1006-articles-main

Что делает масло масляным?

Моторное масло, если можно так выразиться, — кровь наших авто. Мы знаем, что бывает оно минеральным, синтетическим, полусинтетическим и заливается в двигатель. Но наверняка многие хоть раз в своей автожизни задавались вопросом: а откуда это самое масло берётся и что делает его пригодным для использования в моторе? Чтобы ответить на него, мы отправились в Финляндию, в городок Наантали, что в паре часов езды от Хельсинки, на завод компании Exxon Mobil.

Моторное масло, если можно так выразиться, — кровь наших авто. Мы знаем, что бывает оно минеральным, синтетическим, полусинтетическим и заливается в двигатель. Но наверняка многие хоть раз в своей автожизни задавались вопросом: а откуда это самое масло берётся и что делает его пригодным для использования в моторе? Чтобы ответить на него, мы отправились в Финляндию, в городок Наантали, что в паре часов езды от Хельсинки, на завод компании Exxon Mobil.

Расположен завод на берегу Финского залива, на окраине Наантали, неподалёку от портового города Турку. Построили его в 1957-м, и в этом же году он выдал первую поставку базового масла для рынка. Наантали в то время был небольшим поселением. Но с появлением этого предприятия и ряда других производств и культурных объектов городок разросся и стал одним из самых известных в Финляндии, в том числе в качестве туристического центра.

В старой части Наантали всё как и сто лет назад: те же узкие улочки, те же дома с дощатыми стенами…

…а это уже новый Наантали

В 1985-м здесь начался выпуск продуктов под брендом Mobil 1, а пять лет спустя мобиловское масло из Финляндии впервые отправилось на экспорт. В 2001-м на заводе начали выпускать продукты под брендом Esso, и через пару лет их также стали отправлять за границу. Сегодня порт в Наантали занимает 3-4-е место в Финляндии по объёму грузоперевозок. На заводе по производству масла трудятся около ста сотрудников, и до 80 % его продукции отправляется в страны СНГ. При этом самыми крупными потребителями местных смазочных материалов являются Россия, Украина и Казахстан.

Как всё начиналось

Первые страницы истории концерна Exxon Mobil были написаны в 1859 году, когда Эдвин Дрейк и Билли Смит пробурили первую успешную нефтяную скважину в штате Пенсильвания. И уже в 1870 Джон Рокфеллер с партнёром Генри Флаглером основали нефтяную компанию Standard Oil Company, которая со временем поглотила более 90 % нефтеперерабатывающей промышленности и более 30 % нефтедобычи в США. В 1879 году компания за 200 тысяч долларов приобрела три четверти акций Vacuum Oil — обладателя патента на технологию производства смазочных материалов путём перегонки керосина вакуумным способом. Собственно, всё это и стало первыми шагами к последующему созданию современного концерна-гиганта Exxon Mobil.

Первое упоминание о моторных маслах с названием Mobil относится к 1903 году, когда братья Уилбер и Орвиль Райт совершили первый исторический полёт на самолёте в Кити Хоук, используя топливо и моторное масло Mobiloil, произведённые на предприятиях концерна Standard Oil Company.

Первая реклама «Esso»

В 1926 году американской компанией Jersey Standard широкой публике был представлен новый бренд Esso, под которым выпускалась новая смесь топлива, а в 1952-м у компании появилось и первое в мире всесезонное моторное масло Exxon Uniflo 10W-30.

Журналистский десант на завод Exxon Mobil в Наантали

В 1966 году (в честь 100-летнего юбилея со дня основания) компания Vacuum Oil сменила название на Mobil, а в 1972-м новое имя Exxon взяла себе и Jersey Standard. И, наконец, в 1999 году два концерна Mobil и Exxon официально объединились, образовав супергигант Exxon Mobil Corporation.

