфальт после Маловодного будет лишь за посёлком Байсеит. И далее можно, не напрягая подвески, ехать быстро вплоть до 182-го километра, где перед входом в ущелье необходимо свернуть налево на грунтовку. Степная дорога проходима в любую погоду, даже зимой. Редко на ней бывают перемёты после снегопада — ветер сдувает снег в сторону. Ям немного, поэтому можно ехать 60-80 км/ч без риска оставить подвеску. Хороших вам выходных.

Сложенные из камней беседки служат не только для отдыха, но являются и ориентиром — возле них начинается тропа, по которой можно спуститься в каньон

На чём лучше ехать?

До поста егеря дорога проходима практически для любого легкового автомобиля. Исключение составят разве что низкопосаженные автомобили с просветом 10-12 сантиметров. От поста егеря начинается уже другой мир. Отправиться в путешествие по каньону лучше на внедорожнике, хотя мы не раз слышали истории о смельчаках, проникавших в ущелье и на обычных легковушках. Не исключено, что проехать можно и на седане, однако риск повредить автомобиль достаточно высок. Дорога вниз очень плохого качества: изрыта водой и ветром, крутизна спуска примерно 25 градусов. Другими словами, если спуститься на легковой машине получится, пусть даже оставив на камнях некоторые детали из пластика, то выехать из каньона без полного привода и пониженной передачи в раздатке вряд ли удастся.

Идеальные места для

  • прогулок по горам
  • проведения фотосессий
  • отдыха у реки

Когда-то на этом месте плескалось огромное море

Маршрут

Старт от границы города на Кульджинке в том месте, где эта междугородная трасса пересекается с проспектом Рыскулова.

0 км — перекрёсток Рыскулова — Кульджинский тракт — начало маршрута.

3.5 км — кольцо: вниз — дорога на аэропорт, вверх — на Талгар, пара АЗС, базар.

5.8 км — п. Красное Поле (Гульдала), небольшой а/рынок, пост облГАИ.

9 км — конец п. Красное Поле.

10. 6 км — висит знак 5.8.1 «Движение по полосам». Движение прямо разрешено только по правой полосе. По левой необходимо делать поворот на п. Кызылту. За соблюдением этого требования практически всегда следят инспекторы дорожной полиции.

10.9 км — поворот на п. Кызылту.

13.2 км — поворот на п. Алатау, АЗС.

13.3 км — начало п. Панфилово.

15.7 км — конец п. Панфилово.

21.1 км — начало п. Новоалексеевка.

24.4 км — конец п. Новоалексеевка, АЗС с широким выбором топлива.

26 км — крупная АЗС, ассортимент — от АИ-76 до АИ-96, иногда бывает и АИ-98.

26.5 км — п. Ават. Знак 5.22 «Начало населённого пункта».

27 км — вулканизация.

28.3 км — конец п. Ават.

34.9 км — поворот на Иссык.

39.2 км — начало п. Кульджа.

40.5 км — конец п. Кульджа.

45.3 км — начало п. Енбек.

46.4 км — конец п. Енбек.

49.8 км — начало п. Бирлик.

51.6 км — конец п. Бирлик, АЗС, начало п. Балтабай.

54.3 км — конец п. Балтабай.

59.4 км — начало п. Акши.

61.8 км — конец п. Акши.

62.7 км — начало п. Маловодное, АЗС.

65.1 км — базар. С этого места начинается участок разбитой дороги, который протянется до 76-го км.

68.1 км — конец п. Маловодное.

79.8 км — начало п. Тескенсу.

80.4 км — пункт полиции.

81.7 км — конец п. Тескенсу.

82.1 км — поворот на рыбхоз. Сюда много людей ездит на рыбалку.

88.6 км — начало п. Ашысай.

90.2 км — тут из трубы льётся чистая питьевая вода.

90.4 км — конец п. Ашысай, начало п. Каратурык.

95.6 км — конец п. Каратурык.

98.6 км — п. Лавар.

99.4 км — конец п. Лавар.

100.6 км — оборудованное место отдыха.

109.2 км — большая АЗС с хорошим выбором топлива, базар, магазин автозапчастей.

109.4 км — развилка. Дорога прямо — на п. Чилик, до которого отсюда 1 км. Нам надо уходить вправо, в объезд Чилика.

112.4 км — небольшая АЗС.

115.3 км — развилка, нам ехать по главной дороге.

118 км — мост через речку Чилик.

118.3 км — сразу за мостом уходим вправо по главной дороге.

122 км — начало п. Байсеит.

123.1 км — небольшой базар.

124 км — конец п. Байсеит.

124.6 км — АЗС, вулканизация.

133 км — начало п. Нура.

135.1 км — конец п. Нура. Есть эстакада.

145.7 км — начало ущелья Кокпек.

146.7 км — справа от дороги несколько кафе. По ущелью дорога хорошая, повороты пологие, хорошо просматриваются. Можно ехать относительно быстро.

158.2 км — п. Кокпек.

158.9 км — конец п. Кокпек.

165.6 км — развилка (нам — прямо, налево — на Чунджу).

182.2 км — перед въездом в ущелье через горы Торайгыр с левой стороны есть съезд с дороги. Стоит указатель с надписью «Чарынский каньон». Дорога дальше грунтовая, но ровная и укатанная. Даже импортные туристические автобусы, которые рассчитаны на качественное покрытие, туда заезжают без проблем. Одно только плохо: дорога местами пыльная, поэтому от впереди идущей машины надо держаться подальше.

194 км — пост егеря. От поста можно ехать в двух направлениях: если вы не собираетесь спускаться вниз, то езжайте до развилки, которая от поста находится на расстоянии 400 м, а там уходите влево. Увидите несколько самодельных указателей, где можно более-менее нормально спуститься вниз пешком. Если самому идти желания нет, то от развилки езжайте направо, пока не доберётесь до спуска.

Фотографии для материала предоставлены Ильёй Афанасьевым (www.isostan.com)