В народе упорно бытует мнение, что малолитражки совершенно непригодны для эксплуатации в нашей стране. Дескать, ресурс никакой, ходовка слабая, оборотистые движки требуют бензина не ниже АИ-95 и при этом работают на износ и другие мифы и легенды, перед которыми меркнут передаваемые из уст в уста истории, придуманные древними греками. Наглядно все эти заблуждения развеял наш подопытный Hyundai Getz, который буквально на днях намотал на одометр сотую тысячу километров.
История покупки
Так получилось, что этот автомобиль я купил чисто случайно. Перед Новым годом заехал в автосалон, там слово за слово, что в итоге вылилось в обладание сим аппаратом.
И вот перед большим праздником, 27 декабря 2006 года, я выехал из автосалона на почти новом автомобиле. Почему почти? Ну, буду придирчивым — на одометре было 47 км.
Кстати, перед тем, как забрать автомобиль из салона, попросил поставить в машину магнитолу — в моей версии заводом она не была предусмотрена.
С тех пор минуло 4 года и 5 месяцев. За это время автомобиль проехал 100 тысяч км, не особо досаждая поломками.
История технического обслуживания
- 1 000 км — замена масла в двигателе, масляного фильтра. Попутно проведена диагностика автомобиля. Всё это было сделано бесплатно (если не изменяет память, в то время была какая-то акция).
- 10 000 км — первое плановое ТО. Работ было сделано столько же, сколько и при ТО, проведённом при пробеге 1 000 км, а именно: замена масла с фильтром и общая диагностика машины. Стоимость составила 11 860 тг.
- 20 000 км — заезд на второе плановое ТО. Помимо работ при ТО-10 000, заменены воздушный и внутрисалонный фильтры и свечи зажигания. Стоимость ТО составила 24 010 тг.
- 30 000 км — третье плановое ТО. Ничего особенного — замена масла с фильтром и тормозных колодок. Пока автомобиль ездит и ничего не просит. Стоимость ТО составила 19 610 тг.
- 40 000 км — первое крупное плановое ТО. В это время необходимо менять все жидкости, применяемые в автомобиле. Кроме моторного масла меняется масло в КПП, антифриз, тормозная жидкость. Также под замену идут свечи зажигания. Попутно поменяли сгоревшую в противотуманке лампочку. Стоимость ТО составила 41 229 тг.
- 50 000 км — это второе крупное плановое ТО. В это время меняются все ремни, включая ГРМ, а также лобовые сальники на двигателе. Попутно заменил ещё одну лампу в противотуманке и одну габаритную лампочку. Стоимость ТО составила 45 450 тг.
- 60 000 км — плановое ТО, полностью аналогичное тому, что было проведено при пробеге 30 000 км. За исключением того, что в этот раз не пришлось менять тормозные колодки, но пришлось сменить свечи зажигания. Стоимость ТО составила 15 930 тг.
- 70 000 км — очередные плановые замены: масло в двигателе, масляный фильтр, воздушный фильтр. Ну и внеплановая замена — лампа габаритов. Стоимость ТО составила 14 220 тг.
- 76 000 км — первое внеплановое посещение сервис-центра — пришлось поменять тормозные колодки. Жаль, прослужили всего 46 000 км. Стоимость ТО составила 6 000 тг.
- 80 000 км — третье крупное ТО, аналогичное тому, что было проведено при пробеге 40 000 км. Однако в этот раз никаких внеплановых замен не было. Стоимость ТО составила 42 660 тг.
- 90 000 км — мелкое ТО, при котором заменили масло в двигателе вместе с фильтром, а также одну шпильку крепления переднего колеса. Шпилька пострадала во время шиномонтажных работ. Стоимость ТО составила 13 450 тг. К слову, я так понял, шпильки можно отнести к расходным материалам. С тех пор сломались ещё 2 шпильки. По всей видимости, после 4 лет шпильки слабеют.
Всего на проведение всех плановых ТО затрачено 234 419 тг
Но это не все траты. Случались и внештатные ситуации. Три раза ремонтировал сколы на лобовом стекле, что обошлось в 14 000 тг. Один раз не заметил в темноте парковочный столбик. Парковался, как говорят, по звуку. Звук выдался удачным. Крыло и бампер помялись. Благо что оптика не пострадала, обошёлся малой кровью — за ремонт крыла и бампера отдал 20 000 тг.
