Карт, маленькая четырёхколесная машинка, на которой на специальных трассах резвятся как взрослые, так и дети, известна многим. Однако не все знают, что картинг является фундаментом всего автоспорта, а сам аппаратик — настоящий спортивный болид.
Когда я вижу карт, воспоминания переносят в школьное время. Тогда меня привели в автоспортивный клуб при ДОСААФ, а там после года работы в подмастерьях было предложено попробовать карт. В тот момент я даже не представлял, что это такое. Первая реакция — а зачем мне эта «детская коляска»? На тот момент я уже водил автомобиль и даже пробовал на тренировках спортивную «копейку». Тем не менее сопротивляться не стал, а когда понял что такое карт, ничуть не пожалел. К тому же водительских прав тогда у меня ещё не было, а стартовать в гонках и разговаривать на общие темы со взрослыми гонщиками уже хотелось. Карт давал такую возможность.
Устройство карта
На складе в разобранном виде пылился старый карт. Рама АКУ 83, сиденье, колёса… Денёк на разбор склада и поиск деталек, мотора, и можно начинать сборку. Процесс оказался весьма увлекательным и познавательным: голая механика и естественная физика без всякой электроники наглядно демонстрировали, как работает техника. Современный карт, конечно, навёрнут покруче и ещё больше сблизился с настоящей машиной, но в то же время принципиально ничего не изменилось. Рама, сама основа карта, так же сварена из стальных труб и осталась такой же конструкции, простейшая рулевая система, цепной привод на заднюю ось, двигатель по правую руку от пилота, топливный бак между ног… Всё то же самое, только фирменное, качественное, красивое, и, что немаловажно, омологировано международной автомобильной федерацией, то бишь FIA. Карты того времени в большей мере были похожи на самоделки. Важно было дружить с токарем, сварщиком и иметь сверлильный станок в боксе, а также знать «рыбные места», где продают дефицитные детали.
Но благодаря такому хэнд-мэйду многое удалось познать. Кстати, с появлением карта в моей жизни у меня попёрла физика в школе. Ручного труда ныне поубавилось в разы, и сегодня не надо думать, где бы найти старый бампер, чтобы сделать из него обтекатель на переднюю часть. Да что там обтекатели, тормозные колодки надо было выпиливать собственноручно. Сегодня всё используется фирменное, необходимые детали, расходники в свободном доступе. Есть возможность и кастомизировать машины, не выходя за рамки технических требований и регламента соревнований.
Гляжу я на современный карт, слюной истекаю: брендовые тормозные системы, щиток приборов на руле, обшитом замшей, глушитель из карбона… Такое нам даже не снилось. Правда, вместе с этим увеличилась стоимость карта и дороже стало его содержать.
Тормоза у карта, кстати, гидравлические и разделены на контуры. В зависимости от класса машины тормоза могут различаться. К примеру, детским машинам хватает тормоза на задней оси, взрослым — уже на каждый контур: на каждом переднем колесе по одной системе и один большой на задней оси.
У карта всего две педали: правая — газ, левая — тормоз ( при этом в зависимости от типа карта бывает, что передние тормоза с ручным управлением). Водителям автомобилей, с ходу севших на карт, не всегда легко приспособиться к такому алгоритму, ведь левая нога не привыкла к чувствительной педали тормоза. Непривычными покажутся и жёсткий ход карта, и зудящие вибрации. Если покрытие трассы оставляет желать лучшего, то протрясёт изрядно, а можно и мозоли кое-где натереть. У карта нет подвески — колёса и задняя ось крепятся к раме без каких-либо демпфирующих элементов. Лонжероны рамы, конечно, работают на кручение и изгиб, но смягчающим фактором это не назовёшь. Вибрации вызваны работой высокооборотистого мотора, который тоже прикручен непосредственно к раме. От тренировки к тренировке к этим особенностям привыкаешь, равно как и к вою двигателя справа под ухом. Я даже влюбился в это.
Полетели!
Ранее карты были мне знакомы только с коробкой передач. Версии без коробок, как говорится, на автомате, я встретил уже гораздо позже в одном из парков отдыха. «Бескоробки» есть и в спорте, но, конечно же, отличаются от прогулочных.
