840-articles-main

Из царства Кощея

Сезон трофи-рейдов 2012 года в Центральном Казахстане завершился двухдневным соревнованием «Нура-трофи» под Астаной.

Сезон трофи-рейдов 2012 года в Центральном Казахстане завершился двухдневным соревнованием «Нура-трофи» под Астаной.

Десяток песчаных карьеров в радиусе семи километров, а рядом дом отдыха «Нура». Бурная река, которая дала название дому отдыха, горизонт отсекает белая сопка Акмол, возле которой, считается, возникли первые оседлые поселения в этой местности, а ныне вот стоит столица Казахстана. Чуть поодаль — посёлок Косшы. Красиво и символично. Именно эти места были выбраны для проведения четвёртого заключительного этапа Кубка страны по трофи-рейдам.

Организаторы не думали, что кто-то станет брать эту точку в лоб. Однако Олег Манохин и Денис Коломацкий, несмотря на приличную глубину, зашли на неё по кратчайшему пути

Год назад организаторы дали аналогичному мероприятию название «Царь Кощей». Посёлок рядом долгое время назывался Кощи, выносливость Кощея подтверждена народной молвой, да и на вид джипер, с ног до головы облепленный грязью, мало отличается от сказочного персонажа. Но в этом году звучное название зарубил аульный акимат, который убедительно попросил назвать соревнования иначе и даже предложил вариант: «Царь Косшы». Дабы не покушаться на конституционные основы отдельно взятого посёлка, трофи-рейд переименовали в «Нура-трофи». И, как выяснилось в первый же день, неспроста.

Самое интересное под водой: от УАЗа в этом автомобиле только кузов, надетый на раму, и агрегаты от Nissan Patrol

Сухое лето выпарило все лужи в округе, только в карьерах и старицах воды осталось немало. И только благодаря этому первый день получился мокрым, очень мокрым. Проще сказать так: я впервые увидел, как работает под слоем воды дизель лифтованного Land Cruiser Prado астанчанина Сергея Красникова. Он молотил там 2 часа, пока экипаж прилагал титанические усилия, чтобы зарыть якорь поглубже в песок и вытащить автомобиль на крутой берег. А чуть позже рядом окопался поражающий одним своим видом «полицейский» Nissan Антона Караванова из Караганды. На сдутых в ноль «тапках» он сначала эффектно взял точку, которая остановила соперников, а потом, раззадоренный удачей, отправился в плавание, иначе не скажешь, по коварному маршруту без дна. Его эвакуировали только вечером. Примерно оттуда, зафиксировав очередной сход, по истечении десяти часов достали и машину Серика Токалова. Для прототипа Андрея Зелинского фатальным стал 50-градусный склон карьера, куда он спустился на лебёдке, а вот назад «вертикалка» Warn (докуда хватило проводов) поднималась уже отдельно… В итоге до финиша из пяти машин ТР3 добрались только две.

А как вам такой полицейский разворот?

Остальные классы откатали спокойнее, всего лишь по одному сходу в первый день. Усталые, но, как водится, довольные участники возвратились вечером в базовый лагерь.

Кольцевую трассу второго дня организаторы «заточили» под зрителей. Её фишками, по крайней мере для младших классов, стали препятствия, которые нельзя преодолеть без помощи штурмана в классическом понимании этого слова. То есть не указывать цель и читать стенограмму (этого как раз в трофи и нет), а копать, толкать, подкладывать сенд-траки, хайджечить и ещё крепко и быстро думать на пару с пилотом, как лучше преодолеть то или иное препятствие. А таковых было несколько.

На одном и без того засадном участке местный экскаваторщик прорыл траншею глубиной в метр. На небольших колёсах её не пересечь без сенд-траков, а на больших… Это ж надо рискнуть! Кто из участников каждый день ездит через траншеи, пусть и на спортивных машинах? Первым без сенд-траков её прошёл экипаж Максима Фролова из «Свободного класса», показав лучшее время, и занял первое место по итогам двух дней.

Другие искусственные препятствия оказались менее коварными. Из размокшей колеи пилоты выводили машину без помощи штурмана, а в тех местах, где разрешалось воспользоваться лебёдкой, порой проходили на грани. Единственный, кто налебёдился в полной мере, — экипаж «Трактора» под управлением астанчанина Дмитрия Лоя. Заглохнув на самом крутом подъёме, он, увы, вычеркнул себя из пелетона второго дня и всё-таки занял по итогам соревнований в ТР2 третье место, уступив экипажам Ватамана и Ефремова.

Экипаж Дмитрия Лоя и Станислава Граца осторожен: за каждый порыв ленты — штраф одна минута

Маленькая KIA Rocsta, которую экипаж ласково называет Мотей, порадовала фотографов отличными кадрами, но не смогла вклиниться в застарелый конфликт непримиримых кокшетаусцев и карагандинцев. Впрочем, тех и других победили астанчане: в ТР1 недосягаемым для соперников стал экипаж Евгения Островенко.

В ТР3 второй день обошёлся без сходов. Да и кому сходить, если на старте осталось три машины? Однако несмотря на свою малочисленность, представители класса прокатились, что называется, от души, вздымая фонтаны пыли на двух почти вертикальных подъёмах. Победителем здесь, как и днём ранее, стал экипаж Мади Аяпова.

В итоге «Нура-трофи» не утратила кощеевской стойкости, а участники, несмотря на завершение сезона, не собираются ставить свои машины под замок. Предложения попробовать свои силы в международных соревнованиях обрастают конкретными сметами, а вопрос, почему в дакаровской «Астане» нет ни одного астанчанина, становится менее абстрактным. Что из этого получится, будем надеяться, покажет уже следующий сезон.

Экипаж Олега и Вадима Ефремовых выходит на финишную прямую (хотя она не особо-то и прямая)