826-articles-main

Легенды Казахстана

В масштабной экспедиции участвуют эксперты редакции «Колёса»

17 сентября в Алматы стартовала первая масштабная автомобильная экспедиция «Легенды Казахстана». На внедорожниках Volkswagen Touareg и пикапах Volkswagen Amarok участники пройдут более 12 тысяч километров. В течение трёх недель путешественники посетят самые живописные и уникальные уголки нашей Родины. Ежедневно здесь будут вести дневник участники экспедиции, выкладывать фотографии и делится впечатлениями об этой мегапоездке. Дневник заключительного этапа ведёт обозреватель редакции "Колёса" Алексей Старков. Не переключайтесь!

Вкратце о маршруте

По словам идейных вдохновителей пробега, подобный проект в Казахстане организуется впервые. Ранее стартовали либо локальные автопробеги, либо трансконтинентальные, между государствами. Маршрут же данной экспедиции протянется практически по всему периметру страны, за исключением Центрального Казахстана, туда путешественники собираются отправиться в следующий раз.

По итогам автопробега будет подготовлен реестр достопримечательностей нашей Родины. «Все сегодня говорят о развитии туризма в Казахстане, и экспедиция как раз поможет нам понять, что у нас есть из того, что можно представить гостям», — говорят организаторы путешествия.

Наглядно приблизительный маршрут экспедиции можно оценить по карте.

Финишировать экспедиция по планам организаторов должна 5 октября в Алматы.

На чём ездили?

В экспедиции участвуют 10 серийных автомобилей марки Volkswagen: 5 внедорожников Touareg и 5 пикапов Amarok. Доработки обеих машин минимальны: сменили «обувку» на универсальные шины Bridgestone Dueler A/T (на всех машинах колёса одного размера −245/65R17), установили дополнительные багажники на крыше (на 7 машинах закрытые боксы, а на 3 корзины) плюс в кузове двух пикапов смонтированы рампы для хранения 4 запасных колёс.

Volkswagen Touareg

Volkswagen Touareg демонстрирует, что называется, товар лицом. Богатое оснащение, современный 3-литровый турбодизель V6 (245 л.с. и 550 Нм), 8-ступенчатый автомат, пневматическая подвеска с изменяемым дорожным просветом и внедорожный пакет Terrain Tech. Последний включает в себя 2-ступенчатую раздаточную коробку с блокировкой центра, блокируемый задний дифференциал, увеличенный клиренс.

Volkswagen Amarok

Volkswagen Amarok демонстрирует совершенно другой подход — это обычный пикап-работяга длиной 5 254 мм. Здесь 2-литровый битурбодизель (163 л.с. и 400 Нм), механическая 6-ступенчатая коробка передач, рессорная задняя подвеска и просторная 5-местная кабина. Уже в стандарте этот рамный грузовичок обладает неплохой проходимостью: понижающая передача, блокируемый центральный дифференциал и дополнительная блокировка заднего моста.

Старт / 17 сентября

Итак, пробег стартовал! Алматы, парк Коктобе — здесь сегодня собрались участники первого этапа экспедиции (перегон Алматы-Астана), организаторы пробега и партнёры, а также представители СМИ. Стартовая пресс-конференция, последний инструктаж, фото на память и… по машинам! Участник первого этапа экспедиции от редакции «Колёса» Евгений Каримов устроился в водительском кресле Volkswagen Touareg (бортовой номер 7) серебристого цвета. Первая цель на сегодня — Чарынский каньон, конечная — город Жаркент Алматинской области. Поехали!

Эксперт редакции "Колёса" Евгений Каримов

Вереница автомобилей стартовала из Алматы

День первый / 17 сентября

Подошёл к концу первый день экспедиции «Легенды Казахстана» и позади более трёхсот километров пути.

Трасса А-353, более известная как Кульджинка, встретила бешеным трафиком. Из-за обилия машин, скоростных ограничений и вездесущих дорожных полицейских (которые, к слову, два раза нас останавливали за превышение скорости) колонна начала растягиваться. Но вскоре посёлки закончились и мы вырвались на простор. Довольно бодро достигли ущелья Кокпек, миновав которое поднялись в Согетинскую долину. В Долине замков, на реке Чарын, нас ждал первый запланированный привал.

