1192-articles-main

Где без шипов езда не езда?

Выбрать зимние шины не так просто, как может показаться. Ведь требования к ним более жёсткие, нежели к летним. Хорошая резина должна обеспечивать безопасность в любых условиях движения, будь то сухой, но промёрзлый асфальт или же покрытая льдом трасса.

Выбрать зимние шины не так просто, как может показаться. Ведь требования к ним более жёсткие, нежели к летним. Хорошая резина должна обеспечивать безопасность в любых условиях движения, будь то сухой, но промёрзлый асфальт или же покрытая льдом трасса.

Сегодня почти все шинные производители имеют линейку зимней резины. Чтобы не заблудиться в этом разнообразии, автолюбитель чаще всего основывает свои приоритеты на результатах тестов да рекомендациях знакомых. И что интересно, почти во всех тестах зимних шин если не на первом месте, то в первой тройке оказывается продукция финской компании Nokian Tyres. Почему? Попробуем найти ответ на полигоне в окрестностях финского городка Ивало, расположенного в Лапландии за Северным полярным кругом.

В финской Лапландии, в Ивало, за Северным полярным кругом находится полигон шинного концерна. На полигоне в Ивало с ноября по май, ночью и днём моделируются условия экстремального зимнего вождения. Перепад температуры в течение одних суток может достигать 40 градусов. Во время полярной ночи, когда большую часть стоят сумерки, условия работы осложняет плохая видимость. Весной приходится всё время воевать с разницей температур в холодные ночи и солнечные дни.

Финны хорошо знают, что такое зима. Поэтому они стали первыми в мире, кто выпустил шины для этого времени года. В 1934 году Nokian Tyres (в то время называемая Nokia) начала продажи первой зимней резины, получившей название Kelirengas, что можно примерно перевести как любая погода. В 1936 году возник бренд Hakkapeliitta, доживший до наших дней. А в 1961-м появилась первая в мире шипованная шина — Kometa Hakkapeliitta. С тех пор было несколько поколений «хакки». Сегодня продаётся уже восьмая её генерация — Hakkapeliitta 8. Попутно делается много других вариантов зимних колёс для разных видов транспорта.

Культ зимних шин у финнов развит. Никто не ездит на всесезонке, как у нас. И даже фрикционную шину (липучка) я видел в ходе нашего короткого визита в Финляндию в январе этого года лишь на авто с номерами Германии. Автотранспорт поголовно ездит на шипованных колёсах.

Дорожная сеть на севере Финляндии вовсе не такая, как у нас представляют трассы в Западной Европе. Трассы даже по нашим меркам очень узкие, много двухполосных. Полосу междугородный автобус занимает практически полностью — там нет наших гостовских 3.75 м в ширину. Даже 3 метра вряд ли наберётся. Другая особенность их дорог может повергнуть в шок алматинских ура-крикунов: финны не чистят зимой дороги. Они их укатывают. До льда! И получается: асфальт вроде как и видно, но до него копать чуть ли не дециметр полупрозрачной корки. Этот лёд не посыпают никакими реагентами или песком. Вот по таким дорогам и ездят финны всю зиму, длящуюся, в отличие от нашей, почти 9 месяцев. А ещё зимой в качестве дорог используются замёрзшие реки. В общем, льда у них хватает. Поэтому и научились делать шины, способные обеспечивать сцепление с такими дорогами, и почти каждый год выпускают новые модели. Некоторые из них мне довелось протестировать.

Nokian Hakkapeliitta 8 SUV, по сути, та же «восьмёрка», которая дебютировала больше года назад, только для среднеразмерных кроссоверов и внедорожников

В конце января 2014 года Nokian Tyres представила публике новые зимние шины Nokian Hakkapeliitta: С3 — шипованную, предназначенную для микроавтобусов и лёгких грузовиков; её фрикционный аналог CR3; шипованную версию 8 SUV последнего хита Nokian Hakkapeliitta 8 — для внедорожников. А также показала новую демократичную шину Nordman 5 и её внедорожный аналог 5 SUV, которые заменят на рынке популярную Nordman 4. Вот такой набор.