С тех пор минуло полтора десятка лет. Мы все по-прежнему знаем, что есть такие масла, как Mobil и Esso, однако минувшим летом было объявлено, что с июня производство масла под маркой Esso решили прекратить. Правда, маркетологи подсчитали, что значительная доля продаж всей корпорации приходилась на два полусинтетических масла Esso Ultra 10W-40 и Ultra Turbo Diesel 10W-40. Им-то и решили продлить жизнь, но уже под флагом Mobil, начав выпускать новое универсальное масло Mobil Ultra 10W-40, призванное заменить продукты, так полюбившиеся покупателям. К слову, продаваться оно будет со знакомым всем тигром на этикетках, доставшимся в наследство от Esso.

Из нефти в первичное масло

Но вернёмся к заводу в Наантали. Раз в 3-4 недели сюда приходит танкер из Великобритании или Швеции с исходным сырьём и разгружает 4 миллиона килограммов первичного масла (именно килограммов, почему-то такими мерами веса оперируют на заводе. — Прим. авт.). Масло закачивается в приёмники и по трубам переправляется в заводские хранилища.

Масло из танкеров перекачивается в цистерны на берегу

Тут, наверное, стоит объяснить, что же такое, собственно, первичное масло. Так вот, получают его из сырой нефти. На нефтеперерабатывающем заводе сырая нефть сначала подвергается процессу разделения по вязкостным характеристикам. Более густая составляющая нефти идёт на асфальтовые материалы и используется в качестве смолы для кровельных и дорожных работ, а из лёгких фракций производят бензин и другие нефтепродукты, включая моторные масла.

Для получения качественного базового масла используется несколько основных технологий, и все они призваны, во-первых, максимально очистить первичные нефтепродукты, а во-вторых, придать маслу необходимые свойства и особенные характеристики. В частности, из масла удаляют нежелательный воск, соединения серы и азота, а также извлекают или преобразуют в более стабильные соединения ненасыщенные углеводороды.

Способы получения первичного масла

Гидроочистка — процесс, приводящий к улучшению таких свойств, как стабильность, цвет и коксуемость масла, путём удаления гетероатомных полициклических и смолистых веществ. Сводится она к следующему: под воздействием водорода в присутствии катализатора содержащаяся в масле сера связывается с водородом, образуя при этом сероводород. Одновременно происходит химическое преобразование нежелательных для масел углеводородов.

Экстракция — отделение природных насыщенных и ненасыщенных углеводородов химическим путём с помощью селективных растворителей. В результате получаемые базовые масла отличаются невысоким индексом вязкости.

Гидрокрекинг — процесс, в котором сложные молекулы углеводородов перестраиваются в необходимую, более стабильную, комбинацию насыщенных молекул. Результат так называемого жёсткого гидрокрекинга намного лучше, чем тот, которого можно достичь гидроочисткой и экстракцией растворителем. Для получения базовых масел с высоким индексом вязкости используется каталитический гидрокрекинг.

Гидроизомеризация — депарафинизация нефтепродуктов. При использовании вместе с гидрокрекингом преобразует все нестабильные соединения сложных молекул в наиболее стабильную форму из возможных. Преобразования нефтепродуктов настолько химически значительны, что получаемые с помощью данных технологий базовые моторные масла имеют статус и качество полностью синтетических.

Так вот, из хранилища первичное масло отправляется в огромный шкаф или даже, скорее, цистерну, называемую печью. Там оно разогревается до 60-80 градусов и смешивается с присадками, доля которых в конечном продукте достигает 15-20 %. Присадки компания не производит, а получает от заводов-партнёров. Далее всё это хозяйство остужают до 40 градусов и, собственно, закачивают в канистры и бочки.

Как попадает масло в канистры?

Что именно сегодня будет заливаться, решает начальство, которое даёт указание установить ленту с соответствующими наклейками на транспортёр. На наклейках стоит маркер — аналог цифровой подписи. Ориентируясь на него, система и определяет, какое масло и в какие ёмкости направлять. В общем, всё взаимосвязано и под жёстким контролем.

Линию по заливке, перед тем как пустить туда масло с иными характеристиками, продувают воздухом под большим давлением, а затем промывают тем маслом, которое собираются в данный момент заливать. Полную чистку устраивают примерно раз в месяц.

