1093-articles-main

Казавтопром: сегодня и завтра

Многие в ответ на любое упоминание о казахстанском автопроме лишь презрительно хмыкают, мол, нет у нас автопрома: колёса прикручивают да стёкла протирают. А между тем в прошлом году на территории республики собрали 37 471 легковой автомобиль и начали строительство завода уже полного цикла. Вы всё ещё сомневаетесь, что у нас есть автопром?

Многие в ответ на любое упоминание о казахстанском автопроме лишь презрительно хмыкают, мол, нет у нас автопрома: колёса прикручивают да стёкла протирают. А между тем в прошлом году на территории республики собрали 37 471 легковой автомобиль и начали строительство завода уже полного цикла. Вы всё ещё сомневаетесь, что у нас есть автопром?

Сегодня

Конечно, тридцать семь с половиной тысяч в год — это не 20 миллионов автомобилей ежегодно, как в Китае, и даже не двести тысяч, как в соседнем Узбекистане. Однако в масштабах отечественного авторитэйла это 21-процентная доля рынка (а именно столько сейчас приходится на машины казахстанской сборки). Цифра немаленькая.

«Нива» или LADA 4×4 — первая и самая популярная модель, сходящая с конвейера «АЗИЯ АВТО», но уже скоро её снимут с производства

Пусть крупноузловая сборка (или на профессиональном языке — SKD), которая реализована на заводах «АЗИЯ АВТО» и «АгромашХолдинг», скорее технология импорта, чем метод производства, но это особенность всего казахстанского автопрома. В нашей стране не автосалон является придатком завода, а сам завод — это придаток автосалона.

В таком полуразобранном виде машинокомплекты приходят на завод

Крупнейшим объектом отечественной автомобильной промышленности, отрицать существование которой мы не станем, является завод «АЗИЯ АВТО». Из 37 с лишним тысяч машин 31 007 автомобилей (то есть без малого 83 %) собраны именно здесь. Более того, усть-каменогорский завод вошёл в тройку крупнейших предприятий машиностроительной отрасли Казахстана, так что не заметить наличие автопрома в РК уже не получится. Его в пример и возьмём.

Производство автомобилей в 2012* году:

Китай Китай — 19 271 808 США США — 10 328 884 Россия Россия — 2 231 737 Узбекистан Узбекистан — 163 561 Украина Украина — 18 248 Финляндия Финляндия — 2 900

* — данные за 2013 год пока не опубликованы

Кузов и салон остаются нетронутыми, с автомобиля снимается только двигатель, коробки передач и шасси

На сегодняшний день на заводе трудится около 1 000 человек, собирающих машины по SKD-методу. Автомобили приходят в контейнерах с демонтированными основными агрегатами (двигатель, коробки передач и шасси), а весь процесс производства осуществляется на коротеньком конвейере из трёх пунктов. Рабочие возвращают агрегаты на места, заправляют автомобили техническими жидкостями, а в случае с LADA 4×4 ещё и устанавливают аккумуляторы, произведённые в Талдыкоргане. Но даже такая сборка даёт локализацию до 31 % в случае с «Нивой», но в первую очередь это, конечно, затраты на саму сборку.

Вся сборка заключается в установке демонтированных элементов и заправке автомобиля технологическими жидкостями

С одной стороны, такое производство кажется несерьёзным, но с другой — такой подход обеспечивает невиданную гибкость. Запуск производства и старт продаж в Казахстане новой модели можно осуществить в кратчайшие сроки, да и ассортимент расширять до бесконечности. Сейчас на «АЗИЯ АВТО» делают 24 модели четырёх марок, и только за прошлый год ассортимент пополнился 14 новыми машинами: девять совершенно новых моделей, которые только начали продаваться в развитых странах, две смены поколений и ещё пять модернизированных.

Самые популярные модели, собираемые в Усть-Каменогорске (количество произведённых в 2013 году):

Какие машины собирают? Ответ очень прост — те, что пользуются спросом. Пять машин в топ-25 казахстанского рейтинга самых популярных авто собираются именно в Усть-Каменогорске. Есть возможность увеличить объёмы производства, но пока не для кого. Завод особо не стремится поставлять машины в другие страны. В прошлом году, к примеру, 104 кроссовера Chevrolet Captiva были отправлены в Россию. Спрашивается — для чего, ведь в России Chevrolet также выпускает «каптивы». Всё просто: представительство General Motors сравнивало стоимость доставки из Казахстана и с калининградского завода «Автотор». Дальнейшего развития история пока не получила.

Немалая часть площади завода отведена под хранение продукции как готовой, так и ожидающей сборки

К тому же руководство завода не стремится собирать машины на экспорт, т. к. прибыль от этого не так велика по сравнению с продажами на внутреннем рынке. Делая авто для Казахстана, группа компаний «БИПЭК АВТО» (куда входит и усть-каменогорский завод) получает маржу и на производстве, и на импорте, и на продаже, и на обслуживании. Оно и понятно, имея такую большую дилерскую сеть (30 автосалонов в 25 городах), через которую реализуется больше половины (53.3 %) новых легковых авто в Казахстане, компания чувствует себя едва ли не монополистом.

