2014-articles-1-650n

Как взыскать с автосервиса деньги на новую машину…

Реальная история. Почти 11 миллионов тенге выиграл в суде обычный автовладелец у официального представителя японской марки в Казахстане.

Реальная история. Почти 11 миллионов тенге выиграл в суде обычный автовладелец у официального представителя японской марки в Казахстане.

Андрей купил в Актобе в автосалоне новую машину. Спустя два года она сломалась. Случай был признан гарантийным, машину поставили на СТО, и… тишина. С затягиванием ремонта на длительный срок наверняка сталкивались многие автовладельцы. Ситуации, когда машина зависает у «дяди Васи» в зачуханном боксе, возникают часто. Эта же история о том, как быть, если с ремонтом не торопятся официальные сервисы, а тем более по гарантии. Андрей не стал закрывать глаза на такое отношение, обратился в суд и выиграл его.

Итак, в мае 2014-го наш герой стал обладателем новенького белого кроссовера. Подчеркнём: купил в кредит. На машину, как положено, была выдана фирменная гарантия — 3 года или 100 тысяч км. Андрей два года спокойненько ездил, проходя регламентное техобслуживание. Гром грянул, когда он находился в Павлодаре: 28 ноября 2016 года машина заглохла прямо посреди дороги и отказалась заводиться. Андрей в тот же день обратился в автоцентр местного дилера, официально представляющего марку в регионе.

30 ноября сервис в Павлодаре сообщил представителю марки, что машину поставили на ремонт по гарантии, и она там зависла почти на 5 месяцев, а если быть точнее, на 141 день. На вопрос, когда автомобиль наконец-то покинет стены СТО, мастера разводили руками, ссылаясь на отсутствие запчастей. Их, согласно условиям гарантии, предоставляет также представитель марки в Казахстане. В компании Андрею ответили, что это нормально, когда поставка деталей длится по несколько месяцев, и не смогли обозначить сроки завершения ремонта.

Андрей же всё это время ходил пешком, продолжая исправно выплачивать автокредит. Когда терпение лопнуло, он обратился к юристу и оформил претензию в адрес дистрибьютора марки в Казахстане. Обращение потребителя проигнорировали. Тогда в апреле 2017 года он подал исковое заявление в районный суд по месту юридической регистрации ответчика.

Служители Фемиды предлагали урегулировать спор в досудебном порядке, но представители марки сделать это отказались. В суде официалы утверждали, что имели право держать авто у себя на ремонте полгода, ссылаясь на пункт 5.3 заключённого с Андреем договора купли-продажи, согласно которому «продавец и покупатель соглашаются, что недостатки, обнаруженные в автомобиле, устраняются продавцом без необоснованных задержек при наличии технической возможности. Максимальный срок устранения недостатков при проведении гарантийного ремонта не может превышать 180 дней с момента диагностирования неисправности на СТО продавца».

Адвокат Андрея ссылался на то, что данный пункт договора нарушает закон РК «О защите прав потребителей», обязывающий продавца устранить неполадки не более чем за 30 дней (20 календарных дней на ремонт + 10 дополнительных по отдельному соглашению с покупателем на случай, если станет очевидным, что устранить неполадки за 20 дней не получится). За каждый день сверх указанного срока продавец обязан выплатить покупателю 1 % от стоимости товара. Помимо этого Андрей потребовал заплатить ему за моральный вред — 5 миллионов тенге и возместить все судебные издержки. К слову, сразу после обращения в суд машину Андрея починили и вернули.

Рассмотрение дела шло около четырёх месяцев. В итоге 22 августа 2017 года судья постановил, что требования автовладельца законны, но поддержал их лишь частично, обязав компанию выплатить Андрею более 11 миллионов тенге.

Расчёт был таков: стоимость автомобиля 8 979 500 тенге х 1 % х 121 (количество просроченных дней, сверх установленных по закону) = 10 865 195 тенге. С ответчика потребовали оплатить услуги адвоката — 200 000 тенге и судебную пошлину — 108 652. Моральный ущерб суд посчитал недоказанным.

В итоге за минусом судебных издержек Андрею удалось отсудить сумму, превышающую стоимость даже купленного автомобиля.

Компания с подобным решением, конечно же, не согласилась и обратилась в областной суд с апелляцией. По словам Андрея, уже с решением на руках он предлагал официалам ещё раз решить всё полюбовно: снизить требования со своей стороны, чтобы компания быстрее с ним расплатилась и они забыли друг о друге. Но пойти на уступки компания опять-таки не захотела, притом что её уже уличили в нарушении закона.

Сделаем выводы

  1. Знайте свои права и не бойтесь их отстаивать.
  2. Если пункты договора, даже подписанного обеими сторонами, противоречат законам РК, то главнее всё равно законы.
  3. Сохраняйте диагностическое заключение автосервиса, чеки, акты и прочие документы после завершения ремонтных и регламентных работ. Контролируйте ведение сервисной книжки. Всё это может понадобиться в разных ситуациях.
  4. Внимательно читайте любой документ, который подписываете.
  5. Перед покупкой автомобиля обратитесь к юристу для консультации и дайте прочитать договор.