Спуск в каньон сложный — это знают все, кто туда ездил на машине. Но ещё труднее выезд из него. Последние метров 100 подъёма в ужасном состоянии. И «фольксвагенам» пришлось потрудиться, чтобы достичь вершины. Трансмиссия у Touareg, в отличие от Amarok, не имеет механических блокировок, которыми мог бы управлять водитель. В его распоряжении лишь контроль над клиренсом и возможность включить демультипликатор, ну и можно отключить систему стабилизации — и всё, остаётся лишь давить на газ, рулить и надеяться, что управляющая дифференциалами электроника не подведёт. И она не подвела. Поочерёдно вывешивая то одно, то два колеса, Touareg медленно, но уверенно полз вверх.

Спуск в Чарынский каньон

Чарынский каньон

Первый участок, который пусть и с натяжкой, но можно назвать серьёзным бездорожьем, внедорожники и пикапы выдержали. Дальше нас ждали около 150 асфальтированных километров, ведущих в курорт «Жаркент-Арасан». Эта лечебница построена на радоновых источниках и используется для лечения множества заболеваний.

Поздним вечером первого дня усталые, но довольные участники автопробега «Легенды Казахстана» разошлись отдыхать. 18 сентября, нас ждёт Джунгарский Алатау, через который экспедиции предстоит доехать до озера Алаколь.

День второй / 18 сентября

14:00. Стоим на заправке в Талдыкоргане. Средний расход в Touareg с момента старта по борт-компьютеру 10.9 л/100 км. Всё идёт хорошо, но сегодня едем без обеда — решили объеденить с ужином из-за отставания от графика. Едем в разном темпе — то 20 км/ч, то 100. По графику прибытие на Алаколь в 19:00, но мне кажется не успеем.

Нас много, а дизель один. Экспедиция на заправке в Талдыкоргане

17:30. Маршрут приходится менять по ходу. Сейчас проехали Сарканд. Мы отстаём от графика, поэтому сокращаем горные участки, едем по асфальту. Сейчас можно точно сказать, что к 19:30 до Алаколя не доберёмся, но надеемся на лучшее.

20:30 Мы доехали до Алаколя.

На подъезде к Алаколю стемнело. И щиток приборов в Touareg показал себя во всей красе

22:30. Сегодня мы проехали более семисот километров. Не сказать, что дорога была сложной, скорей выматывающей. Неторопливое передвижение по пустынной местности с частыми остановками нагоняет сонливость.

По дороге на Алаколь

По дороге на Алаколь

Первоначально маршрут должен пролегать по горам Джунгарского Алатау, от лечебно-оздоровительного комплекса «Жаркент-Арасан» вверх по реке Борохудзир, с последующим выходом на урочище Аяксаз. А оттуда уже, минуя село Кугалы (известное многим своим картофелем), нужно было доехать до села Рудничный и вдоль русла реки Коксу выехать «на большую землю». Но временные рамки не позволили осилить этот интереснейший маршрут. Пришлось довольствоваться малым. По дороге, связывающей Сарыозек и Жаркент доехать до трассы А-2. Правда по пути сделали пару крюков — на священное дерево и к памятнику Чокана Валиханова.

Дорога

А дальше не было никаких приключений, неторопясь, со средней скоростью 70 км/ч, через горы, по короткой дороге, доехали до озера Алаколь. Уже ночь, все готовятся к отдыху. Утром нас ждёт сложная дорога до озера Зайсан.

День третий / 19 сентября

13:40. Сегодня стартовали с небольшой задержкой. Где то в пол часа. Сейчас уже доехали до Аягоза. Здесь будем обедать, после чего отправляемся к Зайсану. Нам предстоит преодолеть ещё 400 километров. Откровенно говоря, дорога плохая. Поэтому сколько будем ехать, сказать нельзя. Настроение у экспедиции боевое!

Около 21:00 финишировал третий день экспедиции. Самой запоминающейся оказалась дорога, а точнее, низкое её качество, особенно на участке от Ушарала до Аягоза. Дальше всё ж получше. Неприятный инцидент произошёл в гостинице на озере Зайсан. Там изначально для нас было забронировано 30 мест, но по факту оказалось лишь 15. Мне пришлось ночевать в палатке.

На четвёртый день экспедиция планирует преодолеть около 250 километров до озера Маркаколь, сделав по пути несколько остановок в живописных местах. Можно сказать, что с четвёртого дня у нас начинается настоящий кочевой образ жизни, но для нас это проблемой быть не должно. С автомобилями проблем нет. Пока едут.

