Снижение штрафов за одни нарушения и ужесточение наказания за другие, появление скидок на штрафы с камер, а также пересмотр пунктов, касающихся отправки нарушителей на пересдачу ПДД и машин на штрафстоянку — всё это может ждать автомобилистов в 2017 году.
О том, что законодательство планируется изменить, по причине излишней суровости прописанных в КоАП наказаний для автомобилистов, казахстанские прокуроры говорили в течение всего 2016 года. И вот, наконец, на публичное обсуждение вынесли проект (внимание, проект!) закона РК «О внесении изменений и дополнений в Кодекс Республики Казахстан об административных правонарушениях». Рассмотрим, какие основные послабления и ужесточения предлагается сделать именно для водителей.
Скидки на штрафы с камер
В первую очередь стоит отметить, что скоростемеры и камеры в Кодексе хотят узаконить и их показания предлагается считать основанием для возбуждения дела об адмнарушении. Сегодня нарушителям с камер приходят только предписания (не протоколы). Хорошо это или плохо? Ну, путаницы со штрафами однозначно должно стать меньше. В обновлённом КоАП официально это предлагается прописать так: «Фиксации административного правонарушения сертифицированными специальными контрольно-измерительными техническими средствами и приборами, работающими в автоматическом режиме».
В связи с этим на штрафы со скоростемеров будет распространяться и срок давности, который на текущий момент был применим в КоАП только к протоколам. Так, статья 62 проекта Кодекса («Освобождение от административной ответственности в связи с истечением срока давности») устанавливает, что «лицо не подлежит привлечению к административной ответственности по истечении двух месяцев со дня совершения административного правонарушения, а за совершение административного правонарушения… зафиксированного сертифицированными специальными контрольно-измерительными техническими средствами и приборами, работающими в автоматическом режиме, по истечении одного года…» Для штрафа с камер срок годности хотят сделать заметно больше, в отличие от протокола, составленного на дороге. Но оно-то и понятно, камеры собирают нарушений в сотни раз больше, чем полицейские.
Ещё, согласно проекту, уведомления о необходимости уплаты штрафа, выписанного видеокамерой, должны будут направляться автовладельцу в течение 10 суток. И самое важное — рассчитаться с государством можно будет со скидкой 50 %, как и по обычным протоколам сегодня. В проекте Кодекса эту норму устанавливает следующий пункт: «Если административное правонарушение зафиксировано сертифицированными специальными контрольно-измерительными техническими средствами и приборами, работающими в автоматическом режиме, лицо имеет право уплаты штрафа в размере пятидесяти процентов от указанной суммы штрафа в течение семи суток с момента надлежащего доставления уведомления (извещения) предписания о необходимости уплаты штрафа с квитанцией установленного образца».
Штрафы могут уменьшиться. Но далеко не все
Снижение размера штрафов в проекте нового КоАП, пусть и не по всем статьям, но всё-таки может появиться. За превышение скорости на величину от 10 до 20 км/ч предлагается снизить в два раза, до 5 МРП (в действующем Кодексе — 10 МРП). И кроме того, водителей, превысивших этот порог скорости повторно в течение года, могут прекратить грузить на 40 МРП, исключив эту норму из четвёртой части статьи 592 КоАП.
За нарушение правил остановки или стоянки предлагается накладывать штраф в размере 5 МРП (против сегодняшних 10 МРП). За стоянку на тротуаре, а также остановку или стоянку на клумбах, детских или спортплощадках — 10 МРП (сегодня 15), за остановку или стоянку на проезжей части, повлёкшие создание препятствий для движения других транспортных средств, — 10 МРП (сейчас 20). Самое ожидаемое снижение штрафа ожидается за стоянку на местах для инвалидов — 15 МРП вместо невероятных сегодняшних 50! За повторные подобные нарушения в течение года (кроме водителей, занявших места для инвалидов) хотят ввести 15 МРП, а повторно нарушивших права инвалидов предлагается наказывать меньшим штрафом — 20 МРП (вместо 75 МРП сегодня).