Ещё одна потеря кузовного элемента была для меня абсолютно незаметной — при неизвестных обстоятельствах оторвалась губа переднего бампера. Расположена она низковато, поэтому причиной мог быть даже невысокий бордюр.
Автомобиль был куплен зимой, но с летними шинами. Докатал первую зиму на них. Но ко второй прикупил комплект б/у, но почти новой резины за 12 000 тг на все 4 колеса. На этих шинах отъездил 3 зимы. Прошлым летом купил комплект новой шипованной резины за 32 000 тг. Сейчас настала пора менять родные летние шины.
На этом список поломок и замен исчерпан. Однако есть одна очень большая статья в расходах — это топливо. Для того чтобы проехать 100 000 км, пришлось сжечь 7 388 л бензина. В деньгах это выглядит как 609 568 тг. К слову, самая дешёвая заправка была в апреле 2008 года, когда я заливал бензин АИ-92 по 58 тг/л. А самая дорогая была в том же году, но в июле, когда в бак лил бензин по 114 тг/л (АИ-95) и по 107 тг/л (АИ-92).
Средний расход топлива за 100 000 км пробега составил 7.38 л/100 км
Менее затратная, однако тоже впечатляющая составная эксплуатации — оплата парковки. Автомобиль живёт не в гараже, а на стоянке, за которую надо платить 150 тг/с. За указанный срок на стоянку потрачено 264 000 тг.
Общие затраты составили 1 185 987 тг. В эту сумму не вошли оплата техосмотров, налоги, ГПО и прочие мелкие расходы
Чаще на Hyundai Getz (с объёмом двигателя 1.4 и 1.6 л) встречаются следующие неисправности:
- выходит из строя подушка двигателя (правая сторона);
- даёт течь сальник гидромуфты АКПП (на автомобилях с АКПП);
- выработка втулки гидромуфты масляного насоса АКПП (на автомобилях с АКПП);
- у некоторых машин, выпускаемых с 2006 г., наблюдается проблема работы антенны иммобилайзера;
- у некоторых машин, выпускаемых с 2006 г., наблюдается недостаточное охлаждение АКПП (на автомобилях с АКПП);
- затруднённый пуск холодного двигателя, особенно зимой;
- потеря давления в топливной системе из-за выхода из строя манжеты на месте сочленения бензонасоса с топливным фильтром.
Эксплуатация
Автомобилю досталось немало. Эксплуатация нещадная. В его жизни были и горы, и степи, и трассы, и городские магистрали. Самая дальняя поездка была в Россию, когда автомобиль намотал на одометр 6 000 км. Другие покатушки были не столь длинными: Бухтарма, Баян-Аул, Боровое, Балхаш, Бектау-Ата. Несколько раз ездил на Иссык-Куль, причём только один раз через Кордай. Все остальные поездки были только через Кегень. Небольшой гламурный Getz умудрялся застревать в песках пустыни, забираться зимой и летом до космостанции выше БАО, ездил на Асы (правда, до обсерватории).
Кульсай, ущелье Баянкол, каньон Темирлика и прочие ближние и не очень места были пройдены на этой небольшой малолитражке. За всё время не было ни одного отказа автомобиля. Мотор легко заводился на любом топливе и в любой мороз (речь идёт и о морозах, которые бывают в нашем городе).
Когда пробег был чуть больше 91 000 км, решил на одной из загородных трасс разогнаться до максимальной скорости. Getz с частичной нагрузкой (3 человека в салоне и немного груза в багажнике) разогнался до 169.7 км/ч. Учитывая, что у адаптированного под наши условия нового автомобиля максимальная скорость определена как 170 км/ч, считаю, что четырёхлетний автомобиль с таким пробегом, скажем так, сохранился неплохо.
Перспективы
Сейчас автомобиль требует очередного вложения денег — ТО-100 000 ещё не пройдено. В этот раз предстоит повторить всё то, что было когда-то сделано при пробеге 50 000 км, а именно: замена всех ремней, включая приводы ГРМ, сальников, роликов. Обойдётся ТО примерно в 70 000 тг.