Международный ралли-марафон «Шёлковый путь — 2016» стартовал с Красной площади в Москве 8 июля и спустя 15 дней финиширует на площади Тяньаньмэнь в Пекине. За две недели его участники пересекут половину России и Китая, а также весь Казахстан. Сегодня мы расскажем о том, что нужно знать про казахстанский участок ралли-рейда, а главное, где и когда можно посмотреть гонку вживую, за кого болеть и у кого брать автографы.
Общий маршрут — 10 735 километров, это по-настоящему много. Даже легендарный «Дакар» последний раз был таким протяжённым аж в 1994 году. В последующие сезоны протяжённость величайшей гонки на планете колеблется в пределах 9 000 км. По Казахстану участники «Шёлкового пути» проедут около трёх тысяч километров. Маршрут проложен через Костанай, Астану, Караганду и Алматы. Кстати, все самые протяжённые скоростные участки проходят именно по территории Казахстана.
Всего в марафоне 15 этапов, три из них полностью проходят по нашей стране, ещё два (Уфа — Костанай и Алматы — Бортала) частично. В Казахстане гонка продлится шесть дней, и нигде, кроме Алматы, участники не задержатся дольше чем на ночь. В южной же столице у команд будет один день отдыха — 15 июля.
Спецучастки находятся вдали от людных мест и, надо сказать, зрительские зоны возле них предусмотрены далеко не везде. Kolesa.kz проехали по некоторым из них вместе с организаторами ралли-рейда и раздобыли координаты мест, которые можно с известной осторожностью рекомендовать зрителям.
От бивуака до бивуака
В день участники марафона перемещаются примерно на 800 километров. Часть из них — лиазон, то есть движение по дорогам общего пользования к спецучастку или от него. Ещё часть — это СУ, маршрут, проложенный по грунтовым дорогам, со стартом, финишем и задачей пройти его как можно быстрее. Лиазон, кстати, может занимать большую половину дневного пути гонщиков.
Как это ни удивительно, но гонщики всегда возвращаются на тот же бивуак, из которого стартовали. Бивуак — палаточный город со своей администрацией, улицами, кафе, станциями техобслуживания и, конечно же, атмосферой.
Бивуак всегда стараются разбивать возле или на территории аэропорта. Почему? Отправив всех участников на СУ, в считанные часы палатки складывают, грузят в самолёты и отправляют в следующий город.
Там их снова разбивают, чтобы к вечеру участники могли обнаружить свой старый дом на новом месте. И так каждый день. Теперь вы знаете, где искать бивуак в Костанае, Астане, Балхаше и Алматы. А вот пустят ли туда, это отдельный вопрос.
Где смотреть?
Маршруты спецучастков организаторы держат в секрете. Перед началом ралли всего несколько человек знают их все полностью. Участники получают дорожную книгу с легендой, и ориентирование по ней будет частью соревнования: свернул не туда — значит потерял время. Быть рядом с трассой, где должны проехать боевые машины, небезопасно. Да и что такое рядом, если идущий под 200 км/ч спортивный грузовик может блуждать в радиусе 2–3 километров от спецучастка!
Поэтому оптимальным решением для зрителей будет присутствие в зонах старта и финиша или нахождение на возвышенности, откуда просматривается местность. Плюс в некоторых местах маршрут проходит вблизи асфальтированных дорог или пересекает их.
12 июля. Этап № 4: Костанай — Астана, 856 км (СУ — 345 км)
На этапе Костанай — Астана (по Костанайской и Акмолинской областям) есть как минимум шесть мест, где можно увидеть кое-что интересное. Первое — это старт СУ в селе Дузбай (Жузбай) с 8:00 до полудня. Там размещена специальная зрительская зона.
Координаты: N52° 19.723′ E64° 32.654′ (136-й км автодороги Р36).
Второе место (также с официальной зрительской зоной) находится в районе села Карагансай, там гонщики будут проезжать с 9:00 до 14:00.
Координаты: N52° 07.926′ E64° 40.842′.