День четвёртый / 20 сентября

Дорога сегодня была нормальная, обычная гравийка, доставало только огромное количество пыли. Машину было впереди не видно, приходилось ехать с закрытыми окнами. По-другому никак. Дорога позволяет местным жителям легко передвигаться на легковых машинах. Так что ехали довольно быстро. Природа в этих местах шикарная. Сейчас мы на Маркаколе. По пути делали оставноки для фотосессий. Проехали вдоль китайской границы, буквально в 300-400 метрах от неё. На стороне Китая видели огромные, великолепные барханы. Наш Поющий бархан с ними, конечно, не сравнить.

Приехали сюда в районе 15.30. Довольно короткий день. Сегодня мы ночуем в селе возле Маркаколя. Снимаем дома, конечно, не пятизвёздочный отель. Местные жители порадовали вкусным бешбармаком, специально для нас зарезали барана.

Завтра едем до Рахмановских ключей. В районе 100 километров пути. Но говорят, что состояние дороги такое, что придётся ехать целый день. Да и остановок запланировано много — места феноминально красивые. Обещают нам в этом месте хороший Интернет, поэтому ждите фотографий!

День пятый / 21 сентября

По началу мне думалось, что сегодня будет отдых. Сами посудите, за день проехать 140 километров. Ну что такое 140 километров на фоне тех многих сотен, что преодолены накануне! Действительность оказалась другой. Эти злосчастные 140 мы ехали весь день. Ну забыли люди проложить дорогу от озера Маркаколь до Рахмановских ключей. Вот и телепались как могли, «в час по чайной ложке».

Зато сумели проверить внедорожные свойства Touareg и Amarok. И, надо сказать, эти машины не подкачали. Если у пикапа и были в паре мест случаи, когда ему не хватало геометрической проходимости, то Touareg вообще не испытывал каких-либо сложностей. Полный привод, клиренс под 30 сантиметров, электронные блокировки всех дифференциалов и другие помощники позволили ехать, не обращая внимания на отсутствие дороги и падаюший снег. Да-да, на перевалах сегодня шёл снег. Погода испортилась. Но мы приехали на Рахмановские ключи. Счастливые и довольные. И ждём утро — завтра нам предстоит ехать 500 км до Сибинских озёр.

День шестой-седьмой / 22-23 сентября

В связи с тем, что в эти дни экспедиция сильно выбилась из графика, времени на отдых практически не было. Отчёты о шестом и седьмом днях экспедиции будут опубликованы чуть позднее.

День восьмой / 24 сентября

Машины на диагностике в Астане

В 15.30 экспедиция прибыла в Астану, здесь завершился первый этап. Именно здесь Евгений Каримов передал эстафету другому участнику, в следующие три дня дневник экспедиции будет вести обозреватель редакции «Колёса» Павел Ким.

Обозреватель редакции "Колёса" Павел Ким

На часах 17.30, автомобили проходят проверку в зоне сервиса, выезд запланирован на 19.00. Следующая остановка — Боровое.

Из Астаны выехали около семи вечера, потолкались в столичных пробках. Затем вырулили на дорогу Астана-Щучинск, которую без преувеличения можно назвать автобаном. Три полосы в каждую сторону, отличная разметка, большие информационные щиты по обочинам, кое-где даже освещение есть. Единственный недостаток — небольшие волны на асфальте, создаётся впечатление, что разбалансированы колёса. Связывались с другими «Туарегами» у них то же самое. Значит это такое покрытие.

Покидаем столицу. Впереди Боровое!

Но это не помешало набрать 130 км/ч, включить круиз-контроль и за два с небольшим часа преодолеть почти 270 км до Борового. 

День девятый / 25 сентября

Начиная с девятого дня мы немного меняем формат повествования об экспедиции «Легенды Казахстана». Теперь будет больше фотографий и подписей к ним.

Экспедиция прибыла в Костанай

Из отеля в Боровом выехали около 9.00. Пикапы Amarok ночевали под крышей, внедорожники Touareg — под открытым небом.

На крыше нашего автомобиля багажник Thule, в нём палатки, спальники и карематы. Удивительно, но на высокой скорости его совсем не слышно. Может, это его аэродинамика, а может и хорошая звукоизоляция «Туарега».