За непредоставление преимущества в движении пешеходам или иным участникам дорожного движения предлагается штрафовать всё также на 10 МРП, но за повторное такое же нарушение хотят снизить до 15 (сегодня 20). За оставление места ДТП лицом, лишённым права управления транспортным средством либо не имеющим права управления транспортными средствами, — на 50 МРП (сегодня 100). При этом арест на тридцать суток хотят оставить.
Непонятно для чего, но смягчить наказание предлагают и для субъектов крупного предпринимательства за незаконное использование спецсигналов и другие подобные нарушения. При этом для физических лиц наказания за эти нарушения оставят прежними. Поблажки, кстати, хотят предусмотреть и для автошкол, и для профессиональных объединений, снизив им штрафы за плохую подготовку водителей до 80 МРП (сейчас 100).
Ах да, и пешеходам, кстати, тоже нашли где скинуть: за повторное нарушение ПДД в течение года предлагается штрафовать на 10 МРП, а не на 15, как делается это сейчас.
Залатают дыры в наказаниях за пьянку за рулём
В проекте нового КоАП за управление в нетрезвом виде, за уклонение от медосвидетельствования и незаконное оставление места ДТП предложено лишать водительских прав и инвалидов. Как известно, сегодня норма на них не распространяется. Вдобавок может исчезнуть лазейка для выпивох, которые могли, отказавшись от прохождения экспертизы, остаться без прав только на 2 года. За нежелание дунуть в алкотестер предлагается лишать права как и за управление в нетрезвом виде, т. е. на 3 года.
Относительно недавно водителям законом запрещено употреблять спиртное после ДТП или остановки полицейским. Запрещено-то запрещено, а вот наказания за это не было никакого. Теперь оно может появиться, причём опять же судить будут по всей строгости — лишать на 3 года, как за пьяную езду. В статье 611 может появиться такой подпункт, посвящённый хитрецам: «Невыполнение требования Правил дорожного движения о запрещении водителю употреблять алкогольные напитки, наркотические или психотропные вещества после дорожно-транспортного происшествия, к которому он причастен, либо после того, как транспортное средство было остановлено по требованию сотрудника органов внутренних дел, до проведения уполномоченным должностным лицом освидетельствования в целях установления состояния опьянения или до принятия уполномоченным должностным лицом решения об освобождении от проведения такого освидетельствования, — влечёт лишение права управления транспортным средством на срок три года. За повторное такое же нарушение в течение года водителю грозит арест на 15 суток и добавится срок лишения прав ещё на шесть лет.
В Кодекс хотят внести статью 619-1 «Допуск к управлению транспортным средством водителя, находящегося в состоянии опьянения», предусматривающую ответственность на должностных и юрлиц, допустивших нетрезвого за руль (в КоАП сегодня за передачу руля пьяным наказываются только физические лица):
«1. Допуск лицом, ответственным за техническое состояние и эксплуатацию транспортных средств, к управлению транспортным средством водителя, находящегося в состоянии алкогольного, наркотического или токсикоманического опьянения, влечёт штраф на должностных лиц, субъектов малого предпринимательства или некоммерческие организации в размере 40, на субъектов среднего предпринимательства в размере 50, на субъектов крупного предпринимательства в размере 60 МРП.
2. Те же действия, повлёкшие причинение потерпевшему лёгкого вреда здоровью или повреждение транспортных средств, грузов, дорожных или иных сооружений либо иного имущества, влекут штраф на физических лиц в размере 70, на должностных лиц, субъектов малого предпринимательства или некоммерческие организации в размере 100, на субъектов среднего предпринимательства в размере 150, на субъектов крупного предпринимательства в размере 200 МРП».
Машину на штрафстоянку за пьянку
Один из частых споров, могут ли забирать машину на стоянку, если водитель оказался пьян, хотят разрешить. В раздел Кодекса, где прописаны причины ареста автомобиля, предлагается добавить статью 608 «Управление транспортным средством водителем, находящимся в состоянии алкогольного, наркотического и (или) токсикоманического опьянения, а равно передача управления транспортным средством лицу, находящемуся в состоянии алкогольного, наркотического и (или) токсикоманического опьянения». Также машину могут поставить за сетку и за все части статьи 612 «Управление транспортным средством лицом без документов и не имеющим права управления».