Nokian Nordman 5 пришёл на смену четвёртому поколению успешного бюджетника

С коммерческой резиной знакомство было поверхностным, а вот «Нордману» уделили больше времени. Ну ещё бы, его предшественник, «четвёрка», завоевал немало поклонников, в том числе и меня, кстати. Я сточил полтора комплекта этих шин на дорогах родного Казахстана, проехав примерно 60 000 км по зимним дорогам разного качества. Как многим известно, Nordman 4 является ничем иным, как возрождённой легендой Nokian Hakkapeliitta 4, которая держала зимний шинный рынок несколько лет кряду. Шины хорошие, отлично ведут себя зимой. А главное — раза в два дешевле аналога, носящего имя Hakkapeliitta. Ну как не стать бестселлером? А теперь им пришла замена. Как нетрудно догадаться, Nordman 5 является своего рода реинкарнацией Hakkapeliitta 5. Разумеется, технологии, использовавшиеся в «пятёрке», ныне улучшены, поэтому новый «Нордман» стал даже лучше прародителя.

На четвёртом «Нордмане» я покатался немало. И чего только колёса не пережили…

На десерт показ главной новинки — внедорожного варианта флагмана всей гаммы Nokian Hakkapeliitta 8 SUV. Ей и было уделено основное внимание на презентации.

Чем хороша и что такое вообще Hakkapeliitta 8 SUV? Как гласит рекламный проспект, «восьмёрка» воплотила в себе всё самое лучшее, что Nokian Tyres наработала за долгие годы исследований. Шины для внедорожников отличаются от аналогичных для легковых автомобилей не только размерами. Они должны быть крепче, ведь, как известно, полноприводные машины не только тяжелее равных размерами легковушек, но и передвигаются в более тяжёлых условиях. Поэтому внедорожная резина должна уметь держать удары. В прямом смысле этого слова. Например, при наезде на бордюр. Конечно, лучше этого не делать, особенно на скорости, но мало ли случаев бывает. Аналогом бордюра может стать и кочка на трассе республиканского значения… Очень часто после такого залёта шина выходит из строя. Причём у внедорожников, учитывая специфику их эксплуатации, такие ситуации происходят чаще, чем у обычных машин.

Как с этим бороться? Кто как может. Например, усиливая боковины, порой так, что даже полностью спущенное колесо на вид будет казаться накачанным. Nokian, в свою очередь, разработала технологию Aramid Sidewall, которая способна защитить колёса при наезде на грубое препятствие. Резиновая смесь боковин содержит в своём составе арамидное волокно, которое укрепляет шину, а также делает её более жёсткой, что увеличивает устойчивость к внешним воздействиям.

Слева обычная резиновая смесь, справа с добавлением арамидного волокна

Учитывая состояние наших дорог, где всякие люки и трамвайные рельсы, выступающие над дорогой, считаются нормой, а зимой вообще порой ужас что происходит, такое новшество словно придумали для наших дорожников, чтобы они дороги так и не делали. Жаль, что технология дорогостоящая, поэтому применяется пока только на шинах премиум-класса.

Для своей главной задачи — улучшения сцепления с дорогой — 8 SUV получила резиновую смесь Cryo Silane второго поколения, как у легковой «хакки 8». Многим это название, и уж тем более нумерация поколения, ничего не скажет, поэтому объясню человеческим языком: шина имеет большее количество натурального каучука по сравнению с предшественниками и способна работать в очень широком диапазоне температур — от арктической стужи до весенней оттепели, ну и много других новшеств, не встречавшихся до этого. К примеру, увеличена на 2 мм высота шипов (теперь 10 мм вместо 8), да и их количество возросло чуть ли не в два раза. Впрочем, куда интереснее проверить все эти технологии на деле.

Hakkapeliitta 8 SUV имеет шипы на 2 мм выше, чем были на Hakkapeliitta 7 SUV

Тест новой модели 8 SUV был разбит на две части. Первая — заезды на полигоне, устроенном на озере Пасасярви. Стандартная программа — разгоны/торможения по прямой, «лосиный тест», «змейка». Вторая часть состояла из поездок по дорогам общего пользования. Для знакомства были использованы не самые популярные в Казахстане кроссоверы BMW X3 и Audi Q5, но чтобы понять, как шины цепляются за лёд, использовать «тойоты» нет никакого смысла.

Зачем чистить трассы, если укатанный снег и хорошая резина удерживают машину не хуже, чем летом. Вдобавок машины всегда чистые и урона экологии не наносится

Итак, часть первая. На льду озера нарезали специальные участки, где и сделали «змейку», коридоры «лосиного теста». Но это потом, а для начала — заезды по кольцевой дороге с кучей виражей на заряженной Audi RS4 с двигателем под полтысячи лошадей, механической коробкой передач, полным приводом. Вот и катайся!