Для начала сделали круг вокруг озера, сфотографировали машины на фоне местной достопримечательности Жумбактас. Для этого пришлось въехать в запретную зону, тут же появился местный лесник.

Машины позволяют держать скорость 130-140 км/ч, но Volkswagen Amarok приходится несладко. Пикапу трудно на обгонах, а расход топлива заставляет делать дозаправки.

Дневной пробег составил 763 км, а общий километраж перевалил за 5 000 км. Завтра выдвигаемся в Актобе.

День десятый / 26 сентября

10.00. Только выезжаем из Костаная, опаздываем. На одном Амароке стало жрать резину на передней оси, пришлось делать геометрию. Сегодня предстоит самый длинный перегон. Около 700 до Актобе и ещё 500 до Уральска.

Экспедиция прибыла в Актобе, где участники экспедиции задержатся только на пару часов, для пресс-конференции и ужина. Затем предстоит перегон до Уральска, где мы и проведём остаток ночи.

Ночью в Костанае прошёл дождь, так что в некоторых кузовах плескалась вода.

Утром проехали через Рудный. Город удивил большим количеством транспарантов над главной улицей.

По мере удаления от центра области дороги становились всё хуже и хуже, кое-где асфальт приходилось объезжать по полю. Актюбинская область встретила нас двухполосной трассой с отличным асфальтом. Скорость передвижения поднялась до 140-150 км/ч и ограничением послужила динамика груженным пикапов Volkswagen Amarok.

Именно здесь мне впервые удалось сесть за руль немецкого пикапа. В таком темпе на «Амароке» двигаться очень сложно. У педали газа только два положения: полностью отпущенная или полностью нажатая. На 6-й передаче удаётся разогнаться максимум до 160 км/ч (по спидометру) и это либо под горку, либо с попутным ветром. Мгновенный расход топлива в таком режиме более 18 л/100 км. А средний расход за весь день составил 14.6 л/100 км. У 3-литровго «Туарега» — 11.5 л/100 км.

В Актобе впервые двигались в сопровождении дорожной полиции. Одну пробку даже объехали по встречке. Под камерами пролетели 70 км/ч вместо 40 км/ч. Будем ждать, что дальше.

День одиннадцатый / 27 сентября

В Уральск прибыли в 03:30. Западно-казахстанская область также покорила своими загородными трассами, отличная двухполоска позволяет легко держать 120-130 км/ч даже ночью. На 11.00 намечена пресс-конференция, а затем 500-километровый перегон до Атырау.

Завершился второй этап экспедиции

Подъём сегодня непривычно поздно, в 9.00 по уральскому времени или 10.00 по времени Алматы. Завтрак, как в пионерском лагере, затем очередная пресс-конференция в автосалоне и небольшая экскурсия по городу.

Посетили дом, где жил Емельян Пугачёв (самый удачливый из самозванцев, выдававших себя за Петра III) и церковь, где он венчался.

Заехали в краеведческий музей, а затем двинулись на обед. Кстати, в этот день удалось нормально поесть три раза, что большая удача в этой экспедиции.

Можно подумать, что в нашем экипаже завелись вши.

На подъезде к Атырау опустились ниже уровня моря, но альтиметр на Touareg завис на отметке «0000». Трасса стала чуть хуже (где-то нет разметки, где-то видны следы ямочного ремонта), но колонна по-прежнему поддерживает высокую скорость.

Вновь отстаёт от графика. Остановки делаем очень редко, но метко. На фото место перекура между Уральском и Атырау. В Атырау завершилась моя часть маршрута, уже ночью я приземлился в аэропорту Алматы.

Тем временем к экспедиции подключился Алексей Старков. Рейс на Атырау задержали, и после часового ожидания мы все-таки поднялись в воздух. Ещё три часа лёту — и мы, наконец, в нефтяной столице Казахстана. Здесь нас встретило руководство местного автоцентра «Меркур», напоило чаем и после небольшой экскурсии по автосалону предложило осмотреть главную местную достопримечательность — музейный комплекс «Сарайшык». Мол, туда как раз и должны будут подъехать наши ребята со второго этапа пробега. Сарайшык некогда был столицей Золотой Орды.

