1228-articles-main-1419328489

Кому достался Кубок Маслова 2014

16 декабря в Алматы, на озере Сайран, состоялся джип-фестиваль, посвящённый Дню независимости Республики Казахстан. Несмотря на отсутствие грязи, гонка получилась зрелищной и порадовала как спортсменов, так и зрителей, которых, как всегда, собралось немало.

16 декабря в Алматы, на озере Сайран, состоялся джип-фестиваль, посвящённый Дню независимости Республики Казахстан. Несмотря на отсутствие грязи, гонка получилась зрелищной и порадовала как спортсменов, так и зрителей, которых, как всегда, собралось немало.

И снова Сайран?

Именно это озеро в своё время стало колыбелью для возрождающегося казахстанского автоспорта. С середины 90-х здесь начали гонять как джиперы, так и кроссмены, восстанавливая спорт после развала Союза. Полноценные состязания внедорожников начали проводить на Сайране с декабря 1996 года. Николай Маслов — первый президент Алматинской федерации автоспорта — участвовал здесь на стареньком ГАЗ-69, и не раз сам поднимался на победный подиум. В 2002 году уже ставшего легендой Николая не стало, и в 2006-м друзья-спортсмены учредили в его честь переходящий кубок, который стал одним из самых желанных призов для джиперской братии.

С тех пор гонка на Сайране стартует ежегодно 16 декабря. Пару лет назад по ряду причин дату соревнования переносили на февраль, но, как и в прошлом году, заезды прошли в старые привычные даты. Не раз говорилось, что заездов на озере больше не будет, так как оно выкуплено частной компанией, планирующей построить на его месте аквапарк. Но возведение водного развлекательного центра пока так и не началось, и организаторам праздника для поклонников офф-роуда вновь удалось договориться с владельцами городского озера о проведении фестиваля.

10:00, а старта нет… как всегда

Похоже, опаздывать с началом гонки давно стало доброй традицией джипфеста. По регламенту, стартовать экипажи должны были в 10 утра, но даже в начале одиннадцатого организаторы всё ещё продолжали регистрировать машины участников.

Экипажей в этом году Сайран собрал не так уж и много: по 15 экипажей в двух категориях — «Спорт» и «Туризм». Для участия в первой допускались подготовленные для гонок заряженные внедорожники, во второй — гражданские полноприводные машины, разве что доработанные. Так вот, стартовый кворум в этом году на джипфесте, конечно, собрался, но о каком-то повышенном интересе спортсменов говорить, увы, не пришлось. Ждали россиян, но те так и не приехали, а участников из Усть-Каменогорска уже второй год подряд не пустила в южную столицу плохая погода.

Зато расширенным составом прибыла команда из Кыргызстана. Пару лет назад соседи увезли Кубок Маслова к себе домой, потом потеряли, и им, естественно, хотелось отыграться. И в этот раз побороться за приз из Бишкека прибыли как ветераны, так и новички.

Губит людей вода!

В 11:00 гонка всё-таки стартовала. Организаторы проложили маршрут через речку Малая Алматинка и первыми на трассу выпустили подготовленные машины из категории «Спорт». Казалось бы, те должны были справиться с водной преградой без проблем, но на первом же круге на берегу реки образовалась грандиозная свалка. Прадик Николая Овчинникова, ехавший под номером 107, выбираясь из воды, опрокинулся набок, а остальные экипажи попросту не смогли выскочить на скользкий берег.

Кто-то, правда, упорно продолжал бороться со стихией, другие же, утопив автомобили, сложили лапки и загорали на крышах внедорожников, дожидаясь окончания заезда и прибытия эвакуатора. В итоге финишировать вовремя (то есть через час после старта) в категории «Спорт» удалось лишь двум машинам. Причём один из экипажей не стал продолжать гонку из-за незначительной поломки, посчитав, что набранных кругов достаточно. Остальные либо «разложились», либо увязли.

Туристы показывают класс

Гонка гражданских машин в этом году оказалась на удивление более зрелищной, чем внедорожных монстров. Трассу для них чуток упростили, исключив участок с форсированием реки, но зато добавили пару неплохих перепадов. В итоге заезд класса «Туризм» превратился в интересный и довольно красивый джип-спринт.

Три машины допустили на старт вне зачёта. В их числе, кстати, оказалась Toyota Fortuner отечественного производства, заявленная одним из спонсоров соревнований. Управляли нашим «Форчунером» спортсмены из клуба Off Road Kazakhstan. Было заметно, что на первых кругах ребята щадили машину, прислушиваясь к ней, но к окончанию заезда раздухарились и прыгали по ухабам не хуже остальных экипажей.

