Как говорится в простейшей арифметике, минус умножить на минус даёт плюс. Но, опираясь на это правило, результата с положительным знаком может и не быть, ведь достаточно добавить в уравнение ещё один множитель с отрицательным значением. Выдержать баланс с минусами и плюсами у организаторов ралли «Семиречье» не получилось. И произведение равно очень жирному минусу.
Но начну с плюсов. Их не так много, и на фоне тех самых минусов в конце материала эти положительные моменты затеряются. Заключительный зрительский спецучасток оказался единственным (и забавным) украшением финала. Снег, асфальтовый картодром и гравийные шины — вот они, грелки для души любого зрителя. Можно было забить на все спецучастки дня и приехать только сюда, поглазеть на это шоу, хотя оно было и недолгим — после второго парного заезда наступила темень, и распознать участников можно было лишь по свету фар. Можно сказать, что в казахстанском ралли внепланово появился ночной доп.
А план (и график, естественно) начал ломаться с самого начала ралли, когда старт первого участка был отложен на целых 42 минуты из-за выступления местного ковбоя, противостоявшего проведению ралли на этих землях. Другими словами, злополучные минусы не заставили себя долго ждать. Но 42 минуты задержки — это, оказывается, ерунда. Ведь когда стартовал третий доп, задержка равнялась уже 2 часам 45 минутам. Ожидая экипажи на допах, нам удалось побездельничать, затем как следует продрогнуть, после, отогреваясь в машинах, крепко вздремнуть. Но гонщикам, сидевшим в своих голых автомобилях и сжигавшим драгоценное топливо ради отопления салона, думаю, было не до скуки. А ведь за часы кукования и боевой настрой можно растерять.
Чтобы успеть провести гонку и не растянуть её до понедельника, было решено отменить закрытые парки и попрощаться с 12-километровым СУ под номером шесть. И хорошо, что нам удалось об этом узнать, ведь мы изначально хотели засесть для фотоохоты за гонщиками именно на шестом.
Интересную, кстати, статистику удалось подвести: из всех 9 часов пребывания на ралли саму гонку мы видели от силы час с небольшим. А оно того стоило? Возможно. И вот почему: первая тройка лидеров старалась гнаться за временем. Евгению Сапогову и Арману Смаилову был очень важен этот гол престижа, и Олег Балюк, несмотря на самое удобное положение после пяти этапов, тоже не скрывал любви к скорости. Первая секция — Балюк лидирует с 7-секундным отрывом от Сапогова и неисправным гидроусилителем руля. Ну что же, осталось довести начатое до логического завершения! Но Арман вносит свои коррективы, выигрывая всю вторую секцию. Конечно, громко сказано, ведь вторая секция — это лишь два допа, но именно поэтому об этом можно сказать и погромче: отыграть 10 секунд отставания, выиграть ещё 5 и переместиться с третьего места на первое. Вторая секция, расклад уже таков: Смаилов, Балюк, Сапогов.
Седьмой доп, с которого начато повествование, окончательно утвердил Смаилова в роли победителя этапа, а Олег Балюк, по-прежнему мучаясь с уже до конца убитым гидрачом, несколько раз теряет контроль над машиной, теряет, естественно, время и вдобавок вешает на себя штрафные минуты. Здесь на этом вроде несерьёзном допе Балюк прощается и со своими наработанными позициями как в абсолютном зачёте (сместился на 4-е место), так и в своём РК 12 (2-е место). Евгений Сапогов базируется вторым, а вот на третье место абсолюта поднимается Сергей Рублёв (он же, кстати, выигрывает зачёт РК 12).
Класс РК 11 почему-то совсем не смотрелся без Плясова, но стало заметно, как раскатился Олег Данильченко и наконец-то финишировал Денис Глушков (даже на третьей строчке зачёта). Победа же в классе оказалась в руках Евгения Ревина.