Как нам рассказал директор местного музея, в течение примерно трёх сотен лет в этом некогда очень красивом и без преувеличения продвинутом городе (тут даже были водопровод и канализация) правили династии потомков Чингизхана. По приказу Ивана Грозного ордынская столица была разрушена, чтобы якобы не затмевать красотою отстраиваемую в те годы Москву. Изыскания археологов на месте городища начались в тридцатые годы прошлого столетия. И, наконец, уже в годы независимости Казахстана здесь был построен мемориальный комплекс со стелами, на которых высекли ханские имена.

Посередине комплекса насыпан небольшой холмик, и из него торчит сухое дерево, о котором уже успели сложить легенду, что оно исполняет желания. Нужно только обойти вокруг, касаясь ветвей. В сарайшыкском музее мы осмотрели разного рода раритеты, найденные при раскопках, и что интересно, среди них нашёлся даже «прапрадедушка» современных домкратов — устройство, состоящее из трёх специально скреплённых между собой железных прутьев, в стародавние времена помогавшее приподнимать телегу для замены колеса.

Краткую экскурсию и небольшую фотосессию мы как раз успели закончить до темноты и решили выехать навстречу второэтаповцам, тем более что они к тому времени были уже километрах в двадцати от нас. Короткая бурная встреча на трассе, и вот колонна «Фольксвагенов» уже вновь стремится к Сарайшыку. Оказывается, в плане экспедиции тоже было его посещение. Но, естественно, там нас уже никто не ждал. Договорившись вернуться сюда поутру и не просто осмотреть музей, но и съездить к месту раскопок, экспедиция двинулась в город на ночлег. Там Павел Ким передал мне вахту, торжественно вручив ноутбук. И отныне, уважаемые читатели, и до конца экспедиции, вести дневники буду я, Алексей Старков

День двенадцатый / 28 сентября

Вот и завершился второй день третьего этапа автоэкспедиции «Легенды Казахстана». Сегодня мы, как и собирались, правда, теперь уже в полном составе, снова выехали в городище Сарайшык. Но в этот раз не просто в музей, а к месту раскопок древней золотоордынской столицы. Расположено оно на берегу реки Урал, которая сантиметр за сантиметром подкрадывается к археологическому памятнику, постепенно подмывая берег, и, возможно, уже через несколько лет от Сарайшыка останутся лишь одни воспоминания. Спасти его вряд ли удастся. Да, похоже, не особо и заботится сегодня государство об этой исторической реликвии.

Музей поблизости открыли, памятник казахским ханам поставили. Говорят, на празднества по этому поводу прилетал даже президент. Но торжества отгремели, и сегодня место раскопок окружено лишь полуразрушенным забором и кучами мусора в округе. При таком отношении реликвия и сама бы успешно разрушилась под воздействием дождей, ветров и палящего солнца, так что Уралу остаётся лишь чуть ускорить естественный ход событий. После организаторы экспедиции пообщались с атыраускими журналистами, и мы выдвинулись в местечко Бейнеу, расположенное примерно в пятистах километрах от Атыраууже в Мангыстауской области. Полдня провели в дороге, двигаясь по вполне приличному асфальту нефтеносного региона нашей Родины. Правда, о том, что здесь добывается «чёрное золото» напоминали лишь нефтевышки, сиротливо торчавшие иногда на горизонте по правую руку от нашей трассы. Слева вдалеке виднелись глинистые обрывы. И наш историк Орденбек из Казгео пояснил, что это окраина знаменитого плато Устюрт.

Кстати, здесь мы в первый раз столкнулись с дефицитом топлива. По прибытии в Бейнеу, мы намеревались заправиться на приличной колонке, но нам заявили, что солярки у них всего 400 литров, что для десяти полноприводных машин — баран начхал. Так что пришлось нескольким железным коням забирать остатки приличного дизеля, а остальным заправляться на какой-то малюсенькой бензоколонке. Будем надеяться, что топливная аппаратура от этого не пострадает.

В Бейнеу мы также встретили туристов из Дрездена. Два парня и девушка, двигавшиеся на списанной пожарной машине с привязанными сзади мотоциклами (видимо, чтобы покататься по нашим пескам), поведали нам, что прибыли сюда через Афганистан и Туркменистан. Далее они собираются отправиться в Астрахань, а оттуда, через Кавказ и Крым, вернуться в Европу.

Завтра, рано утром, мы собираемся выдвинуться в сторону местной святыни — Бекет-Ата. До неё относительно недалеко, но ехать придётся по совершенно убитой дороге. К слову, планы экспедиции изменились, и в Актау мы не поедем. Опять-таки по причине отсутствия нормальных трасс. По словам организаторов путешествия, посетив Бекет Ата мы вновь окажемся в Бейнеу и уже отсюда стартуем в сторону Кызылорды.