Первая тренировка запомнилась мне навсегда. Обкатка вновь ожившего карта, сверкающего свежим бордовым металликом, проходила на небольших скоростях, но тогда мне и этого хватило, чтобы закачать себя адреналином по уши. После я уже с нетерпением ждал каждого выезда на автодром. Он знаменовался чем-то новым и, конечно же, более высокими скоростями. Это чувство, когда несёшься на скорости под 150 км/ч на расстоянии в спичечный коробок от асфальта, непросто передать. А ведь максималка у взрослых картов доходит и до 200. Карт как пуля разгоняется с места, только успевай передачами щёлкать. У меня их, кстати, было четыре (мотор и коробка от советского мотоцикла «Минск»). Ходы рычага коротенькие, как у секвентальной коробки на спортивных автомобилях. Современные карты агрегатируются 6-ступенчатыми коробками передач.
Управляемый полёт
Конечно, динамика — это первое, что ощущаешь в карте. Но ещё больше удовольствия доставляет управление машинкой на высокой скорости. Колёса у карта поворачиваются следом за мыслью, ведь тут как такового рулевого механизма и рейки нет. Две тяги, правая и левая, при помощи шарниров прикручены непосредственно к рулевой колонке.
Руль, кстати, не делает ни оборота. Вкупе с низким центром тяжести, жёсткой рамой и отсутствием подвески управляемость фантастическая. По сравнению с автомобилями карт словно приклеен к асфальту. Но, конечно, до поры до времени. Как и на всё остальное в этой жизни, на него распространяются все законы физики, поэтому, достигнув определённого момента, задняя ось сорвётся в занос.
Как и в любом виде спорта, в картинге есть свои хитрости. К примеру, разный угол поворота колёс относительно оси. Повернув до упора руль налево, можно даже визуально заметить, что левое колесо вывернуто гораздо круче правого. То же самое получится, если повернуть руль направо. Естественно, в зависимости от трассы эти параметры можно регулировать прямо на месте. Такая игра с геометрией колёс позволяет карту буквально ввинчиваться в поворот. Для него характерна именно избыточная поворачиваемость, нежели недостаточная.
Стоит заметить, что, несмотря на всю простоту рулевой системы, маленькие колёса и скромный вес болида, карт требует физической подготовки. Пары-тройки кругов хватит, чтобы почувствовать, как забились бицепсы, а ещё через кружок-второй неподготовленный человек почувствует сильную усталость — руки словно свинцом налились. Утром, естественно, вчерашние покатушки напомнят о себе болью в мышцах.
Прошла ещё пара-тройка недель, и карт я чувствовал каждой клеточкой. В принципе было бы сложно не постичь это состояние, ведь пятая точка опоры находится в одной плоскости с рамой, что позволяет интуитивно понять, куда едет карт, а кресло выполнено из жёсткого стеклопластика и не имеет никаких мягких подушек, что помогает ещё быстрее установить связь с машиной. У современного карта сиденье не изменилось, разве что может быть оклеено покрытием, напоминающим ковролин.
Матч состоится в любую погоду
Картинг, кстати, является универсальным видом спорта по той причине, что может проходить в зимнее время. К примеру, Формулу-1 по снегу не проводили никогда, кузовной WTCC тоже. Правда, зимний картинг проводят в основном в северных странах, включая Россию, а главным отличием от летнего сезона является использование шипованных шин.
В традиционном картинге шины также имеют разные тип и назначение. Для сухого покрытия используют слики без протектора. Можно подумать, что они изношены, а спортсмены не торопятся их поменять. Но нет, изначально именно такие шины имеют лучшие сцепные способности на сухом асфальте картодрома. В дождь ставят шины с направленным протектором, которые уже напоминают автомобильные. Кстати, даже один тип шин может быть разным по составу, т. е. мягкости. Подбор правильной резины зависит и от особенностей трассы, и от температуры окружающей среды, и от стиля пилотирования.
Мне 9 лет. И я настоящий гонщик!
