В последние годы автоспорт в СНГ сдвинулся с мёртвой точки, а этим летом в России и Казахстане произошло два важнейших события: в Алматинской области началось строительство первого в стране автодрома мирового уровня, а на свежевыстроенной трассе под Москвой прошёл этап Мировой серии Renault. Окунуться в мир кольцевых гонок и оценить шансы Казахстана на проведение этапа такого уровня соревнований мне довелось на легендарном «Сильверстоуне».
Говоря о перспективах первого в Казахстане спортивно-технического комплекса Sokol, создатели упомянули про Мировую серию Renault (WSR — World Series by Renault), мол, в Россию приехала, так, может, и к нам заглянет? Наконец-то хоть кто-то признал, что заманить в республику Формулу-1 просто нереально, хотя и гонки Мировой серии далеко не местечковые соревнования. Ситуация напоминает крылатую фразу «Хочешь перепрыгнуть через забор — целься в Луну!», но рациональное зерно в этом есть. Будем ориентироваться на WSR, а там, может, хотя бы россияне погоняться к нам приедут.
В том, что WSR — это действительно Луна, удалось убедиться в ходе визита на этап Мировой серии Renault в Сильверстоуне. Причём прибыли мы туда по приглашению компании «Газпромнефть-СМ», поддерживающей команду RFR (Russia France Racing), а это значит: помимо всего прочего, нам разрешили проникнуть в святая святых — в боксы гоночной команды. Но обо всём по порядку.
Колыбель британского автоспорта
Дух настоящих гонок ощущается уже на подъездах к Сильверстоуну. Вот мимо пролетел грузовик Team Caterham, вот нас обгоняет классический MINI с наклеечкой Le Mans на заднем стекле, а уж когда на указателях замелькали названия Милтон Кинс и Брэкли (в этих городках находятся базы Red Bull Racing и Mercedes AMG), сердце предательски дрогнуло, а разум понял: в эти выходные мы увидим большие гонки.
Большие гонки в этот уик-энд — это FIA WEC, или чемпионат по гонкам на выносливость. Кстати, 24-часовая гонка в Ле-Мане теперь один из этапов серии, здесь только заезд короче — всего 6 часов.
Болиды, участвующие в гонке под названием 6 Hours of Silverstone, завораживают. Когда мимо с глухим шипением проносится распластанный по земле прототип, невольно поддаёшься его чарам.
Увы, обратная сторона медали — это сокращение программы World Series by Renault. Вместо четырёх категорий на «Сильверстоун» приехала только одна. Под сокращение попали младший формульный класс и два кузовных первенства: гонки на серийных Clio Cup и заезды силуэтов Megane Trophy. Не увидели мы и такого зрелища, как пит-стоп, — основные боксы были заняты участниками WEC, а командам WSR пришлось квартировать на другом конце трассы, в старых боксах (тех, что после поворота Woodcote).
Всё остальное остаётся в боксах, куда нам посчастливилось попасть сразу после субботней квалификации. Это в Формуле-1 журналистов не пускают дальше гаража, где стоят машины, в Формуле Renault секретов нет. Проходим в боксы команды RFR (Russia France Racing) через служебный вход, и вся подноготная как на ладони. В углу стопками стоят шины, вот канистры с топливом, кожух двигателя и запасной носовой обтекатель. На полках сушатся шлемы и перчатки пилотов, на вешалке — одинокий зонт (куда ж в Англии без него!), рядом пара ящиков с инструментами — и всё. В гараже механики также выполняют самые обычные процедуры. Из машины Небылицкого обычным пылесосом вычищают траву, попавшую в воздухозаборники после вылета, машину Алёшина протирают бумажными полотенцами. А всё потому что Formula Renault 3.5 — это моносерия, где все гоняются на одинаковых и относительно недорогих (всего-то 220 тысяч евро!) болидах.
Что такое Formula Renault 3.5
Болиды, на которых гоняются в Formula Renault 3.5, появились в конце прошлого года и сейчас находятся, что называется, на острие прогресса. Шасси Dallara T12 построено по формульным канонам: карбоновый монокок, развитая аэродинамика, система DRS (активный элемент в заднем антикрыле), шестиступенчатая полуавтоматическая коробка Ricardo, а ради снижения веса инженеры отказались от стартера и аккумулятора. Запуск двигателя — это теперь целый ритуал. Такие решения сейчас применяются разве что в Формуле-1. Но кое в чём Dallara T12 даже превосходит Королевские гонки, к примеру, слики Michelin гораздо эффективнее шин Pirelli.
В остальном всё достаточно просто. V-образная «восьмёрка» Zytek объёмом 3.4 литра питается 102-м гоночным бензином, развивает 530 л.с. и крутится только до 9 500 об/мин (для сравнения: в Формуле-1 двигатели имеют объём 2.4 литра, около 700 л.с. и 19 000 об/мин). Все агрегаты серийные, и команды могут только настраивать их. Но самое главное — автомобиль получился очень быстрым и максимально приближенным к болидам Формулы-1. Сейчас Formula Renault 3.5 можно считать последней ступенью перед F1, соперничать с которой может только серия GP2. Неудивительно, что именно World Series by Renault — основной поставщик новобранцев на Королевские гонки. Ковалайнен, Кубица, Феттель, Мальдонадо, Риккьярдо и Вернь — вот далеко не полный список пилотов, прошедших через WSR.