С включённой системой стабилизации мы уверенно набираем скорость, хорошо замедляемся, шины делают свою работу на отлично. Но передок машины легко уходит на снос в поворотах. И тут водитель бессилен — исправить ситуацию очень трудно. Шины не обеспечивают нужного сцепления со льдом, а вытащить автомобиль газом не позволяет электроника — система стабилизации душит на корню все попытки направить Audi на путь истинный.

С выключенной системой стабилизации водитель остаётся один против 450 л.с. под капотом и чистого льда под колёсами. Зато машиной теперь можно управлять. Шипованные Nokian Hakkapeliitta 8, а именно они установлены на подопытной Audi RS4, прекрасно справляются со льдом Пасасярви. Скорость на круге росла, уверенность крепла, порой настолько, что забывалось, что едешь не по асфальту, а по голому отполированному льду. Но самоуверенности лёд не прощал. И периодически нужна была помощь тягача, чтобы вытащить болид из снежного плена, после того как RS4 вылетал с дороги.

Ознакомившись с легковой Hakkapeliitta 8, пересели на кроссоверы, чтобы узнать, как ведёт себя 8 SUV. Следует признать, что эти тесты ничем не запомнились. Действительно, что там такого особенного? Автомобили чётко выполняют то, что требует от них водитель. Перестроение, торможение, разгон — всё это происходит без каких-либо напоминаний, что заезды проводятся не на асфальте, а на чистом, гладком, как стекло, льду. И что обидно, никакого адреналина. Ладно, за этим мы пойдём на другую трассу.

Новый мировой рекорд скорости на льду был установлен 9 марта 2013 года пилотом-испытателем Nokian Tyres Янне Лайтиненом на автомобиле Audi RS6 на 12-километровой ледяной трассе Ботнического залива, недалеко от финского города Оулу. Автомобиль развил скорость почти 340 км/ч (335.713 км/ч). Беспрецедентное сцепление и скорость были обеспечены новыми шипованными шинами Nokian Hakkapeliitta 8 размером 255/35R20 97 T XL.

Да, именно на этом автомобиле и предстоит прокатиться. Но с поправками: едем уже пассажирами и не идём на рекорд. В общем, разогнались «всего» до 315 км/ч. По льду. С финном за рулём. Если вас не напрягает сочетание «финн за рулём», поясню: после того как водитель сбросил скорость примерно до 160 км/ч, он стал раскачивать машину по дороге. Как вам болтанка? Уровень адреналина просто зашкаливает, особенно если учесть, что совсем рядом с дорогой, метрах в пятидесяти, сплошная стена леса. А финн раскачивает машину лишь для того, чтобы на финише без остановки на скорости под стольник развернуться вокруг конуса и поехать в обратную сторону.

С лёгким мандражом я покидал низколетящую Audi RS6, чтобы уехать с полигона на тихоходном кроссовере. Впереди покатушки по дорогам общего пользования. Вроде можно выдохнуть после экстрима на RS6. Но как бы не так. Поездка по Лапландии не стала лёгкой прогулкой. Судите сами: дороги скользкие, очень узкие. А скорость движения высокая — порой больше 100 км/ч! Особо впечатляли встречные разъезды с фурами и лесовозами, коих на финских дорогах очень много. Представьте: вы едете по льду со скоростью 80—100 км/ч, навстречу вам с такой же скоростью летит дальнобойщик. И когда он проскакивает рядом с вами, вы осознаёте, что вашу машину от грузовика отделяла какая-то пара десятков сантиметров! А финны так и ездят. Каждый день. В таких ситуациях начинаешь ценить все достоинства новой Hakkapeliitta, а не так, как бывает у нас — купил, поставил ради того, чтобы было. Круто же. Там, в Финляндии, правильная резина нужна ради сохранения своей жизни и окружающих.

Якорный шип, специально разработанный для Hakkapeliitta SUV, усилен по сравнению с тем, который установлен на легковой Hakkapeliitta, что необходимо для тяжёлого внедорожника

Производство всех озвученных выше новинок началось ещё весной этого года. Nordman 5 и 5 SUV выпускаются в 30 и 26 типоразмерах соответственно, Hakkapeliitta C3 и CR3 имеют по 20 типоразмеров. Ну а главная новинка — Hakkapeliitta 8 SUV — выпускается в 47 размерах. Перед покупкой зимней обуви, помимо основных вопросов типа как держат, шумят или нет чуть ли не главным является цена. И тут традиционно Nokian не дёшев, а по сравнению с предшественниками стоимость новых моделей вдобавок увеличилась в среднем на 15 %. Н-да. Конечно, я был немного огорчён этим, но на собственном опыте знаю, что безопасность стоит ещё дороже.