1742-articles-650-3

Что общего между подводной торпедой и эйрбэгом

Удивительно, но именно случайная неисправность торпеды, которую во время Второй мировой войны лицезрел Джон Хетрик, привела к получению патента на прототип одной из основных систем безопасности в автомобиле.

Удивительно, но именно случайная неисправность торпеды, которую во время Второй мировой войны лицезрел Джон Хетрик, привела к получению патента на прототип одной из основных систем безопасности в автомобиле.

Как известно, автомобильная индустрия далеко не самая расторопная в плане применения новинок. Отчасти это, конечно же, связано с дороговизной инноваций на ранней стадии их жизни. Поэтому некоторые системы безопасности начинали широко применяться спустя несколько лет после их официального дебюта. Так случилось и с подушками безопасности, которые в данный момент являются обязательным атрибутом автомобилестроения.

Демонстрация работы подушки безопасности

История этого изобретения началась в 1951 году. Тогда инженер Вальтер Линдерер подал патентную заявку на «устройство, защищающее находящихся в автомобиле людей от травм при столкновении». К сожалению, документ, подтверждающий его право на изобретение, немец получил лишь спустя два года — 1 октября 1953 года. В это время на другом континенте служащий ВМФ США Джон Хетрик волею судьбы попал в аварию, которая натолкнула его на идею создания аналогичного устройства. Свой патент на «безопасную подушку, встраиваемую в автомобиль», американец получил в том же 1953 году.

Раскрытие подушки безопасности, которое происходит за 30–50 миллисекунд

Вдохновением для эйрбэга послужил случай, который Хэтрик лицезрел во время Второй мировой войны. Будучи служащим военно-морского флота, он работал в мастерской, собирающей торпеды. В какой-то момент одна из них, лежавшая под покрывалом, была случайно активирована. Скорость, с которой накидка надулась, поразила солдата настолько, что воспоминание въелось в его память и в будущем привело к получению патента. Правда, интерес к его изобретению никто из автопроизводителей не проявил.

Подушки безопасности в СССР

В 1970-х собственные эксперименты с подушками безопасности проводили и советские инженеры. В частности, речь идёт о специалистах ЗиЛа. К сожалению, идею пришлось свернуть. Эйрбэгами оснастили салон правительственного лимузина. В Политбюро инициативу не одобрили из-за преклонного возраста пассажиров. Громкий хлопок пиропатрона подушки мог напугать их вплоть до остановки сердца. В анналах истории зафиксирован один такой случай в США.

Oldsmobile Toronado 1975 года – первый автомобиль, оснащённый подушкой безопасности, пусть и пассажирской

Рождение такого эйрбэга, каким мы его знаем сегодня, произошло в 1963 году в Японии. Его запатентовал Ясузабуро Кобори. Однако использовать подушки начали лишь в 1971 году и только на прототипах компании Ford, спустя два года после этого экспериментировать начал и General Motors.

Считается, что первым серийным автомобилем с подушкой безопасности стал Oldsmobile Toronado 1975 года. В списке опций модели значился пассажирский эйрбэг. Однако по-настоящему широкое применение устройства началось после выпуска Mercedes-Benz S-Class (W126) в 1980 году, получившего водительскую подушку и ремни безопасности с преднатягом. Спустя семь лет после этого в свет вышел ещё один передовой «немец» — Porsche 944. Он стал первым авто, оснащённым двумя эйрбэгами.

Краш-тест Mercedes-Benz S-Class W126

Полностью охватить историю развития подушек безопасности крайне сложно, однако одну её часть обойти стороной невозможно. Речь идёт о безопасности. Согласно статистике, наличие этого устройства в машине снижает риск гибели при фронтальном столкновении на 30 %. Цифра небольшая, но в такой ситуации каждый процент на счету. Более того, с 1990 по 2000 год эйрбэги спасли более 6 400 жизней только в США. Но есть и обратная сторона медали. Так, за тот же период погибло от срабатывания подушек почти 180 человек. Большая часть из них дети. Дело в том, что при разработке подушек безопасности инженеры рассчитывали на взрослых людей, но никак не на ребёнка, сидящего на переднем кресле. Именно поэтому при перевозке детей до 12 лет спереди подушки следует отключать.

Так выглядит салон второго поколения Volvo XC90 после ДТП. Машина оснащена даже эйрбэгами для защиты колен. Вальтер Линдерер и Джон Хетрик о таком даже не мечтали

Даже сегодня, спустя более чем 30 лет с момента появления водительской подушки, скандалы вокруг устройства не утихают. Самый громкий из них, связанный с дефектом пиропатрона в эйрбэгах Takata, повлёк за собой смерть как минимум 10 человек только в США и привёл к отзыву миллионов автомобилей, часть из которых была на сервисе не один раз.

На сегодняшний день подушки безопасности устанавливают не только внутри автомобиля, но и снаружи. Делается это для защиты пешеходов