Сезон WRC-2011 завершился традиционно — в туманах Уэльса. Кстати, в последний раз. На будущий год ралли Великобритании переедет в календаре на лето. Но перед тем как мы начнём обсуждать итоги этапа, посмотрим, чем запомнится нам 2011 раллийный год.
Итак, начало сезона, казалось, положило конец эпохе «моночемпиона» Себастьена Лёба. Три «Форда» на подиуме, Микко Хирвонен побеждает. Здесь же у Петтера Сольберга отбирают права за превышение скорости на перегоне, и последний спецучасток за рулём проезжает (медленно очень проезжает) его штурман Крис Паттерсон. А победителя зачёта P-WRC Патрика Флодина, выступающего за российскую команду Subaru Team Russia, дисквалифицируют за слишком лёгкие колёсные диски.
Второй этап (ралли Мексики) проходит при полном доминировании Citroen WRT. При этом два Себастьена — Лёб и Ожье — сражаются на равных, с начала сезона они объявлены равноправными партнёрами в команде. Ожье теряет колесо, Лёб выигрывает гонку без особых проблем. После финиша — дисквалификация победителя зачёта S-WRC Нассера Аль-Аттия за несоответствие топливных клапанов техническим требованиям.
Ралли Португалии запомнится эффектным вылетом Кена Блока на шейкдауне. Здесь же Мадс Остберг осчастливил публику оторвавшимся на зрительском спецучастке колесом. Причём осчастливил в прикладном, так сказать, смысле, приложив этим колесом по уху одному из зрителей. Из результативного — первая в сезоне победа Себастьена Ожье.
Ралли Иордании вынуло всю душу у представителей команд ещё до старта: сломался паром, перевозивший технику, и до последнего момента было непонятно, на чём же экипажам проходить ознакомление. Гонку пришлось сократить на день и провести всего лишь в двухдневном формате. Здесь выигрывает снова Ожье, но лишь на 0.04 (!) секунды опередив Яри-Матти Латвалу. Этот финиш стал самым плотным в истории WRC.
Ралли Сардинии просто-таки «в одно лицо» выигрывает Себастьен Лёб.
Не сбавляя темпа, выступает Сёб Семикратный и в Аргентине. Здесь француз лишний раз доказывает всем, что не зря уже семь лет подряд его признают лучшим в мире: завершив первый день с полутораминутным отставанием (что логично, когда приходится расчищать трассу), Лёб отыгрывает этот разрыв и побеждает в гонке.
В Греции хитроумный Ожье пропускает Лёба вперёд в субботний день и оказывается в воскресенье, в заключительный день гонки, на более выигрышной позиции. Тактика срабатывает, Ожье побеждает.
Зато в Финляндии берёт реванш Себастьен-старший и становится единственным иностранцем, дважды выигрывавшим ралли, по-прежнему носящим в народе имя «Тысяча озёр»!
Ралли Германии кажется наиболее предсказуемым: за всё время существования этой гонки её выигрывал лишь один только Лёб. Однако среди бесчисленных проколотых на танковом полигоне Панцерплатте колёс есть и одно, решившее судьбу гонки, — переднее колесо от Citroen Лёба. Впервые на верхнюю ступеньку подиума в Германии поднимается Себастьен Ожье. Но теперь побеждать ему будет куда сложнее: перед этой гонкой Лёб продлевает контракт с командой Citroen в обмен на обещание снова сделать его первым лицом команды. Теперь все успехи Ожье будут направлены на восьмой титул Лёба.
Вам не кажется, что мы давно не упоминали никого из команды Ford? Вот, наконец, пришло и их время! В Австралии оба Себастьена по очереди вылетают с трассы, и Микко Хирвонену ничего не остаётся кроме как победить наконец-то. Правда, благодаря жертве со стороны Яри-Матти Латвалы, который вынужден пропустить вперёд товарища по команде. «Фордам» не до сантиментов — корона-2011 стремительно уплывает, но ещё есть шанс её догнать.
Ралли Франции, на котором в прошлом году Себастьен Лёб триумфально завоевал седьмой чемпионский титул, в этот раз обернулось глобальным обломом для любимца местной публики: в первый же день на его Citroen отказал двигатель! Теперь Сёба Ожье уже никто не притормаживал. Это вторая его (после Германии) победа на гонке, традиционно считавшейся закреплённой за Лёбом. Тут и Хирвонен догоняет Лёба по очкам. Петтер Сольберг дисквалифицирован: его автомобиль оказался на 4 кг легче допустимого минимума в 1.2 тонны.
В плотной пыли ралли Испании развеиваются надежды Хирвонена на победу. Первым стартует Лёб, а дальше… дальше просто ничего не видно. Время улетает в пыльной дымке. Лёб побеждает, однако у Хирвонена всё ещё остаются надежды на «золото».
И вот он — заключительный этап ралли Великобритании. Именно здесь должна решиться судьба чемпионского титула. И спасибо «Ситроену» за несколько неожиданных промахов, позволивших удержать интригу до финиша. Уже в первый день гонки Себастьен Лёб получает восьмую подряд корону чемпиона мира практически на блюдечке. Причём на синем и овальном: лидера Ford Микко Хирвонена легко разворачивает на спецучастке, это и не вылет вовсе, потеря времени минимальна… Но ветка дерева на обочине пробивает радиатор. Попытка Микко добраться до сервиса прикончила двигатель. Поздно вечером первого дня Ford объявляет: Хирвонен в гонку не вернётся. А это означает, что Лёб — чемпион, даже если больше никуда не поедет.
Восьмикратный наш однако продолжает гонку. И сталкивается с неожиданным сопротивлением Яри-Матти Латвалы. Молодой финн, которому не нужно больше уступать место Хирвонену (а это пришлось делать три раза подряд — в Австралии, Франции и Испании!), летит вперёд так, что Лёб честно признаётся: он просто не может догнать Яри-Матти…
И тут на сцену выходит абсолютно гражданский автомобиль болельщиков Дани Сордо, приехавших из Испании посмотреть гонку. На узкой дорожной секции болельщики видят летящего навстречу Лёба. И прижимаются к правой стороне (естественное действие). Лёб, летящий по дороге, видит автомобиль зрителей. Но он-то восьмикратный чемпион мира, у него кроме рефлексов и мозги работают, он помнит, что он в Уэльсе, в стране с левосторонним движением! И… прижимается влево. Итог — тёплая дружеская встреча и пробитый радиатор на автомобиле Лёба. Ирония судьбы. Если бы эта встреча состоялась двумя днями ранее, кто знает, как выглядели бы сейчас результаты чемпионата мира?
Но мы обойдёмся без сослагательного наклонения, а констатируем первую в сезоне победу Яри-Матти Латвалы. Сезон-2011 завершён в общем так же, как и 7 предыдущих. Контракт у Лёба до 2013 года, как раз хватит на 10 титулов.
А получится ли? Поглядим. Пусть Хирвонен перешёл из соперников в напарники Лёба, однако лёгкой жизни у восьмикратного не предвидится. Раскатился Латвала, набирают скорость пилоты MINI, а Ожье, который стал заводским пилотом команды VW, в 2013 году будет ставить перед собой самые высокие цели. Кроме того, ходят слухи, что Петтер Солберг может стать напарником Латвалы…
Ещё в будущем сезоне «шейкдаун» получит роль квалификации, и по его итогам пилоты смогут выбирать себе место на стартовой решётке…
Но это будет через два месяца. Мы прощаемся до середины января. До ралли Монте-Карло. Тоже, кстати сказать, будет новинка сезона. Хорошо забытая и очень старая.