Многие в ответ на любое упоминание о казахстанском автопроме лишь презрительно хмыкают, мол, нет у нас автопрома: колёса прикручивают да стёкла протирают. А между тем в прошлом году на территории республики собрали 37 471 легковой автомобиль и начали строительство завода уже полного цикла. Вы всё ещё сомневаетесь, что у нас есть автопром?
Сегодня
Конечно, тридцать семь с половиной тысяч в год — это не 20 миллионов автомобилей ежегодно, как в Китае, и даже не двести тысяч, как в соседнем Узбекистане. Однако в масштабах отечественного авторитэйла это 21-процентная доля рынка (а именно столько сейчас приходится на машины казахстанской сборки). Цифра немаленькая.
Пусть крупноузловая сборка (или на профессиональном языке — SKD), которая реализована на заводах «АЗИЯ АВТО» и «АгромашХолдинг», скорее технология импорта, чем метод производства, но это особенность всего казахстанского автопрома. В нашей стране не автосалон является придатком завода, а сам завод — это придаток автосалона.
Крупнейшим объектом отечественной автомобильной промышленности, отрицать существование которой мы не станем, является завод «АЗИЯ АВТО». Из 37 с лишним тысяч машин 31 007 автомобилей (то есть без малого 83 %) собраны именно здесь. Более того, усть-каменогорский завод вошёл в тройку крупнейших предприятий машиностроительной отрасли Казахстана, так что не заметить наличие автопрома в РК уже не получится. Его в пример и возьмём.
Производство автомобилей в 2012* году:
Китай — 19 271 808 США — 10 328 884 Россия — 2 231 737 Узбекистан — 163 561 Украина — 18 248 Финляндия — 2 900
На сегодняшний день на заводе трудится около 1 000 человек, собирающих машины по SKD-методу. Автомобили приходят в контейнерах с демонтированными основными агрегатами (двигатель, коробки передач и шасси), а весь процесс производства осуществляется на коротеньком конвейере из трёх пунктов. Рабочие возвращают агрегаты на места, заправляют автомобили техническими жидкостями, а в случае с LADA 4×4 ещё и устанавливают аккумуляторы, произведённые в Талдыкоргане. Но даже такая сборка даёт локализацию до 31 % в случае с «Нивой», но в первую очередь это, конечно, затраты на саму сборку.
С одной стороны, такое производство кажется несерьёзным, но с другой — такой подход обеспечивает невиданную гибкость. Запуск производства и старт продаж в Казахстане новой модели можно осуществить в кратчайшие сроки, да и ассортимент расширять до бесконечности. Сейчас на «АЗИЯ АВТО» делают 24 модели четырёх марок, и только за прошлый год ассортимент пополнился 14 новыми машинами: девять совершенно новых моделей, которые только начали продаваться в развитых странах, две смены поколений и ещё пять модернизированных.
Самые популярные модели, собираемые в Усть-Каменогорске (количество произведённых в 2013 году):
Какие машины собирают? Ответ очень прост — те, что пользуются спросом. Пять машин в топ-25 казахстанского рейтинга самых популярных авто собираются именно в Усть-Каменогорске. Есть возможность увеличить объёмы производства, но пока не для кого. Завод особо не стремится поставлять машины в другие страны. В прошлом году, к примеру, 104 кроссовера Chevrolet Captiva были отправлены в Россию. Спрашивается — для чего, ведь в России Chevrolet также выпускает «каптивы». Всё просто: представительство General Motors сравнивало стоимость доставки из Казахстана и с калининградского завода «Автотор». Дальнейшего развития история пока не получила.
К тому же руководство завода не стремится собирать машины на экспорт, т. к. прибыль от этого не так велика по сравнению с продажами на внутреннем рынке. Делая авто для Казахстана, группа компаний «БИПЭК АВТО» (куда входит и усть-каменогорский завод) получает маржу и на производстве, и на импорте, и на продаже, и на обслуживании. Оно и понятно, имея такую большую дилерскую сеть (30 автосалонов в 25 городах), через которую реализуется больше половины (53.3 %) новых легковых авто в Казахстане, компания чувствует себя едва ли не монополистом.
