836-articles-main-1351771372

Колечко-кольцо

Строительство Большой алматинской кольцевой автомобильной дороги стартует в 2014 году. Такое сообщение от Минтранскома автомобилисты южной столицы не пропустили мимо ушей. Мы, естественно, тоже.

Строительство Большой алматинской кольцевой автомобильной дороги стартует в 2014 году. Такое сообщение от Минтранскома автомобилисты южной столицы не пропустили мимо ушей. Мы, естественно, тоже.

Где будет проходить, сколько километров, когда будет готова? Эти и многие другие вопросы моментально повисли в разогретом новостью воздухе. И мы ещё добавим пару своих в интервью с замдиректора департамента Комитета автомобильного транспорта МТК РК Сатжаном Аблалиевым.

Насколько необходимо тратить миллионы долларов на строительство БАКАД?

Сегодня в Алматы и пригороде существует немало транспортных проблем: пробки, скопление машин на улицах и т. д. Акимат южной столицы, конечно, с этим борется. Если Восточная объездная дорога помогла существенно разгрузить ряд улиц мегаполиса, то БАКАД (Большая алматинская кольцевая автодорога), мы думаем, позволит решить вопрос более полно.

Новая дорога опояшет город эдаким полукольцом, начинаясь на так называемой верхней каскеленской трассе, пересекая магистрали Алматы — Ташкент, Алматы — Астана, Алматы — Усть-Каменогорск, Кульджинский тракт и заканчиваясь на трассе в Талгар. Протяжённость БАКАД составит 65.5 километра. Дорога будет относиться к первой технической категории, и машины станут двигаться по ней по 6 полосам. Исключением станет лишь участок от трассы Алматы — Ташкент до верхней каскеленской. Здесь планируется построить 4 четырёхполосных километра. Исследования показали, что больше там не потребуется.

Где проляжет новая дорога?

БАКАД будет построена на территории Карасайского, Илийского и Талгарского районов. Пропускная способность её составит, мы надеемся, более 40 тысяч автомобилей в сутки. Покрытие — асфальтобетон, рассчитанный на нагрузку 12 тс на одиночную ось и более. Действующие сегодня в республике нормативы позволяют автомобилям иметь нагрузку всего 10 тс, но мы решили построить с запасом.

Насколько надёжным будет подобное покрытие?

Асфальтобетон рассчитан на то, чтобы ездить по нему без капитального ремонта трассы не менее 20 лет. Естественно, всё это время будет вестись мелкий текущий ремонт, и срок до капитального мы устанавливаем, что называется, базовый. Хотя опыт показывает, что подобное покрытие способно без серьёзного износа прослужить и до 40 лет.

Когда планируется начать работы?

Ещё в 2009 году мы собирались объявить конкурс на привлечение частных инвестиций для строительства БАКАД. Но грянул кризис, и заинтересованных бизнесменов найти не удалось. Не была в то время проработана и законодательная основа для концессионерства. Но сегодня все юридические вопросы решены. И теперь с помощью Европейского банка реконструкции и развития и других международных финансовых организаций мы намерены подготовить тендерную документацию и в июне следующего года вновь организовать конкурс среди инвесторов. Его итоги будут подведены к октябрю 2013 года, после чего, согласно графику концессионера, стартуют подготовительные работы. Отсыпка же самой дороги начнётся в начале 2014-го, и через 2.5 года строительство должно завершиться.

Выкуп земель под этот проект мы начали ещё три года назад. Всего нам потребуется изъять у населения 669 участков. На сегодня выкуплено 90, на остальных проводятся оценка либо переговоры с хозяевами. С некоторыми, не согласными с суммой компенсации, приходится судиться. В целом выкуп затянулся из-за того, что нам не хватало денег, сегодня же финансирование выделяется в должном объёме, и мы должны уложиться в намеченные сроки.

Первым делом будем выкупать у населения участки от трассы Алматы — Ташкент до дороги на Капшагай — 38 километров. На этих участках и начнётся строительство. А тем временем можно будет продолжать разбираться и с владельцами остальных земельных угодий.

Дорога будет платной?

