Александр Плотников, г. Алматы, профессионал в области оффроуд-эвакуации. За озвучку роликов его неофициально называют золотым голосом Казахстана, он кандидат психологических наук и занимается тем, что вытаскивает автомобили из всякой задницы.
С чего всё начиналось
Некоторое время я просто катался по бездорожью, а потом с друзьями решили совместить приятное с полезным — поездки на природу и любовь к внедорожникам с помощью автолюбителям, попавшим в затруднительные ситуации.
Бизнес или отдых?
Изначально, да в принципе и сейчас, у нас это не заработок, а «отбивание» денег за наши вылазки за город. Сколько мы берём за эвакуацию с учётом амортизации машины, стоимости горючего и т. д., то на то и выходит. Порвался трос — пожалуйста, 150 баксов, лебёдка — ещё 600. Да и шины приходится часто менять. Ведь регулярное снижение давления в них при эвакуации на песке, чтобы увеличить пятно контакта с поверхностью, приводит к тому, что ломается корд в резине, которая для внедорожников стоит недёшево.
А кто придёт на помощь?
Сегодня, кроме нас, профессионально оффроуд-эвакуацией никто не занимается. Молодёжь пробует, конечно, но напостоянку никто не работает. Вообще, такими вещами должно заниматься МЧС, но они не выезжают, если нет пострадавших.
Ангелами почему назвались, спрашиваете?
Наверное, потому что, когда начали работать эвакуаторщиками, первыми возгласами людей были: «О! ангелы-спасители приехали!» Так и повелось. А потом и сайт angels.kz появился.
О соревнованиях на джипах
Оффроуд-соревнования, на мой взгляд, были интересны, когда они оставались именно состязаниями внедорожных экипажей, а не джип-спринтами. В Караганде, Астане ещё делают реальные трассы, а в Алматы гонки стали больше похожи на ралли. Трофи в наших краях в итоге редкость, и сопровождение джиперских состязаний кануло в Лету. Поэтому и Борода (Евгений Ревин. — Прим. авт.) ушёл в ралли, Денис Березовский начал кататься на другом уровне — международном.
О машинах-эвакуаторах для оффроуда
Алматы, как вы знаете, расположен среди песков, гор, болот, и универсальный автомобиль для эвакуации придумать невозможно. Обычно в спасении путешественников у нас участвуют две машины: подготовленный Toyota Land Cruiser Prado 72 и Nissan Patrol Y60, который хорош тем, что благодаря навешанным на него усиленным бамперам и багажнику очень тяжёл, и вес его однозначно выше, чем у буксируемых автомобилей. Prado, наоборот, лёгкий и манёвренный. На нём можно легко залезть в любое труднодоступное место.
О внедорожниках, как оно есть
Когда мы приезжаем на место эвакуации на машинах, ничем внешне не отличающихся от стандартных джипов, народ частенько не верит, что приехали профессионалы. Говорят, что ожидали увидеть что-то более брутальное. Люди привыкли, что чем громаднее внедорожник и чем больше на него навешано всяких лампочек и железочек, тем он более проходимый. На самом деле проходимость автомобиля заключается и в опыте экипажа, и в его умении не только управлять машиной, но и на глаз оценивать внедорожную ситуацию — плотность того же песка или грязи при разных погодных условиях. В общем, можно на «запорожце» заехать туда, куда не у каждого джипера получится.
Про тюнинг внедорожников
Большие машины с выхлопными трубами на крыше да обвешанные бамперами считаются у нас вершиной внедорожного автомобилестроения. А выхлоп на крыше нужен для чего? Чтобы обжечься об него. Бамперы тяжёлые зачем? Чтобы тормоза у машины стали плохими — вес ведь увеличится. Говорят так: «Мы этими бамперами деревья будем валить!» Ну даже если вам это позволят ваши моральные устои, дерево, конечно, пощадит ваш бампер, но ведь за ним следует рама! Что лучше: потерять мягкий бампер, не повредив «скелет» автомобиля, или ушатать раму, после чего машина перестанет быть машиной? Мы же со своими эвакуаторами стараемся придерживаться золотой середины. Они у нас могут и 500-700 километров проехать, после чего выполнить внедорожную работу, и по городу нас неплохо катают.
О тех, кто нуждается в помощи
Чаще всего приходится рыбаков-любителей доставать, как правило, с побережья Балхаша и берегов Или. Но сегодня обращаются к нам нечасто. Может, у людей стало меньше денег, и они стали реже ездить, а может, стараются не лезть куда попало. К тому же сейчас много джиперских клубов образовалось, все стали более опытными, да и им есть кому помогать. А наша услуга больше рассчитана на одиночек либо на помощь в ситуациях настолько нестандартных, когда даже помощники не могут справиться. Можно сказать, что наш девиз: «Мы вытаскиваем тракторы, которые поехали вытаскивать джипы!»
Самая крутая операция по эвакуации
Самое интересное и одновременно сложное место, из которого нам доводилось вытаскивать автомобиль, — это озеро Балхаш. Сегодня, 9 мая 2010 года, мы эвакуировали из-подо льда Land Cruiser 100. Машина провалилась на глубину 4 метров, а с учётом того, что лёд стал тонким, пришлось многое просчитывать и, как говорится, семь раз отмерять. Вытаскивали машину трое суток с участием нашего друга Василия, дайвера. Пришлось, короче, повозиться. Машину, честно говоря, восстанавливать после такого «заплыва» накладно. Лучше уж другую купить!
Идти ли за трактором?
Очень часто люди по старинке обращаются за помощью к трактористам, забывая о том, что трактор просто тянет с хорошим усилием, в результате отрывает крюки, мосты, гнёт тяги… А потом зовут нас. Мы спрашиваем: «Вы пожалели пару долларов ради того, чтобы отдать в двадцать раз больше на восстановление своей машины?» И получается, что мы сначала вытаскиваем трактор, а потом исковерканный автомобиль.
Люди не понимают, что, к примеру, если машина застряла в болоте, колёса у неё не крутятся и она не выедет наверх. А мост автомобиля собирает на себя такое количество грязи, что порой трактором вытаскивают на сушу не машину, а берег вокруг неё.
Эвакуация по половому признаку
Женщины обычно застревают там же, где и мужчины. Был достаточно смешной случай, когда две мадам поехали к рыбакам в гости. Спустились к реке Или по песчаному склону, повеселились там, но рыбаки уехали, а их… оставили. Golf дамочек, естественно, на бархан подняться не смог. Машину они загубили: перегрели двигатель, разбортовали о песок и камни колёса. И только после догадались нам позвонить.
В целом же женщины застревают из-за неопытности в отличие от мужчин, которые лезут в неприятности по глупости. 99 % мужчин думают: «Будь что будет, дальше как-нибудь разберусь». Но опыт, наверное, и приобретается подобным образом?
Работа для души
За время своего увлечения автомобилями я с друзьями на джипе изъездил всю Алматинскую область. Знаю её как свои пять пальцев! Теперь мы решили пересесть на кроссовые мотоциклы. Отдых — это ведь перемена вида деятельности, а мы постоянно работаем на внедорожниках. Мотоциклы же интересны и в плане физической подготовки. Время проходит, интересы меняются, и сама жизнь поворачивает в другую сторону.