День тринадцатый / 29 сентября

19:30. Сегодня выехали из Бейнеу в 7:00. Несколько километров был асфальт, а потом началась разбитая дорога на Актау. Правда, через некоторое время догадались спрыгнуть на грунт, поехали быстрее. В какой то момент это всё напоминало ралли-рейд — ехали под сто км/час. В итоге после обеда уже были на плато Устюрт. Там спустились в кайон Чинк. Безумно красивое место. Дальше двигались по каньону к месту паломничества — мечети Шопан Ата. После того, как побывали в ней выскочили на грейдер и по нему должны были двигаться к месту ночёвки, но дорога отвратительная, прокололи пять колёс. Сейчас меняем. Возможно, в месте ночёвки не будет связи, но в любом случае пока планы не меняются. В Актау мы не поедем — слишком разбитая дорога. Завтра заезжаем в Бекет Ата, потом возвращаемся в Бейнеу, а уже оттуда в Кызылорду.

День четырнадцатый-пятнадцатый / 30 сентября — 1 октября

В прошлый раз остановились на том моменте, когда мы прокололи пять колёс, после того как мы их поменяли, спустились опять в этот каньон Чинк, долго-долго по нему ехали и заночевали в местечке, которое переводится как «Бледный овраг». Утром оттуда выбрались и поехали в Бекет Ата. Согласно легенде, это место носит имя человека, который в древности встречал и провожал караваны. О нём здесь ходит множество легенд. По одной из них — этот человек мог даже телепортироваться. В общем, местный святой. И там, в скале, в мягких породах выдолблена мечеть. Раньше он там жил и сейчас там похоронен. В этой мечети есть две комнаты — тёплая и холодная. Местные рассказывают, что в холодной можно спастись от жары летом, а в тёплой не замёрзнуть зимой.

После того как мы посетили эту мечеть, мы отправились обратно в Бейнеу, где переночевали и сегодня рано утром выдвинулись в сторону Аральска. Дорога просто отвратительная. Она глинистая, так называемый пухляк. Когда ехали по ней, поднялся столб пыли и долго-долго висел в воздухе. В итоге мы за 12 часов преодолели лишь 300 километров, так как постоянно приходилось останавливаться, ждать, пока пыль осядет.

Сейчас добрались до посёлка Бозой. Здесь на заправке не оказалось солярки. Разделили на всех свои последние запасы. Сейчас будем выдвигаться дальше. До Аральска нам осталось около 300 километров, но ветра нет, а ночью сквозь пыль пробираться невозможно. Скорее всего, заночуем где-нибудь в пустыне, а завтра отправимся к Аральску, где и будем строить дальнейшие планы.

День шестнадцатый / 2 октября

Часа через 2 будем в Байконуре, Хотя в планах его не было. Вчера ночевали в пустыне среди барханов. Сегодня, в 7 утра сорвались дальше. Только успели свернуть палатки — пошёл дождь. Добрались до Арала, проехали по высохшему дну, заехали на Кокаральскую дамбу, наловили рыбы на ужин (вобла и змейголов). Вот сейчас едем по хорошей дороге. Куда двинемся дальше, неизвестно. В Байконур ведь мы не должны были заезжать, поэтому не забронированы места в гостинице, но если удастся найти ночлег, останемся здесь. Возможно, двинем дальше и ночевать снова будем в палатках.

День семнадцатый / 3 октября

Переночевали сегодня в Байконуре со всеми удобствами. С утра посмотрели сам город, зашли в местный музей. Посмотрели все памятники, а вот на космодром, к сожалению, нас не пустили. В обед выехали в сторону Туркестана. Дорога очень плохая, так как на ней ведутся ремонтные работы. Ехать приходится медленно. Сейчас нам до Туркестана 370 километров, в лучшем случае, доберёмся к часам 11-12. Ещё пара машин от нас отстала, заблудились они где-то. Сейчас вот ждём их.

