1225-articles-main

Дорогая, я посадил «Приору»

Двигаясь в городском потоке, мы часто видим различные экспонаты тюненных автомобилей. Одно из направлений тюнинга — это заниженные автомобили. Мнения на этот счёт разные: кого-то это умиляет, а кто-то крутит пальцем у виска. Зачем это всё и кто эти люди за рулём «пузотёрок»? Знакомимся!

Двигаясь в городском потоке, мы часто видим различные экспонаты тюненных автомобилей. Одно из направлений тюнинга — это заниженные автомобили. Мнения на этот счёт разные: кого-то это умиляет, а кто-то крутит пальцем у виска. Зачем это всё и кто эти люди за рулём «пузотёрок»? Знакомимся!

Низкая посадка автомобилей (чаще вазовских моделей) с каждым годом набирает всё большую и большую популярность среди молодёжи. Это заметно не только по возросшему количеству ползающих на пузе машин, но и по массовым клубным встречам и по колоссальной активности в социальных сетях. Всё это вместе даёт мощный толчок развитию своей субкультуры БПАN (расшифровывается незатейливо: БезПосадкиАвто.NET) в странах СНГ. Про них уже даже песни сочиняют, и их машины фигурируют в популярных музыкальных клипах, вот как!

Роль одной из главных «героинь» в популярном клипе Тимати на песню «Понты» отведена посаженной «Приоре»

Немного предыстории

Как ни странно, но первоначальная простая срезка витков пружин у вазовских автомобилей зародилась на Кавказе. Отсюда и крылатая фраза: «Чем выше горы, тем ниже „приоры“». Но сейчас дела обстоят серьёзнее, спиливать пружины уже моветон. Посадочники стремятся поставить дорогую пневмоподвеску и короткоходные стойки.

К слову, если говорить об истории тюнинга подвески в наших странах, то на ум с ходу приходят девяностые. Правда, тогда модным было обратное — задрать задок как можно выше. В большинстве случаев этим также страдали владельцы «зубил» (ВАЗ-2108 или 2109) или «девяностодевяток» (ВАЗ-21099). Кто-то видел в этом бандитскую агрессию, кто-то спортивность, а кто-то поднимал машину только ради того, чтобы загрузить как можно больше кирпичей.

Вишнёвая «восьмёра», спойлер, диски да антенна и, конечно же, проставки под амортизаторы — это мода девяностых. Каждая эпоха «уносится» по-своему. Как занижение машины, так и её поднятие относительно оси — самовыражение владельца. Глобально практического смысла в этом не прослеживается

БПАN — что это?

Что это и с чем его едят, нашей редакции рассказал представитель субкультуры БПАN г. Алматы Кожагельдиев Нариман. Ему и даём первое слово.

— БПАN — это движение, которое захватило почти всю Россию и страны СНГ. Стиль БПАN — это практически заводской внешний вид, но отличие наших машин от других подобных — это низкий клиренс, — поведал Нариман.

Машина по ГОСТу БПАN — это полный cток (заводское состояние), максимальное занижение, хорошая аудиосистема, тонированные стёкла и, конечно же, адекватность водителя.

Занижая «приоры»

Вариантов положить автомобиль на брюхо немало. Первый и самый простой, но очень небезопасный — это спиливание витков пружины. После чего машина утрачивает «взбитость» и может потерять управление. Второй вариант — короткоходные амортизаторы. Если раньше их делали кустарным способом, что не давало никакой гарантии на надёжность подвески, то сейчас куча брендов специализируется на короткоходках. Третий и самый дорогой вариант — это установка регулируемой пневмоподвески. Фирменные пневмы изготавливаются под каждую модель. После установки «подушки» кузов можно поднимать и ездить без опасений, а занижать при необходимости.

В настоящее время уже немало компаний изготавливают амортизаторы для занижения вазовской продукции. Самые популярные — это «Демфи», SS20 и «АСтон», но у них есть существенные отличия, и не только в цене.

Четыре кнопки от стеклоподъёмников управляют пневматическими амортизаторами — на каждое колесо по кнопке

— На амортизаторах «Демфи» кардинально занизить не получится, потому что они занижают клиренс на 120 мм, впрочем, как и SS20. Для ГОСТа БПАN этого недостаточно. Но компания «АСтон» изготавливает амортизаторы на заказ, я заказывал с занижением 130 мм, — поделился собеседник.

Во сколько примерно обойдётся построить бпановскую «Приору»? Цифры кардинально разные и стоимость переделок может достичь половины цены самой машины.

— Можно уложиться и в 10 000 тенге, а можно размахнуться и на все 500 000. Это прежде всего зависит от вас. Можно заказать спецамортизаторы, стоят они примерно 70 000 тенге, к ним необходимо докупить тонкий привод, проставки под балку, а также проставки под шаровую. В общем это выйдет порядка 130 000–150 000 тенге. Самый дорогой вариант — это пневмоподвеска. Опять же можно купить бюджетный вариант, стоит примерно 240 000 тенге, а можно заказать и за 500 000, всё зависит от пожеланий хозяина, — пояснил посадочник.

Компрессор подушек пневмоподвески расположился в нише для запаски

Влияет ли максимальное занижение на безопасность на дорогах? Тут же последовал ответ: понятия БПАN и скорость скрещивать нельзя.

