Кроссоверы уже давно доказали свою практичность, а сегодня всё больше людей готовы отдать им предпочтение. Обычно под этим термином подразумевается полный привод и улучшенная проходимость, но в действительности так бывает далеко не всегда. Мы отобрали шесть кроссоверов, на которых удалось немало поездить за последние два года и которым ещё можно доверить съехать с асфальта без риска застрять на первом же бугре.
Проходимость и вооружённость внедорожников и их подкласса кроссоверов постепенно отходят на второй план, ведь покупателям, как правило, важнее иметь маленький расход топлива, отточенную управляемость и хорошую динамику разгона, причём на любых покрытиях дороги: будь то сухой или мокрый асфальт, а то и заснеженный. Более того, едва ли не половина современных кроссоверов продаётся в доступных переднеприводных версиях, какая уж тут проходимость.
Тем не менее в казахстанских условиях внедорожные характеристики сложно переоценить, ведь после снегопадов для выезда из двора приходится задействовать весь арсенал даже серьёзным проходимцам. Просмотрев те автомобили, что продаются на нашем рынке, а также полистав подшивку наших записей в ходе испытаний, мы составили свой редакционный рейтинг.
Оценивая проходимость кроссоверов, мы обращали внимание на геометрическую проходимость, на тип трансмиссии и размер колёс, а уже потом вспоминали, как далеко удалось заехать на том или ином авто во время тестов или экспедиций. Обязательным условием при отборе было отсутствие рамы и средние размеры машины.
1. Suzuki Grand Vitara
Первый в нашем списке — заслуженный японский кроссовер, который, несмотря на скромные размеры, имеет все атрибуты настоящего SUV. Под угловатым кузовом скрывается постоянный полный привод, раздаточная коробка с понижающей передачей. Если добавить к этому 200-миллиметровый дорожный просвет, то становится понятно, что вне дорог этот автомобиль способен на многое. Неприятным сюрпризом на бездорожье может стать низкое расположение раздатки и её защиты при наличии последней. Да и задний номер легко оторвать, переезжая канаву.
Уже совсем скоро этот автомобиль уйдёт на покой, передав эстафету новому, менее внедорожистому, на наш взгляд, кроссоверу Vitara. Хотя с учётом того, что Grand Vitara имеет в Казахстане неплохую репутацию, подержанные машины ещё долго будут пользоваться спросом у любителей отдыха на природе.
2. Chevrolet Niva
Американизированная «Нива» не снискала популярности ни среди горожан, ни среди покорителей офф-роуда, как её классический предшественник (ВАЗ-2121), хотя её с равной степенью можно причислить как к кроссоверам, так и к полноценным внедорожникам — «Шнива» вполне нормально чувствует себя в городских джунглях и с лёгкостью готова утереть нос многим более крупным внедорожникам. В арсенале постоянный полный привод, понижайка с блокировкой центрального дифференциала и зависимая задняя подвеска. Про подвеску хочется ещё добавить, что она достаточно крепкая. Серьёзных недостатков всего два: низкое качество и слабый бензиновый мотор. Из-за недостатка лошадиных сил большинство препятствий приходится штурмовать ходом, не спасает даже понижающая передача.
3. Land Rover Freelander 2
Компактный кроссовер именитой британской марки не порочит славное имя Land Rover. Несмотря на легковую схему полного привода (задние колёса подключаются с помощью муфты Haldex), на пересечённой местности чувствует себя очень уверенно. Благодарить за это надо электронику: достаточно выбрать тип покрытия в фирменной системе Terrain Response, и машина будет всё делать сама. Имитация межколёсных блокировок позволяет не бояться диагонального вывешивания, а мощный мотор отчасти компенсирует отсутствие понижающей передачи. Недостаток один — высокая стоимость. Тут же стоит отметить, что «Фрил» осенью этого года снят с производства. Ему на смену пришла новая модель Discovery Sport. Новичок с громким именем на самом деле не должен ударить в грязь лицом, но это мы сможем выяснить только в 2015 году.
4. Renault Duster
Французский кроссовер российского производства — это не только самый доступный полноприводной SUV на рынке, но ещё и неплохой проходимец. Главные козыри Duster’а на бездорожье с механической коробкой: очень короткая и оттого тяговитая первая передача (аналог понижайки) и хорошая геометрия. Стоит отметить и электромагнитную муфту в приводе задних колёс от более крупной машины Murano, которую не так-то просто перегреть на бездорожье, и систему стабилизации на дорогих версиях, которая подтормаживает буксующие колёса. Неудобство может доставить задняя передача, передаточное отношение которой рассчитано на езду по обычным дорогам — заехать передом Duster может далеко, а вот выехать назад не факт что получится.
5. Subaru Forester
Последнее поколение «Форестера» могло обрюзгнуть и напрочь потерять внедорожные качества. Кроссовер стал ещё больше, постоянный полный привод сменился на передний с подключаемыми многодисковой муфтой задними колёсами, да и опций тут теперь на пару центнеров. К счастью, автомобиль не стал беспомощным вне асфальта, на бездорожье он по-прежнему боец. Большой дорожный просвет, тяговитый на низах мотор и широкий диапазон вариатора дарят уверенность. Но что самое удивительное, вне дорог машиной удобно управлять, за что стоит благодарить отличную обзорность и систему X-Mode, которая смягчает реакции на нажатие педали газа и управляет межколёсными дифференциалами. Из диагонального вывешивания Subaru Forester выбирается играючи.
6. Nissan X-Trail
Первое и Nissan X-Trail были хорошими вариантами для любителей активного отдыха. Брутальная внешность, различные внедорожные фишки и хорошая по кроссоверным меркам проходимость. От нового «Икс-Трейла», являющегося, по сути, удлинённой версией Qashqai, сначала не ждёшь ничего выдающегося вне асфальта, а зря. Несмотря на не самую оптимальную геометрию, на пересечёнке новый X-Trail — боец. Система полного привода All Mode 4×4i позволяет уверенно карабкаться на подъёмы и не буксовать на скользких покрытиях, а при движении вниз подставляет дружеское плечо система помощи при спуске.