Ещё немаловажная деталь сегодняшнего дня. Выезжая из Байконура, мы заехали к мемориальному комплексу «Коркыт Ата». Стоит он на возвышенности. Здесь есть что-то вроде музея и своеобразного музыкального инструмента, чем-то напоминающего орган. Это место всё время продувается, и трубки этого инструмента издают звуки… Музыка ветра. Правда, там мы пробыли недолго. Впереди Туркестан. Завтра мы будем смотреть город и побываем в заповеднике, после чего отправимся в Джамбул и потихоньку начнём двигаться в сторону дома. На Балхаш, скорее всего, уже не успеем.

День восемнадцатый / 4 октября

Переночевали сегодня мы в маленькой гостинице в Туркестане. С трудом нашли свободные места. Дело в том, что завтра в Туркестане состоится реконструкция исторических событий, а точнее «хан көтеру» — избрание хана Абылая. Актёры и гости этого мероприятия давно забронировали все гостиницы. Жаль, что на само событие мы не попадём.

Сегодня в Туркестане посетили  мавзолей Ходжа Ахмета Яссауи, а потом заехали в мавзолей Арыстан-Бабы. Из города выехали с задержкой на три часа. Дело в том, что одному из участников экспедиции стало плохо с сердцем, отвезли его в больницу. Врачи сказали, что ничего страшного — просто переутомление. Сейчас мы на раскопках Отырара. В связи с вышеозвученным инцидентом было принято решение продлить экспедицию на одну ночь, чтобы поберечь здоровье участников. Вместо того, чтобы сегодня выезжать в Алматы, мы переночуем в Таразе, а уже утром отправимся домой.

День девятнадцатый (Финиш экспедиции) / 6 октября

Выбравшись с мест раскопок Отрара, мы направились в Тараз. Трасса радовала тем, что её хоть и чинят, но не везде, и даже местами мы двигались с вполне приличной скоростью. По пути наши экипажи на ужин заскочили в аул имени Бауржана Момышулы, и к мавзолею Айша биби. Но к тому времени спустилась ночь, и снимать историческое место было крайне неудобно. Решив вернуться сюда поутру, мы отправились на ночлег. Приют нам организаторы экспедиции нашли в Таразе, в совершенно жуткой гостинице с одноименным названием. Похоже, что ремонт в ней не делался со времен постройки. То есть, как минимум, лет тридцать. Выбитые двери и склизкие стены в ванных говорили сами за себя. Измотанные дорогой, все наскоро умылись и моментально заснули.

Наутро, позавтракав, мы заглянули, как и планировали, к мавзолею. Как гласит википедия, «о его строительстве не осталось каких-либо достоверных сведений. Однако существует казахская легенда о любви Айша-биби к своему жениху. При этом известно о 28 различных версий этой легенды. Согласно самой распространённой, Айша-биби была дочерью известного учёного и поэта XI века Хакима Сулеймана Быкырганы. После его смерти она воспитывалась у шейха Айкожы. Однажды правитель Тараза Карахан Мухаммед (в честь которого возведён мавзолей Карахана в Таразе) попросил её руки, однако её воспитатель не дал согласие. Тогда она обманным путём поехала в Тараз. К несчастью, её жених никогда не смог её увидеть больше, так как она погибла на берегу реки Аса от укуса змеи, спрятавшейся в головном уборе. Скорбя по смерти девушки, Карахан воздвиг мавзолей сказочной красоты на месте её гибели. Попутчица Айша-биби, Бабаджи хатун стала хранительницей мавзолея и после смерти была похоронена в 20 шагах от Айша-биби в мавзолее Бабаджи хатун».

Поглядев на это печальное место, мы, наконец-то, двинулись в сторону дома. Но в сорока километрах от Тараза снова свернули в степь. Как оказалось, чтобы посмотреть на древнее городище Акыртас, расположенное у подножия Кыргызского Алатау. Точнее на то, что от него осталось. Кто и зачем его строил, никому не известно. О городе нет упоминаний ни в одной хронике, даже название — Акыртас ему придумали современные историки. Вдоволь налазившись по развалинам, мы снова тронулись в путь. Дорога из Тараза через Мерке закрыта, и потому ехать нам пришлось через Чу. Трасса то радовала, то огорчала своим состоянием, но ближе к Курдаю начался совершенно ровный асфальт. И мы, подгоняемые желанием поскорее почувствовать домашнее тепло, летели, вперед и вперед. Часы пути промелькнули незаметно. И, наконец, примерно, в половине девятого вечера, намотав на спидометрах десять с половиной тысяч километров, экспедиция завершилась. Её итоги будут подведены позднее.