В это непросто поверить, но в школу картинга пацаны (и девчонки, кстати, тоже) принимаются уже с 9 лет. Встречаются, правда, спортсмены и ещё моложе, но к соревнованиям допускают с 9-летнего возраста. Для занятия картингом, естественно, требуется настоящая автоспортивная амуниция: шлем, перчатки, огнеупорный комбинезон, специальная обувь, воротник для шеи, защитный жилет. Требуется и специальное нательное бельё. В общем, всё как у Шумахера. В то время именно Шумми маячил во всех автомобильных глянцах и по телевизору — поэтому у меня аналогии возникали именно с ним (к тому же Шумахер ведь тоже начинал с картинга). Мечтал я о красном комбезе и красиво разрисованном гермаке. Но в то время приходилось обходиться обычным спортивным костюмом с вещевого рынка, кедами, какие были, а из настоящего автоспортивного обмундирования — только старый шлем противного зелёного цвета. Однако выбирать не приходилось, да и хватало мне этого — важнее был сам процесс.
А можно стать настоящим гонщиком в столь юном возрасте? Легко. Да так, что объедешь и опытного гражданского водителя с мегастажем. Картинг — самый идеальный фундамент для начала занятий автоспортом. Все азы поведения четырёхколёсного транспортного средства заложены именно в этой маленькой, на первый взгляд несерьёзной машинке. А как известно, чтобы превратиться в профессионала, спортом надо заниматься с детства. Так и выходит, что картинг совмещает такие ключевые особенности: доступен для детей, является первой важной ступенью в автоспорте.
Историческая справка
Говорят, что картинг зародился в США, а если быть точнее, это американские военные лётчики в годы Второй мировой на военных базах забавы ради устраивали гонки на тележках для авиабомб. После, в 50-х, интерес к тележкам проявил американский автоспортсмен и в 1956 году впервые вывел гоночную машину на соревнования. Новую спортивную технику так и обозвали — тележка (cart по-английски) и с тех пор это простейшее название закрепилось. Уже с 1957 года появились фирмы, которые специализируются на выпуске картов, а сама дисциплина постепенно начинает развиваться не только в Новом Свете, но и в Европе.
В 1960 году FIA официально признаёт картинг автомобильным спортом, а в 1964-м проходит первый этап чемпионата мира в Риме. В 60-х этот вид автоспорта пришёл в СССР, а в 70-х уже получил широкое распространение по всему нерушимому. Появились в Союзе и производители картов. «Картингизмом» заболевают и азиатские страны — в 1978 году в Японии уже функционировали 22 трассы, на которых проводилось порядка 200 соревнований в год.
Группы, классы, двигатели и возраст
Картингом занимается народ разных возрастов, и соответственно машины делятся на группы и классы, которые, в свою очередь, различают карты по размерам, весу, объёму двигателя и т. д. Это только так кажется, что все карты одинаково маленькие. А вот и нет. Разновидностей их больше, чем в любом другом виде автоспорта. Мы распишем их лишь поверхностно, чтобы иметь представление о том, как примерно делятся классы в Казахстане. Все технические требования по гоночным машинам расписаны куда детальнее.
Итак, детишкам предоставляется карт маленьких размеров, двигатель тоже ограничен по объёму. Для детей от 8 до 12 лет — до 50 куб. см, без коробки передач (класс «Бастау»). Есть класс MINI, он ограничен 60-кубовыми моторчиками без коробки передач — для детей от 9 до 14 лет.
Юноши пересаживаются на взрослые гоночные машины класса KF3, Intercontinental A-J, «Союзный-Юниор», «Ротакс Макс-Юниор». Рост и физическое развитие уже вполне соответствуют, но движки ограничены от 100 до максимальных 125 кубиков. В зависимости от класса разнится возраст гонщиков — от 13 до 18 лет — а также коробки передач.
Самые мощные болиды у взрослых — объём двигателя достигает 250 куб. см. В эту группу можно вступить уже с 15 лет (KF 2, «Ротакс Макс» — объём до 125 кубиков без коробки), а во все остальные, включая свободный класс SA 250, — с 16 лет (KZ-2, Intercontinental A, SA 250, «Союзный» — моторы от 100 до 250 куб. см, коробки в зависимости от класса — либо есть, либо нет).
Кстати, в разных странах технические требования и правила могут различаться, классы называться по-другому. Но если рассмотривать глобально, то примерно всё одинаково.