Ралли «Степные волки» два последних года откровенно радовало на фоне других этапов чемпионата. И на этот заключительный этап мы ехали воодушевлённые. Последняя гонка сезона, возможно, и снег будет на допах, и полёты там красивые, и гонщики эту гонку обычно не игнорируют. Закроем сезон на позитиве. Мы даже не пытали участников вопросами в поисках точек для просмотра гонки и съёмки, т. к. уже были знакомы с этой местностью и знали, куда нам ехать. Но по факту нас ждал большой облом.
Из-за прокладки трубопровода в пустыне ралли лишилось самого зрелищного участка с серией трамплинов. Об этом мы узнали, как только подъехали к штабу, и в итоге наши планы начали ломаться. Что? Где? Когда? Мы принялись судорожно бегать по штабу и искать информацию о гонке. А её толком и не было. Нарисованная от руки карта, которую нам передал Дмитрий Плясов, была единственным нашим ориентиром, а расписание гонки мы подслушали у экипажей перекрытия. Частично допы сохранились прошлогодние, но соединить картинку в одно целое получалось непросто.
Главным шоу должно стать сражение двух горячих парней: Петра Бородина и Павла Фоменко, а также предвидится бойня в моноприводном классе — там численность участников выше, да и пилоты едут сильные. Кстати, появился в рядах «классиков» и рейдовик Юрий Сазонов на подготовленной «Калине», правда, пока непонятно, надолго ли? Итого на старте сколько? Семнадцать боевых. Ну, скорее, это самая высокая численность за весь сезон, стиснув зубы, скажем: «Неплохо».
На старт, внимание, марш!
Бородин ожидаемо жарил на все деньги. Честно признаемся, приятно смотреть! И как при этом хочется, чтобы в канале ехали и другие силачи страны: Дмитрий Филонец, Олег Балюк, Арман Смаилов, Евгений Сапогов, Антон Ли. Вот было бы пекло! Однако сегодня реальный соперник у молодого Пети только один — Павел Фоменко, который тоже едет быстро, но всё же отстаёт. Другие два участника в РК-ПРО едут на порядок тише: Александр Фоменко, как всегда, выбрался проветриться, а Максим Фоминских из Павлодара на четвёртом «Эволюшене» едет ещё медленнее, не шалит со скоростью. Вся гонка в итоге прошла под флагом Бородина, он выиграл семь допов из восьми и был таков. Стартовал на «Волках» и рейдовик Андрей Чередников, но уже на втором СУ кончилось сцепление у его «Целики» GT-Four.
Зато соревнование в прямом смысле своего слова получилось в моноприводном эшелоне. Разница во времени на спецучастках выливалась в секунды, порой ноль в ноль. Хорошо в этом сезоне прибавил Данильченко на синей раллийной «двенашке», и на «Волках» ехал бодро, особенно первую секцию, порой догоняя Дмитрия Плясова. Судя по нарастающему темпу Яны Пелениченко, и она вскоре покажет свои зубки. Если бы не вылет с трассы из-за оторвавшегося заднего колеса, Яна, возможно, подействовала бы на нервы даже опытным пилотам.
Даулет Оразалиев тоже выдавливал все соки из своей переднеприводной «Импрезы», да и Ревин проявлял желание победить. В итоге получилась красивейшая гонка, что называется на равных: три спецучастка выиграл Плясов, три — Оразалиев, а СУ-1 и СУ-2 выиграл Павлов, тот, что Геннадий. Правда, его спортивный снаряд по имени Ford Puma традиционно не желает финишировать и ломается посреди гонки. После третьего допа Павлова мы больше не видели. Иначе говоря, на «золото» «Волков» в моноприводном классе РК-11 было три реальных претендента. Досталась медалька высшей пробы Плясову, «серебро» Даулету Оразалиеву с отставанием в 24 секунды от Дмитрия. Третьим с бронзовой наградой финишировал Олег Данильченко.
Куда девается атмосфера?
Почему же «Волки», да не те? Трудно понять, что творится с ралли в последнее время, но с «Волками», с гонкой, которая последние два года отогревала душу в конце сезона, тоже что-то стало происходить. Виной может быть и та труба, «сломавшая» зрелищный участок, а может, минимум информации о гонке, отсутствие зрителей и т. д. Низкое количество полноприводных гонщиков тоже ведёт к снижению рейтинга, и последний этап сильных пилотов РК-ПРО не собрал. А мы надеялись, что соберёт. Вообще, на завершающей сезон гонке лежит громадная ответственность, ибо она должна быть самой яркой за весь год, чтобы, по крайней мере, надеяться на лучшее. Но этого не ощущалось, как в прошлые годы.
Финал. Только не смейтесь
Ралли — сложнейший вид автоспорта. Вы попробуйте проехать всю гонку даже на боевом автомобиле хотя бы в среднем темпе и не расколошматить автомобиль. Короче, доезд — это тоже результат, однако когда ты смотришь на такую стратегию весь сезон от первого допа до последнего, становится просто скучно. Драйва в казахстанском ралли становится всё меньше, а посмотреть на итоговую таблицу и не улыбнуться не получается. Сезон выиграл самый медленный экипаж из Павлодара — Максим Фоминских. Кто это? Не знаем, сами второй-третий раз видим. Максим и его штурман Яна Кирьякова только в этом году дебютировали в чемпионате. Второе место у Александра Фоменко, чемпиона 2012 года, который в целом ехал чуть быстрее павлодарца, но не всегда финишировал. Ну и самый мощный пилот года Пётр Бородин, штампующий победы на допах и отрывающийся от двух первых призёров в бою на минуты вперёд, довольствуется только третьим итоговым местом. Вот тут Пете чуток со стратегией и не везло.
Весь прошедший год приезжать и смотреть ралли был смысл только ради монопривода РК-11 — тут и участники появляются новые, и машины тоже, а итоги соответствуют действительности. Чемпион-2013 — Дмитрий Плясов, который последние два года подряд упускал лидирующую позицию. Теперь по кратности чемпионских титулов, наверное, осталось догнать Себастьена Лёба, ведь если посчитать на скорую руку, то в этом году он уже шестикратный чемпион. Второе место по итогам года у Олега Данильченко. Была и скорость, и стабильность, всё по чесноку. Даулет Оразалиев не раз претендовал на победу каждого из этапов минувшего года, но старенькая Impreza вносила коррективы. Итоговое третье место.
Прогнозов на 2014 год строить не будем. Развитие ралли стало совсем непредсказуемым… И может проще будет назвать будущий чемпионат так — тренировки Казахстана по классическому ралли? Как-то всё стало напоминать именно это.