На финише травмированных железных коней в этой категории было, безусловно, меньше, и после заезда все ждали старта «Абсолюта», поучаствовать в котором могли все уцелевшие машины, а также машины, экипажи которых не сдулись. Правда, «туристам», чтобы получить допуск к абсолютному зачёту, полагалось сделать не менее пяти кругов в своём заезде.

«Абсолютная» зарубка

Главная гонка этого дня была припасена, естественно, на конец соревнований. Именно в категории «Абсолют» на Сайране разыгрывается главный джиперский приз — Кубок Маслова. В этот раз побороться за него собирались 20 экипажей, но на старт финального заезда смогли выйти лишь 17. Три участника не осилили трассу и решили дальше не рисковать.

Большую часть маршрута для «Абсолюта» оставили из прежних заездов, «мокрое место» всё же решили не вводить, зато добавили крутой подъём и спуск на берегу. Сколько раз зрителям, наблюдавшим за тем, как машины взлетают ввысь на пригорке, казалось, что джипы вот-вот опрокинутся, но… прыжки в длину и высоту все экипажи выдержали с честью.

Машины, конечно, ломались, дымили, но спортсмены упорно гнали к победе. К примеру, чемпион РК по трофи-рейдам прошлого года Руслан Ахмудов порвал передний мост на своём прадике, но мужественно продолжал гонку, вгрызаясь в снег и грязь одними задними колёсами.

Как ни старалась в этом заезде кыргызская команда, но первой стать у неё так и не получилось, хотя борьба шла, так сказать, на равных. Пара бишкекских экипажей покинула «Абсолют» из-за поломки, остальные же показали высочайшее мастерство, но организаторы посчитали, что наши парни всё же чуточку лучше. В итоге Кубок Маслова-2014 достался прошлогоднему его обладателю Степану Соколову.

P.S. Когда отчёт о джипфесте уже был готов к публикации, выяснилось, что кыргызские спортсмены покинули соревнования крайне недовольные объявленными результатами. Как заявил ресурсу «Новый Регион-Азия» один из членов Клуба любителей бездорожья Offroad kings Талант Дуйшекеев, по прозвищу Гасконец, занявший на состязаниях второе место, кыргызских джиперов попросту засудили.

— После просмотра видеорегистратора я убедился, что обогнал казахского гонщика Степана Соколова уже на третьем круге. На восьмом он вновь вышел в лидеры, но через несколько секунд я вновь его обогнал и держал позади себя весь оставшийся заезд. За часовую гонку мы проехали 31 круг. Мне интересно, как Соколов мог проехать 34 круга? Судьи либо ослепли, либо не хотят признавать очевидных правил математики, так как мне они почему-то насчитали 28 кругов, а ему 34, притом что мы постоянно опережали казахский экипаж. Перед вручением к нам подходили казахские болельщики и спортсмены, поздравляли нас и думали, что Кубок Маслова в этом году уедет в Кыргызстан. Да и сам Соколов подошёл ко мне, пожал руку и признал поражение. А на вручении кубок почему-то отдали ему, а не нам. Все судьи видели, как мы лидировали, но поступили подло и мерзко. С одной стороны, мне всё понятно — это же имидж Казахстана. Как можно отдать кубок Кыргызстану в День независимости своего государства?! Но должна же быть какая-то справедливость! — возмущался спортсмен.

— У нас есть видеосъёмка, подтверждающая нашу победу. Мы выложим видео на всеобщее обозрение и заставим судей извиниться. В таких несправедливых соревнованиях мы больше участвовать не будем. Все прекрасно знают, что зрелище и динамику на Кубке Маслова задаем мы, участники из Кыргызстана. Наша победа в 2010 году тому подтверждение. Пусть теперь попробуют поездить без нас. Посмотрим, сколько зрителей они соберут, — заключил Гасконец, добавив, что в ближайшие дни кыргызская команда обжалует решение судей согласно регламенту соревнований.

P.P.S. В итоге Кубок Маслова у казахстанцев пробыл всего неделю. Организаторы декабрьского джипфеста на Сайране пересчитали круги, и на сайте клуба OFF ROAD Kazakhstan были выложены скорректированные результаты финального заезда. Согласно отчёту, первое место все-таки отдали экипажу Гасконца, а Соколова, уступившего кыргызстанцам всего один круг, передвинули на второе место. Третьим стал экипаж Олега Манохина.

Поздравляем победителей!