Что бы ещё отметить? Давайте погоду. И её можно отнести к плюсу. Несмотря на то что на улице была нулевая температура, местами скользкая глина, моросящий дождик, а позже и снегопад внесли разнообразие в сезон 2011 года.
Но мороз на улице — это хорошо, а вот промозглый сырой холод под степной ветерок — совсем нет. Но и это мы готовы пережить ради просмотра качественной гонки! А в этот раз проведённого времени стало, честно, очень жалко.
И, пожалуй, это всё, что про гонку. Выдавливать больше нечего.
Впереди самое волнующее — подсчёт очков и коронация. Пока официально ничего про это не говорят и, как правило, ещё долго не будут объявлять, поэтому мы решили сами сесть и на калькуляторе ручками посчитать, кто сколько заработал за чемпионат. Итак, Олег Балюк, имея после пяти этапов 422 очка прибавляет ещё 66 за шестой. Итого 488. Много! Но ведь у Евгения Сапогова тоже было немало, а тут он на второй позиции. Итак, барабанная дробь, считаем! 358 за прошедшие этапы и… 86 за шестой! Красивая цифра получается — 444. И на 44 меньше, чем у Балюка. Выходит, что не опять, а снова Олег становится абсолютным чемпионом по ралли! Трёхкратным, кстати. Первое и второе места расписаны. Что с «бронзой»? Арман Смаилов? Да, цифра 361 светится на дисплее калькулятора. Это то количество очков, которое собрал Арман Смаилов за весь год, забрав себе в копилку третью позицию в абсолюте.
Вот как-то так получается.
Читай регламент
Павел Ким // начальник вычислительного центра на ралли «Семиречье-2011»
«Читай регламент!» — чаще всего слышат гонщики от судей. Понять можно и тех, и других. Первым лень открывать немаленький талмуд, а вторые явно осторожничают, ведь даже одно неверное слово из уст официального лица может привести к неприятным последствиям. Но я всё чаще убеждаюсь, что читать регламент полезно всем: и гонщикам, и судьям, и организаторам. Ведь даже маленькое упущение также легко приводит к неприятностям.
К сожалению, на ралли «Семиречье» невнимательно прочли регламент организаторы. Вместо ретардера из двух рядов автомобильных покрышек на парной гонке оказались конусы, как на прописи. Покрышки — серьёзное препятствие, а конусы — нет. «Можно и рискнуть», — посчитали гонщики. Однако снег и ход, набранный ко второму кругу, сделали своё дело: не все смогли вписаться и посбивали искусственные препятствия.
Ситуация нормальная. А вот 5 минут штрафа за сбитый конус? Я не уверен… Протест, разбирательство и затянутое до позднего вечера награждение — давненько ничего такого не наблюдалось. Да и вообще за последнюю пару лет раллийная общественность уже успела отвыкнуть от большинства накладок. Мегазадержки стартов допов из-за перекрытия не случались уже давно, а последний раз спецучастки отменяли, кажется, в 2008 году на этой же трассе.
К слову, именно здесь же, но годом позже произошёл один из самых громких скандалов в истории отечественного ралли. И было это на той же самой парной гонке, с той лишь разницей, что причиной стал некорректно установленный организатором трамплин. Тогда едва не развалился комитет ралли, а весь чемпионат был под вопросом. К счастью, пронесло. Будем надеяться, что и в этот раз пронесёт.
Куда пропал Антон Ли?
А собственно никуда он не пропал. Вот стоит вместе с нами и зрителями, угощает горячим чайком и пытается сделать красивые кадры на фотик. А почему пропускает уже третий этап и сегодня не пуляет по допу? С этим вопросом мы подошли к Антону, и вот что он нам ответил: «’’Мираж’’ пропустил по уважительной причине — ждал пополнения в семье и поэтому не поехал. ’’Волки’’? Так я болид свой ведь прям перед этапом продал — вот и всё, а сегодня и ехать не на чем. А вообще в сезоне 2011 года я ставил несколько иные задачи — выиграть не сезон, а показать максимальный результат на допах. Показал и вот пока успокоился».