Третья локация, удобная для просмотра в то же время, в районе села Куленсай.
Координаты: N51° 52.136′ E65° 09.164′.
И последнее — финиш СУ. Возле села Двуречное будет оборудована специальная зрительская зона (с 11:00 до 17:00). В этой точке начинается лиазон, то есть спортивные машины и грузовики будут выходить на асфальт и двигаться в сторону Астаны. Не промахнётесь.
Координаты: N51° 37.744′ E66° 22.727′ (километровая отметка 457/504).
13 июля. Этап № 5: Астана — Балхаш, 821 км (СУ — 569 км)
Жаль, но жителям и гостям столицы не удастся посмотреть на старт СУ, т. к. из Астаны до Караганды гонщики поедут в дорожном режиме. Сам же старт скоростного участка будет происходить вблизи города шахтёров с 9:00 до 12:00.
Координаты: N49° 51.879′ E73° 17.813′.
Интересная точка, на которой имеет смысл появиться зрителям в промежутке с 10:00 до 16:00, расположена примерно в 70 километрах от Каркаралинска и более чем в 200 километрах от Караганды, возле посёлка Бесоба. Там участники будут перепрыгивать через грейдер и форсировать небольшую речку.
Координаты: N49° 21.120′ E74° 28.193′.
Третья точка со зрительской зоной расположена на окраине села Акжарык. Гонщики пройдут здесь с 11:00 до 17:00.
Координаты: N48° 34.589′ E75° 29.599′.
Финиш спецучастка будет расположен возле отвалов рудника «Конырат», не доезжая примерно 15 километров до города Балхаш со стороны Астаны. На эту точку участники начнут прибывать примерно к 14:00, и так до вечера.
Координаты: N46° 57.630′ E74° 56.493′.
14 июля. Этап № 6: Балхаш — Алматы, 856 км (СУ — 411 км)
Между городом Балхашом и началом следующего СУ участникам придётся одолеть лиазон длиной почти 300 километров, а зрительских мест на СУ толком не предусмотрено, за исключением старта и финиша. Гонка начнётся в стороне от автодороги в 10 утра между посёлками Бурыбайтал и Аксуек.
Точные координаты: N44° 48.034′ E74° 14.546′ (километровый столб 2 175-й км + 400 метров).
Финиш в Куртинской долине, на 122-м километре трассы М36 Алматы — Астана. Гонщики начнут финишировать с 14:00 до 20:00.
Координаты: N43° 55.086′ E76° 17.039′ (километровый столб 2 175-й км + 400 метров, 8 км южнее села Акший).
После финиша участники отправятся в Алматы в дорожном режиме прямиком в аэропорт, где будет расположен бивуак.
В Алматы участники направятся по М36. На перекрёстке у села Междуреченское гонщики свернут налево к капшагайской трассе и поедут до автомагистрали через сёла Чапаево, Караой и Н. Тлендиев. И уже по свежепостроенному автобану участники проследуют до границ города Алматы.
К сожалению, через центр города их маршрут не проходит. После въезда в город с Капшагайки гонщики доберутся до развязки на улице Бекмаханова. По ней спортсмены направятся в сторону вазовского кольца и далее в аэропорт по ул. Майлина.
15 июля. Алматы
День отдыха полагается в ралли-рейдах, если они продолжаются больше 14 дней. Участники проведут его в Алматы, отдыхая и восстанавливая технику. Более подробная информация о пребывании гонщиков в южной столице появится чуть позже.
16 июля. Этап № 7: Алматы — Бортала, 582 км (СУ — 77 км)
Это короткий, всего 77 км, горный скоростной участок. Начнётся он в Тургеньском ущелье в 7:00, доступ туда для посторонних будет заблаговременно закрыт, финиш состоится на водохранилище Бартогай в 14:45. С учётом протяжённости СУ и раннего старта зрителям на финише нужно быть уже c самого утра.
Координаты финиша: N43° 20.327′ E78° 31.537′.