Планируемые условия Trade-in в «БИПЭК АВТО»

Услугу Trade-in в компании называют экономией времени богатых клиентов за их счёт. Условия соответствующие:

  1. Возраст автомобиля менее 5 лет.
  2. Безаварийность.
  3. Стоимость на 30 % ниже рыночной.
  4. Куплен в салонах «БИПЭК АВТО».
Дилерская сеть «БИПЭК АВТО» насчитывает уже 30 шоу-румов, и новые центры растут как грибы после дождя

С такими результатами «БИПЭК» может себе позволить многое. Например, поднять после девальвации на 20 % цены не только на импортируемые машины, но и на авто отечественной сборки. По логике падение курса тенге должно наоборот сделать казахстанские товары более конкурентоспособными, но в компании объясняют это решение дорожающей электроэнергией и транспортными расходами. Но такая смелость при повышении цен объясняется довольно просто: у желающих приобрести «Ладу» просто нет другого выбора («БИПЭК АВТО» — эксклюзивный дистрибьютор автомобилей LADA). А таковых в прошлом году в стране набралось почти 40 %. Кроме того, 78 % самых доступных и оттого популярных машин стоимостью до $12 000 куплены именно в автосалонах «БИПЭК».

Компания продаёт и обслуживает шесть марок: LADA, Chevrolet, Škoda, KIA, Renault и УАЗ

Справедливости ради всё же стоит отметить, что когда этот материал был почти готов к публикации, стало известно о новой коррекции цен, теперь уже в пользу уменьшения. Ещё до девальвации в «БИПЭК АВТО» планировали немного снизить цены, так что итоговое подорожание машин оказалось меньше 20 %.

Другой пример — запуск программы Trade-in с драконовскими условиями. В компании сразу говорят: если кто-то захочет сдать старое авто взамен нового, пусть будет готов отдать его на 30 % ниже рыночной стоимости. И даже если это не отпугнёт клиента, то далеко не факт, что он сможет воспользоваться трэйд-ином. Существует ещё несколько строгих условий, соблюдение которых обязательно.

Главная проблема действующих дилерских центров — нехватка места для хранения автомобилей

Впрочем, в компании действительно делают очень много для удобства клиентов, а стоимость услуг и запасных частей весьма привлекательна. Так, у «БИПЭК» очень много точек продаж в регионах (хотя, торгуя автомобилями LADA, без этого не обойтись), а на ближайшие 10 лет запланировано открытие ещё 70 центров. Заявленная наценка на запасные части всего 25 % плюс клубная карта, обещающая неплохие выгоды клиентам.

Завтра

Если на сегодняшний день компания «БИПЭК» представляет собой скорее продавца автомобилей, нежели производителя, то уже в 2015 году в истории компании откроется новая глава. К этому времени в Усть-Каменогорске должен заработать завод полного цикла «АЗИЯ АВТО Казахстан» мощностью 120 000 машин в год. Это будет полноценный автомобильный завод, где будут варить и окрашивать кузова и, соответственно, собирать весь автомобиль от начала до конца.

На территории будущего завода полного цикла «АЗИЯ АВТО Казахстан» сейчас возводятся общежития для строителей…

Территория, выделенная под строительство завода, впечатляет. На участке площадью 523 гектара разместится не только сам завод, но и цеха по выпуску автокомпонентов. На предприятии площадью 262 000 кв. м будут трудиться порядка 12 000 человек. Так как старт строительства был дан аккурат перед зимой (10 ноября 2013 года), а зимы в Усть-Каменогорске суровые (средняя температура января составляет −16 градусов), большая часть техники пока находится на консервации. Но уже сейчас на объекте идёт развёртывание строительного городка и перенос плодородного слоя почвы.

…и осуществляется перенос плодородного слоя почвы

Сначала завод будет работать не в полную мощность (до 60 000 машин в год), а первыми на конвейер встанут ладовские модели Granta и Kalina. Но уже сейчас идут переговоры о появлении на конвейере и других моделей альянса Renault-Nissan-АВТОВАЗ. На заводе предусматривают возможность расширения модельного ряда и предварительно говорят о возможном производстве кроссовера, полноприводного легкового автомобиля и хэтчбека, которые пока находятся в разработке.

Основной продукцией станут модели LADA Granta и Kalina, но на заводе предусмотрена возможность производства и других машин

Так же как и на действующем заводе, здесь будут выпускать в основном те автомобили, которые пользуются спросом. А уже в ближайшие годы именно «Гранта» с «Калиной» станут лидерами казахстанского рынка. Судите сами, нынешний бестселлер LADA Priora в скором времени должен сойти со сцены, Samara больше не выпускается, а поставкам Daewoo Nexia в Казахстан воздвигли преграду в виде новых пунктов в Техрегламенте.

Когда же завод выйдет на плановые 120 тысяч ежегодно, значительную часть производимых здесь машин (до 70 %) планируется импортировать в Россию и страны СНГ.