Одностороннее движение, больше автобусных линий, снижение скорости до 40 км/ч в центре и другие не менее резонансные нововведения предлагаются для водителей.
Обо всех этих планах мы с вами краем уха слышали из новостей. Но в редакцию попал полный проект КСОДД («Комплексная схема организации дорожного движения»), который в ближайшее время пройдёт утверждение и будет опубликован. Из него уже можно многое понять о будущем алматинского трафика. По планам властей Алматы новая волна изменений начнётся в 2018-м и закончится в 2023 году.
С чем и с кем будет бороться КСОДД?
Что будет с городом и его дорогами, волнует всех. И неудивительно! После масштабных пертрубаций в 2017-м мы поняли, что всё серьёзно. По мнению акимата, КСОДД поможет решить проблемы с загрязнением воздуха, высокой аварийностью (Алматы — лидер в стране), малой пропускной способностью улиц в центре, недостатком парковок и качеством обслуживания общественного транспорта.
Станет больше односторонних улиц
Реорганизация улиц на одностороннее движение — первое, что нам бросилось в глаза. Их планируется устраивать парно для разных направлений. В итоге к 2023 году односторонними могут стать, например, проспекты Сейфуллина (от Райымбека до Тимирязева) и Абылай хана.
Не исключено, что Желтоксан и Наурызбай батыра поменяют направление движения, а улица Тлендиева снова станет двусторонней, уступив свою односторонность улице Брусиловского. Подробности на карте.
С любовью к автобусам
Количество полос для общественного транспорта, само собой, будет только увеличиваться. Согласно комплексной схеме, их планируется протянуть на улицах Тимирязева и Жандосова (в сочетании со скоростной линией BRT), Шаляпина и Сатпаева, Ауэзова и Гоголя, Бокейханова, Татибекова и Халиуллина, продлив выделенку, идущую по Райымбека.
Линия BRT, кстати, пока планируется одна — от микрорайона «Орбита» до ВОАД.
Машины перекочуют во дворы?
Проблема с поиском парковки в Алматы явно станет острее. В борьбе с пробками и загруженностью улиц КСОДД рекомендует запретить стоянку на проспекте Достык, улицах Тимирязева, Жандосова, Шаляпина, Сатпаева, Розыбакиева, Жарокова и многих других. Видно на схеме. Куда при этом переместятся машины с обочин, не сообщается и решение не предлагается. Скорее всего, вовнутрь районов и дворы, за что их жители скажут акимату отдельное «спасибо».
Алматы — город для пешеходов
Преимущество двуногих участников движения перед четырёхколёсными — один из главных постулатов КСОДД. В комплексной схеме предусматривается обустройство пешеходных , пешеходно-транспортных, транспортно-пешеходных улиц и ещё большее количество велодорожек.
Пешеходно-транспортная улица… это как? Поясним. На такой предусмотрено не более двух полос движения с приоритетом для пешеходов — это более широкий тротуар и скорость по дороге не более 50 км/ч. На транспортно-пешеходных — для транспорта может быть выделено до четырёх полос с приоритетом движения автомобилей.
Чтобы снизить аварийность и тяжесть последствий ДТП, в Алматы планируют организовать зоны спокойного движения, в которых разрешённая скорость для транспорта не будет превышать 40 км/ч (как сейчас по ул. Шевченко). В течение ближайших трёх лет ограничение может поэтапно распространиться практически на весь центр южной столицы — от Розыбакиева до Достык и от Райымбека до Аль-Фараби. Не коснётся оно лишь улиц, по которым проходят маршруты общественного транспорта.
Управление светофорами доверить электронике
Для борьбы с пробками и их результатом — загрязнением воздуха и шумом — КСОДД предполагает практически повсеместно внедрить координированное управление светофорными объектами. На городских улицах, в основном на перекрёстках, установят несколько десятков радарных детекторов транспорта, которые в автоматическом режиме станут собирать данные об автомобильных потоках. Автоматическая система управления движением (АСУД) будет определять необходимое время работы светофоров.
От редакции
Все мероприятия, отражённые в КСОДД, рекомендательные и не носят обязательного характера. Внедрение предложений будет зависеть от текущей обстановки на улицах города и, скорее всего, бюджета. От реализации некоторых планов власти Алматы могут и вовсе отказаться. Иные же, не исключено, сдвинутся по времени с перспективой до 2030 года.
В целом рассматривая КСОДД, можно отметить, что проект получился интересным. Местами спорным, как в случае с повсеместным запретом парковок, но частично вполне жизнеспособным. Главное, чтобы его реализацию не запороли исполнители, как у нас это нередко бывает.