Formula Renault в действии
Разумеется, нам не терпелось увидеть эти болиды в бою, и первая гонка оправдала все наши надежды. Старт прошёл посуху, но уже на втором круге начался дождь. Да такой, что сразу семь машин вылетело в повороте Luffield, а на трассе появился автомобиль безопасности (кстати, тоже марки Renault). Разбитую технику пришлось эвакуировать, а гонку останавливать. После рестарта 16 оставшихся пилотов показали, что такое настоящая дождевая гонка. Из всего пелетона было видно лишь первую машину, все преследователи оказались в пелене водяных брызг. Вылеты и развороты продолжались, и до финиша добралось только 10 из 26 стартовавших.
Увы, для пилотов RFR гонка сложилась не лучшим образом. Антон Небылицкий вылетел в том самом «Лаффилде» на втором круге, а Михаил Алёшин сошёл из-за проблем с электрикой за круг до клетчатого флага. В тот момент он занимал 8-е место, куда сумел прорваться с предпоследнего места после прокола колеса. Не удалось набрать очки обоим россиянам и в воскресной гонке. Из-за повреждённого в аварии монокока Небылицкий не смог выйти на старт второй гонки. Алёшин же вновь сошёл на последнем круге, упустив на этот раз 4-е место. В баках закончилось топливо…
Как видим, дела у команды Russia France Racing пока идут не блестяще. Немало проблем подкидывает новый болид, да и сама команда не застрахована от ошибок, поэтому результаты обоих пилотов явно ниже ожидаемых. Два года назад Алёшин стал чемпионом серии, а сейчас о подиуме, не говоря о победах, остаётся только мечтать. Небылицкий и вовсе не набрал ни одного очка за полсезона, и в итоге команда отказалась от его услуг. С другой стороны, для российской команды такой уровень весьма неплох. Несмотря на то что почти весь коллектив французский и база находится во Франции, RFR выступает под российским флагом, из России также пилоты и совладелец команды.
Атмосфера Сильверстоуна
Что касается самого автодрома, то ни своими масштабами, ни космической архитектурой он не поразил. Всё скромно, если не сказать, буднично (ещё бы, если с июня по ноябрь здесь проходит 14 соревнований), но для поклонников автоспорта здесь настоящий рай. Сначала я недоумевал, ну зачем тащиться сюда всем семейством: с женой, детьми и малышами? Нам понять это сложно, но в Британии автоспорт — это семейное развлечение. Можно часами пропадать на территории автодрома: продажа сувениров и атрибутики, экспозиции из гоночных автомобилей, тематические аттракционы и компьютерные игры, даже Top Gear привёз сюда свой симулятор, а для девушек одна дама держит палатку с нарядами и украшениями.
Работа пресс-центра и вовсе шокировала. Огромный медиацентр на пару сотен мест (каждое место оборудовано розетками и Интернетом), десятки экранов под потолком, бесплатный чай и кофе, а также изобилие пресс-релизов. Особенно поразил информационный стенд: на нём несколько десятков лотков, и каждый предназначен для конкретного документа. К слову, на момент нашего отъезда с трассы не финишировала только 6-часовая гонка на выносливость и пустым оставался только лоток с наклеечкой Race result. Если во время субботней гонки я рвался на трассу, а в итоге вдоволь промок под дождём и видел не больше двух поворотов за раз, то воскресную гонку я собирался наблюдать из пресс-центра. Тут и стартовая прямая как на ладони, и весь пит-лейн, да и мониторы лишними не будут, думал я. Но как только стало понятно, что у меня есть допуск на стартовую прямую, я пулей понёсся именно туда, оставив недопитой целую кружку кофе с молоком, или white coffee, как принято говорить в Англии.
От редакции
Увидев гоночный уик-энд своими глазами, нам стало понятно, что ни один серьёзный чемпионат не приедет в Казахстан в ближайшие 5-10 лет. И проблема отнюдь не в наличии суперсовременного автодрома. Хотя «Сильверстоун» далеко не самая современная трасса (с современными «яс маринами» и прочими «сепангами» его не сравнить), здесь есть автогоночная культура и, что самое главное, аудитория, интересующаяся автогонками.
Но не всё так безнадёжно. Можно сказать, Казахстан только ступил на этот путь. В гонках такого уровня появляются крупные компании, заинтересованные в казахстанском рынке. Да, строительство автодрома — это огромный шаг вперёд. Может, WSR мы и не увидим на трассе Sokol (всё же уровень Мировой серии очень высок), но российскую серию RRC автодром вполне сможет принять. А свой пилот в Russian Racing Championship у нас уже есть, и кто знает, может, и в World Series by Renault появится казахстанец, а там и до Формулы-1 рукой подать. Одним словом, будем и дальше целиться в Луну!
Михаил Алёшин
Болельщики со стажем наверняка задаются вопросом, почему Михаил Алёшин ещё не в F1? И правда, Алёшин мог бы стать вторым после Виталия Петрова российским пилотом в Формуле-1. Гоняться в Европе оба начали в 2003 году, Петров в британской Formula Renault 2000, а Алёшин в немецком чемпионате. Да и успехов Михаил добился не меньших. Если Петров в 2009 году стал вице-чемпионом серии GP2, после чего и оказался в Формуле-1, то Алёшин годом позже выиграл титул в Мировой серии Renault 3.5. При этом поверженными оказались оба нынешних пилота Scuderia Toro Rosso: Даниэль Риккардо и Жан-Эрик Вернь.
Случись это на пять лет раньше, Михаил Алёшин непременно оказался бы в Формуле-1, но в 2010 году ситуация была такова, что скорость являлась лишь необходимым условием для попадания в гонки Гран-при, а достаточным условием была спонсорская поддержка. В итоге карьера пилота застопорилась, и после случайных выступлений в GP2, немецкой F3 и Superleague Formula Алёшин вновь гоняется в WSR.