— Если ехать в правом ряду на низкопосаженной машине максимум 60 км/ч, не опасно. Конечно, можно разогнаться до 120 км/ч и выше, но это уже не посадочник. У нас не приветствуется скорость на дорогах общего пользования, — заверил Нариман.

Как отличить БПАN от не БПАNа? Who is who?

Одно из правил бпанера — автомобили посадочников должны выглядеть максимально аккуратно, бомбяще, как они выражаются. Если положение пневмы на уровне клиренса стоковой «Приоры», то отличить их от серийной будет вообще затруднительно. Выдать бпанера может только небольшая наклеечка «БПАN» на кузове.

И другое дело, когда посадочник в своей стихии, ползёт мимо в сантиметре от асфальта. К слову, посадочники делятся на два типа: те, кто любит «аквариум» (никакой тонировки), и те, кто любит запереться в «бункере» (стёкла затонированы вкруг).

БПАN — это отечественный Stance?

Разберёмся для начала, что такое стэнс. Итак, слово Stance (в переводе с англ. «стойка») эквивалентно слову Drop (дословно с англ. «падение»), которым обозначают заниженный автомобиль, попросту говоря, дропнутый. И всё это в сочетании с отрицательным развалом и широкой полкой на дисках (наружная часть обода диска).

Есть два основных течения Stance.

Low stance — классический дроп, то есть машина практически лежит на днище.

Donk style stance — менее популярный стиль у стэнсеров. Суть его в увеличении дорожного просвета с помощью огромных дисков. Чем больше диски, тем круче. Попросту делать из машины нечто подобное:

Однако если вдаваться в подробности, то у зарубежного Stance существует куча терминов. И начнём, пожалуй, с основы основ — фитмента.

Что такое Fitment? Это положение колёс относительно кузова и арок автомобиля. То есть это как раз таки именно та деталь экстерьера, которая создаёт ауру посаженного автомобиля. Чтобы подобрать свой уровень фитмента, нужно поработать над несколькими деталями: вынос и ширина колеса, расстояние от диска до арки и степень натянутости резины на диск.

Наиболее распространённые уровни фитмента.

Tucked in — размер арки не позволяет вместить колесо, и оно лезет под крыло.

Slammed — внешне почти то же самое, что и Tucked in, однако в этом случае стэнсеры специально занижают подвеску, чтобы утопить колесо в арку. К слову, если называть БПАN на сленге зарубежных стэнсеров, то у посадочников именно Slammed-уровень.

Flush — очень часто встречающийся уровень фитмента у дрифтеров. Внешне выглядит очень гармонично, колесо с покрышкой словно продолжает форму крыла либо находится на одной вертикальной линии с его кромкой.

Hella flush — приверженцы этого уровня всеми силами стремятся впихнуть в автомобиль диски пошире и, конечно же, с огромной полкой, даже трение диска и боковин шин о кромку крыла не препятствие. К слову, именно этот уровень является своего рода панацеей всего стэнс-движения, ведь к Hella flush стремятся практически все, из-за чего он и стал своего рода иконой Stance.

Mexi flush, или «черепашка», — это уровень, при котором колесо автомобиля выпирает на несколько сантиметров за арку. Зачастую это не особо приветствуется стэнсерами из-за несуразного внешнего вида.

Stance и БПАN можно ещё разграничить по маркам автомобилей: так, к примеру, если встретить на дорогах посаженную с кривыми колёсами (отрицательный развал) купешку или любой другой автомобиль иностранного производства, то сомнений не остаётся — это Stance, а за рулём стэнсер.

А если это посаженные «приоры», «четырки» да «жиги» с бумкающей музыкой в салоне, штамповками и свежевымытым кузовом — это стэнсом не назовёшь, это и есть БПАN. Суть одна — занижение автомобиля, но различия очень существенные.

Мнение редакции

Изменения в подвеске зачастую производятся для достижения двух целей: для повышения проходимости автомобиля (лифт-подвески) либо для улучшения устойчивости и управляемости на высоких скоростях (ограничение хода подвески и занижение).

Последнее, как правило, применяется активно в кольцевых гонках либо актуально на дорогах отличного качества, где не действуют ограничения скорости. Само собой, поклонники культуры БПАN не на это делают ставки, т. к. по их «религии» ездить быстро не положено, да и негде — в Казахстане практически нет трасс, где разрешается разгоняться свыше 110 км/ч. При таком темпе и обычная LADA Priora вполне уверенно ведёт себя на трассе.

Можно с уверенностью сказать, что практического смысла в занижении «приоры» в стиле БПАN никакого. Зато есть отрицательные стороны. Чем ниже подвеска, тем меньше её ходы сжатия. И там, где нормальная Priora могла отрабатывать кочки, заниженная будет скакать как судорожная. Не забываем, какие у нас в стране дороги. Конечно, установка дорогостоящих пневмоподушек может частично компенсировать этот недостаток, но очень немного! Ведь речь идёт о геометрии: если подвеска не будет иметь достаточного хода вверх, она не сможет погасить удар и передаст его на кузов. В Сети масса фотографий, где запечатлены последствия занижения, и они не радуют глаз.

Вряд ли, конечно, эта теоретическая врезка остановит очередного поклонника движения БПАN посадить машину на брюхо. Ведь, подрезав пружины, владельцы в первую очередь стремятся к самовыражению, а это проходит только со временем.

Завершая выкладываем популярный клип Димана Брюханова, посвящённый поклонникам БПАN. Предупреждаем, что в нём есть чуток ненормативной лексики.