Планируемые условия Trade-in в «БИПЭК АВТО»
Услугу Trade-in в компании называют экономией времени богатых клиентов за их счёт. Условия соответствующие:
- Возраст автомобиля менее 5 лет.
- Безаварийность.
- Стоимость на 30 % ниже рыночной.
- Куплен в салонах «БИПЭК АВТО».
С такими результатами «БИПЭК» может себе позволить многое. Например, поднять после девальвации на 20 % цены не только на импортируемые машины, но и на авто отечественной сборки. По логике падение курса тенге должно наоборот сделать казахстанские товары более конкурентоспособными, но в компании объясняют это решение дорожающей электроэнергией и транспортными расходами. Но такая смелость при повышении цен объясняется довольно просто: у желающих приобрести «Ладу» просто нет другого выбора («БИПЭК АВТО» — эксклюзивный дистрибьютор автомобилей LADA). А таковых в прошлом году в стране набралось почти 40 %. Кроме того, 78 % самых доступных и оттого популярных машин стоимостью до $12 000 куплены именно в автосалонах «БИПЭК».
Справедливости ради всё же стоит отметить, что когда этот материал был почти готов к публикации, стало известно о новой коррекции цен, теперь уже в пользу уменьшения. Ещё до девальвации в «БИПЭК АВТО» планировали немного снизить цены, так что итоговое подорожание машин оказалось меньше 20 %.
Другой пример — запуск программы Trade-in с драконовскими условиями. В компании сразу говорят: если кто-то захочет сдать старое авто взамен нового, пусть будет готов отдать его на 30 % ниже рыночной стоимости. И даже если это не отпугнёт клиента, то далеко не факт, что он сможет воспользоваться трэйд-ином. Существует ещё несколько строгих условий, соблюдение которых обязательно.
Впрочем, в компании действительно делают очень много для удобства клиентов, а стоимость услуг и запасных частей весьма привлекательна. Так, у «БИПЭК» очень много точек продаж в регионах (хотя, торгуя автомобилями LADA, без этого не обойтись), а на ближайшие 10 лет запланировано открытие ещё 70 центров. Заявленная наценка на запасные части всего 25 % плюс клубная карта, обещающая неплохие выгоды клиентам.
Завтра
Если на сегодняшний день компания «БИПЭК» представляет собой скорее продавца автомобилей, нежели производителя, то уже в 2015 году в истории компании откроется новая глава. К этому времени в Усть-Каменогорске должен заработать завод полного цикла «АЗИЯ АВТО Казахстан» мощностью 120 000 машин в год. Это будет полноценный автомобильный завод, где будут варить и окрашивать кузова и, соответственно, собирать весь автомобиль от начала до конца.
Территория, выделенная под строительство завода, впечатляет. На участке площадью 523 гектара разместится не только сам завод, но и цеха по выпуску автокомпонентов. На предприятии площадью 262 000 кв. м будут трудиться порядка 12 000 человек. Так как старт строительства был дан аккурат перед зимой (10 ноября 2013 года), а зимы в Усть-Каменогорске суровые (средняя температура января составляет −16 градусов), большая часть техники пока находится на консервации. Но уже сейчас на объекте идёт развёртывание строительного городка и перенос плодородного слоя почвы.
Сначала завод будет работать не в полную мощность (до 60 000 машин в год), а первыми на конвейер встанут ладовские модели Granta и Kalina. Но уже сейчас идут переговоры о появлении на конвейере и других моделей альянса Renault-Nissan-АВТОВАЗ. На заводе предусматривают возможность расширения модельного ряда и предварительно говорят о возможном производстве кроссовера, полноприводного легкового автомобиля и хэтчбека, которые пока находятся в разработке.
Так же как и на действующем заводе, здесь будут выпускать в основном те автомобили, которые пользуются спросом. А уже в ближайшие годы именно «Гранта» с «Калиной» станут лидерами казахстанского рынка. Судите сами, нынешний бестселлер LADA Priora в скором времени должен сойти со сцены, Samara больше не выпускается, а поставкам Daewoo Nexia в Казахстан воздвигли преграду в виде новых пунктов в Техрегламенте.
Когда же завод выйдет на плановые 120 тысяч ежегодно, значительную часть производимых здесь машин (до 70 %) планируется импортировать в Россию и страны СНГ.