За номера в неположенном месте
В текущем КоАП и сегодня предусмотрено наказание (5 МРП), если ездить с номерами, установленными не по стандарту. Но в обновлённом Кодексе хотят дать более подробное определение этому, а также дополнительно прописать в нём наказание за использование светоотражающих плёнок, шторок и рамок-перевёртышей для номеров и применить суровое наказание — до 20 МРП или год лишения прав.
За что можно будет отсидеть сутки в отделении
Уклонистов от медицинского освидетельствования, шофёров без прав, сбежавших с места ДТП, и других злостных нарушителей предлагается сутки мариновать в отделении, а потом уже решением суда арестовывать. Статью 789 КоАП («Сроки административного задержания») предполагается дополнить так: «Лицо, в отношении которого возбуждено производство по делу об административном правонарушении, влекущем в качестве одной из мер административного взыскания административный арест, может быть подвергнуто административному задержанию до рассмотрения дела об административном правонарушении, но не более двадцати четырёх часов».
Правда, в статье 50 («Административный арест») оговаривается, что арест не может применяться к беременным женщинам, к женщинам, имеющим детей в возрасте до 14 лет, к лицам, не достигшим 18-летнего возраста, к инвалидам I и II групп, а также к женщинам в возрасте свыше 58 лет, к мужчинам свыше 63 лет и к мужчинам, в одиночку воспитывающим детей, не достигших 14-летнего возраста". Про мужчин в текущей версии КоАП ничего не сказано.
Пересдача экзамена может быть отменена, если…
За некоторые повторные нарушения настоящим КоАП предусмотрена пересдача теоретического экзамена на знание ПДД. Так вот, в новой редакции предлагают исключить некоторые из них:
- Управление авто с нечитаемыми или установленными с нарушением требований стандарта госномерами, не отвечающим установленным правилам обеспечения безопасности дорожного движения, имеющим неисправности тормозной системы, рулевого управления, тягово-сцепного устройства или не прошедшим государственный или техосмотр.
- Использование водителем при управлении телефона либо радиостанции.
- Превышение скорости.
- Несоблюдение правил остановок маршрутных транспортных средств, движения в жилых зонах, перевозки пассажиров и грузов, пользования ремнями безопасности, мотошлемами при управлении мотоциклами и перевозке на них пассажиров, буксировки транспортных средств, пользования осветительными приборами в тёмное время суток или в условиях недостаточной видимости.
- Невыполнение требования ПДД подать сигнал перед началом движения, перестроения, поворота, разворота или остановки, разворота или движения задним ходом в местах, где такие манёвры запрещены, или невыполнение требования ПДД уступить дорогу транспортному средству, пользующемуся преимуществом.
- Нарушение правил остановки или стоянки на тротуаре, клумбах, детской или спортивной площадках, а также на проезжей части, повлёкшее создание препятствий для движения, или в местах, отведённых для остановки или стоянки транспортных средств инвалидов. А также уклонение от уплаты за парковку в местах, оборудованных специальными сертифицированными устройствами, предназначенными для взимания платы за парковку и учёта времени парковки транспортных средств.
- Несоблюдение требований, предписанных дорожными знаками или разметкой. Нарушение водителями правил проведения учебной езды, пользования внешними световыми приборами и (или) звуковыми сигналами, применения аварийной сигнализации и знака аварийной остановки.
- Оставление водителем и пассажирами салона автомобиля в случае его остановки сотрудником полиции, военной полиции (исключительно лицом, управляющим военным транспортным средством) без его разрешения, а также невыполнение ими требований о выходе из кабины (салона) транспортного средства.
Когда ждать изменения и ждать ли вообще?
Проект закона о новом КоАП был выставлен для рассмотрения общественностью до 12 января. После чего документ поступит в правительство, мажилис и далее на утверждение. Что в итоге останется от предложенных поправок, предсказать сложно, но хочется верить, что многие из них в Кодексе всё-таки найдут своё место.