На календаре середина весны, и по-настоящему тёплые деньки в Казахстане не за горами. Если в машине есть кондиционер, то самое время проверить его работоспособность.
Диагностику системы кондиционирования легче доверить квалифицированному спецу, который быстренько пробежится по чек-листу и расставит все точки над «ё». Хотя некоторые процедуры можно провести самому без лишних затрат на сервис, да и много времени это не отнимет.
В среднем кондиционер должен охлаждать воздух примерно на 10 градусов относительно температуры окружающей среды. Поможет вам в проверке обычный лазерный термометр. Стоит он недорого, да и в хозяйстве пригодится — всем ведь охота узнать температуру питомца… или банана, лежащего на столе.
Если кондиционер включился и работает без свистов и шумов, а в салоне стало прохладно и не появилось странных и неприятных запахов, то вы готовы к лету. В противном случае стоит пройтись по простенькому чек-листу.
Кондиционер охлаждает воздух, но дует как-то слабовато
В этом случае в первую очередь стоит проверить салонный фильтр. За зиму на нём могла скопиться грязь и пыль, которые, естественно, мешают потоку воздуха. Если мусор на элементе видно невооружённым глазом, то его точно следует сменить. По мнению работников сервисных центров, фильтр в наших условиях стоит обновлять примерно раз в 10 000 км. Сделать это можно самостоятельно, затратив 10–20 минут времени.
Если замена фильтра не помогла и кондёр всё ещё сравним с астматиком, пытающимся надуть воздушный шарик, то внимание стоит обратить на теплообменник. Обычно он установлен перед основным радиатором двигателя.
Важно знать, что смотреть необходимо не на фронтальную его часть, а на тыльную. Грязь зачастую скапливается внутри радиаторного «бутерброда». И ещё один момент: не вздумайте промывать теплообменники мойкой высокого давления — помнёте соты.
После включения кондиционера в салоне появляется неприятный запах
Наиболее распространённой причиной появления затхлого запаха из дефлекторов являются бактерии. Они весьма неплохо живут на поверхности испарителя. Избавиться от них несложно — в магазинах всегда можно найти специальные химические составы, в частности речь идёт об аэрозолях.
Способ их применения весьма подробно расписывается в руководстве пользователя. Но если в двух словах, то средство распыляется в салонный воздухозаборник, включённый в режим рециркуляции системы кондиционирования.
Если после применения аэрозоля запах не пропал, то можно попробовать и более сильные средства вроде пены. Её следует закачать как в испаритель, так и во все воздуховоды. Подробнее процесс будет расписан в инструкции на упаковке.
Если же испаритель никогда не чистился, то, скорее, он покрыт слоем грязи, и тут не обойтись без обычной чистки щёткой с водой. Правда, браться за неё стоит только в том случае, если вы знаете, где расположены детали системы кондиционирования, и уверены, что, разобрав её, сможете правильно собрать. Более того, внутри не должно быть хладагента. По рукам за спуск газа в атмосферу вас никто бить не будет, но и спасибо не скажут. Так что если кондёр недавно заправляли, то чистку стоит доверить сервису, который сможет эвакуировать фреон и потом обратно его закачать.
Существует ещё одна причина появления неприятного запаха в салоне, так или иначе связанная с кондиционером, — забита дренажная трубка для слива конденсата. В этом случае вода просто-напросто не стекает на улицу, а оказывается в салоне, точнее в ногах у пассажира, под ковром. Отсюда и запах. Как чистить дренаж, решать вам, но мы рекомендуем сжатый воздух, но не под большим давлением. Есть риск её отсоединения от печки. Поставить трубку на место может быть очень сложно.
Кондиционер не охлаждает воздух
Причин неполадки может быть несколько. Самая распространённая — недостаток хладагента в системе, будь то естественное его выветривание или же разгерметизация системы. В первом случае восполнить его запасы можно и самостоятельно, потратив немного денег на шланги и манометр, а также сам фреон. Но лучше обратиться к профессионалам. Да, денег вы потратите чуть больше, но заправят вам ровно столько, сколько нужно. Ведь и «перелив» и «недолив» могут закончиться плачевно: либо лопнут трубки, либо смерть компрессора наступит раньше положенного срока.
Значительно реже причиной того, что воздух в салоне не охлаждается, становится муфта компрессора кондиционера. Её работоспособность можно проверить обычным мультиметром. Если после нажатия кнопки включения кондёра сигнал доходит до муфты, но нет смыкания, то вы нашли неполадку. Дальше стоит обратиться в сервис.
Наиболее редкой неполадкой является поломка самого блока управления. Электроника на более-менее современных машинах весьма надёжна, но и она может дать сбой. Диагностировать этот род поломки стоит только у профи, если, конечно же, вы не одарённый электрик.
Вот мы и разобрались, как подготовить кондиционер в автомобиле к летнему сезону. Да, серьёзные неисправности системы своими силами устранить не удастся, но простейшие задачи вроде смены фильтра и дезинфекции можно выполнить и собственными руками, потратив на это минимум денег и времени.