Да. Проезд по БАКАД обойдётся водителям в 6-12 тенге за километр в зависимости от типа автомобиля. Трассу мы планируем оснастить системами видео- и электронной фиксации, и плата будет взиматься на выезде, после подсчёта того, сколько километров машина проехала. К слову, опробовать подобную систему мы планируем на трассе Астана — Боровое, где она будет работать пока в тестовом режиме. Один из способов учёта, к примеру, когда на лобовое стекло крепится карточка с чипом, и электронные датчики фиксируют вас, как только вы въезжаете на платную дорогу. Естественно, этот способ применим только к тем, кто постоянно пользуется коммерческой трассой. Для транзитников и туристов будут предусмотрены способы оплаты по старинке — наличными.

Планируется ли строительство альтернативных, т. е. бесплатных дорог, которые шли бы параллельно БАКАД?

Казахстанское законодательство не предусматривает обязательного строительства альтернативных трасс. Для сельских жителей, которым придётся часто пользоваться этой дорогой, чтобы попасть, например, на работу, предусмотрены преференции. Платить они будут меньше.

А не получится, что наши автовладельцы, решив экономить, откажутся пользоваться объездной дорогой, и весь транспортный поток по-прежнему пойдёт через Алматы? Не окажется, что миллионы долларов, затраченных на строительство БАКАД, вылетят в трубу?

При разрешённой скорости 140 км/ч 65 километров БАКАД можно будет преодолеть за 15-20 минут. Попробуйте за то же время пересечь Алматы, сколько вы потратите нервов, горючего и т. д.? Первые несколько месяцев плату за проезд по БАКАД мы взимать не станем. Люди привыкнут, почувствуют разницу, поймут, что двигаться в пробках ничуть не выгоднее, и в дальнейшем, я думаю, проблем с «клиентурой» у концессионеров объездной дороги не возникнет. Те же фуры транзитников мы можем вообще в город не пускать, установив запрещающие знаки. Хотя наверняка и этого не потребуется.

К слову, весной следующего года начнётся строительство алматинского участка дороги Западная Европа — Западный Китай работы на отрезке от южной столицы до Хоргоса также должны занять два с половиной года. И в дальнейшем водителям не нужно будет двигаться по Кульджинскому тракту через посёлки, появится возможность от Алматы до Шелека ехать напрямую. Новая дорога сольётся с БАКАД, которая соединит участок международной трассы, прокладываемой в Жамбылской области, с китайской границей.

Краткие характеристики будущей БАКАД

Протяжённость — 65.5 км Интенсивность — 38 628 автомобилей в сутки (прогноз на 2035 г.) Количество полос движения — 4 и 6 Количество транспортных развязок — 7 Количество мостов — 21

Одним из ярких примеров строительства объездных трасс стала Московская кольцевая автомобильная дорога (МКАД)

Первоначально кольцевая дорога вокруг Москвы была построена в 1940-х годах, в 1950-1960-х годах дорогу реконструировали, а в 1990-х реконструировали повторно, т. к. на дороге часто случались аварии, большую часть которых составляли лобовые столкновения и наезды на пешеходов, а пропускная способность трассы была практически полностью исчерпана. В 2011 году московские власти заявили о подготовке к очередной полной реконструкции МКАД. Планируется переделать транспортные развязки, построить дублёры МКАД (в том числе на месте наземных линий электропередачи), возвести рядом с кольцевой дорогой транспортно-пересадочные узлы.

Магистраль на всём протяжении не имеет одноуровневых пересечений с другими транспортными путями, движение осуществляется по пяти полосам в каждом направлении. Пропускная способность МКАД (по состоянию на 2011 год) — 9 тыс. автомобилей в час, разрешённая скорость движения — 100 км/ч.

Кстати

Сегодня бытует легенда о том, что московское правительство «украло двадцать сантиметров МКАДа». Якобы при расширении дороги её асфальтовые обочины были сделаны с каждой стороны на 10 см у́же, нежели предполагалось по плану, в соответствии с которым составлялась смета, что позволило сэкономить значительную денежную сумму. На самом деле указанное число было озвучено заместителем начальника Следственного комитета МВД России генерал-майором Михаилом Зотовым в связи с возбуждением уголовного дела о хищениях денежных средств при строительстве МКАД. По предварительным данным, с 1992 по 1997 год было похищено 256 млрд рублей (неденоминированных), что соотносимо с сужением полотна с обеих сторон на 10 см.

В 2009 году Балашихинский суд Московской области прекратил уголовное дело о хищениях при строительстве МКАД. Решение было принято в связи с истечением срока давности по данному расследованию.