Канистры завод закупает в Швеции. Они подаются на линию со склада по транспортёру и встают в своеобразную очередь на заполнение. Автоматика контролирует их по объёму, подсчитывает количество и сама определяет, какое масло в данный момент будет заливаться. Весы взвешивают даже пустые канистры, и если те не соответствуют по массе, отбрасывают их в сторону. Другие оценивают наполненные ёмкости и, обнаружив недолив или чрезмерный перелив, также бракуют. К слову, в канистры всегда заливают на несколько процентов больше, браком считается только недолив. А вообще, по словам руководства завода, бракованной здесь бывает максимум одна смена в год, то есть около 20 тонн, при годовом объёме выпускаемой продукции 50-60 тысяч тонн.

Друг за другом канистры бегут по транспортёру

Каждый раз, как только начинают заливать новый сорт масла, первая бутылка идёт на анализ в экспресс-лабораторию, где её содержимое проверяется на соответствие стандартам и отсутствие примесей. Туда же отправляется и последняя бутылка, замыкая таким образом цепочку контроля качества. То есть к потребителю масло доходит после дополнительного лабораторного контроля.

Всё предельно автоматизировано

Канистры после заливки поступают на новый автомат, который укладывает их на палеты и упаковывает. Затем продукция отправляется на склад, а уже оттуда разъезжается по нашим странам. Производство максимально автоматизировано и останавливается лишь к ночи. Все процессы выверены по минутам. Что важно, работа завода целиком экологична. Все отходы (мусор, упаковка и т. д.) сортируются и отправляются на переработку.

Большая часть двадцатилитровых канистр в странах-потребителях уходит в сервисы и ремонтные мастерские, а также на сельхозподворья, где есть необходимость в больших объёмах продукта. Но покупать их могут и обычные автолюбители. Маленькие канистры, в свою очередь, просто раскупаются автовладельцами.

Трудно поверить, что маленький заводик снабжает маслом пол-Европы и едва ли не весь СНГ!

О маркировке масел для автомобилистов

Таков вкратце путь моторного масла от нефтяной скважины до двигателей наших автомобилей. А напоследок хотелось бы напомнить о том, как масло в канистрах различать по маркировке.

Согласно классификатору, разработанному Институтом топлива (API) в США, моторные масла маркируют индексом из двух букв. Первая рассказывает о типе двигателя, для которого масло предназначено. Дизельные моторы обозначаются литерой С, бензиновые — S. Вторая буква показывает уровень эксплуатационных характеристик. Чем дальше она от начала латинского алфавита, тем о более технологичном масле идёт речь.

Для автомобилей-десятилеток и старше рекомендуется покупать масла, вторая буква в маркировке которых L или ниже по списку (от А до Z). Современные масла более высокого класса в двигатели «старичков» заливать не стоит. К слову, масла для новых дизельных двигателей маркируются кроме букв цифрой 4, и описание их на этикетке выглядит, к примеру, так CI-4 или CF-4.

Существует и другой, европейский, классификатор масел АСЕА. По набору присадок он позволяет определить совместимость смазочного материала с двигателями разных годов выпуска. Рассчитан классификатор на машины до 2004 года выпуска: буква А — масла для бензиновых авто, В — для дизелей, а относительно недавно в нём появилась литера С, указывающая на масла для бензиновых и дизельных двигателей, соответствующих Euro 4 и выше. В этой новой подкатегории всего три раздела: С1, С2, С3. Чем выше цифра, тем чище масло (тем, соответственно, оно и качественнее).

Кроме того, в европейском классификаторе предусмотрены и другие цифры, предупреждающие о масле для более старых машин. Цифра 1 рассказывает о том, что перед вами масло, имеющее меньшую высокотемпературную вязкость, обеспечивающее больший интервал между заменой и неплохую экономию топлива, 2 — что это стандартное моторное масло, а цифра 3 говорит о масле, ориентированном на защиту двигателя, например, С1-1, С2-1 и т. д.