2010-articles-1-650

Бензин дорожал и дорожает. Может, перейти на газ?

Уже ловили себя на этой мысли? Тогда прочтите сначала это

Каждый топливный кризис в Казахстане поднимает волну призывов к бойкоту сетей АЗС и переводу автомобилей на газ. Первое не работает, а вот насчёт газа вопрос: так ли это выгодно? Давайте посчитаем стоимость переоборудования и период окупаемости ГБО.

Глядя на цены на бензин на заправках, которые за сентябрь и октябрь менялись чуть ли не каждую неделю, невольно задаёшься вопросом: а может, всё-таки на газ? Стопором в этой идее обычно служат несколько моментов, но главных два: безопасно ли ГБО и так ли газ экономичен?

Безопасность

Страшилок, связанных с эксплуатацией автомобилей с ГБО, все слышали множество, а сети пестрят роликами с хлопками газовоздушной смеси. А взрывается так, что машину только остаётся отвезти на мусорку. Однако само по себе ГБО не опаснее традиционных систем с жидким топливом. Производители оборудования годами работают над внедрением новых систем безопасности.

Качественные баллоны выдерживают огромное давление (до 100 атмосфер), мультиклапаны способны автоматически запираться, если «почуют» разгерметизацию системы или, наоборот, стравливать газ в атмосферу в случае превышения допустимого давления внутри. Да и управляющая электроника не даст ситуации выйти из-под контроля. Есть только одно но — человеческий фактор при установке ГБО.

Любое вмешательство в топливную систему автомобиля влечёт за собой определённые риски. Установка ГБО — серьёзное переоборудование. То есть доверять работу нужно профессионалам, которые смогут гарантировать, что работа проведена качественно и никаких сюрпризов в виде утечек газа не будет.

Учитывая, что оборудование ставят из-за желания экономить, логично предположить, что расходы на само оборудование и его установку автовладельцы будут пытаться сократить. Такой подход может сделать ваш автомобиль главным героем очередного ролика про взрыв газового авто. А ведь можно и самому пострадать вместе с пассажирами.

Подытожим. Качественная система ГБО, установленная специалистами и вовремя обслуживаемая, никаких проблем не доставит. Вопрос только в поиске этих спецов. Отнеситесь к этой задаче ответственно. В некоторых странах газовое оборудование ставят прямо на заводах. Это наиболее безопасный вариант. В Казахстане ГБО на сборочных заводах не ставят, однако в России уже выпускается LADA Vesta CNG, в Узбекистане также запускали в производство Chevrolet Lacetti на газовом топливе.

Экономия

Главная причина установки в автомобиль ГБО — экономия топлива. В первую очередь люди, естественно, кивают в сторону стоимости газа. В Алматы цены варьируются от 72 до 74 тенге за литр, тогда как бензин АИ-92 в среднем стоит 157.4 тенге. Разница более чем двукратная, и размен кажется очень выгодным, но нужно учесть несколько моментов. Во-первых, расход газа несколько выше, чем бензина. Принято считать, что разница составляет 15–20 %. То есть если ваш автомобиль кушает 10 литров бензина на сотню километров пробега, то на газе машина будет расходовать 12.

Во-вторых, при расчёте экономии следует учесть и изначальные затраты на саму установку ГБО, сертификацию оборудования, оформление документов и последующее обслуживание системы.

Итак, что почём?

Цены на установку ГБО в Алматы разнятся достаточно сильно. Так, комплект для малолитражек (до 2 литров) с установкой 54-литрового баллона на место запаски стоит от 140 до 220 тысяч тенге. На машины с объёмом побольше (2.4 литра, к примеру) система стоит дороже — от 190 до 260 тысяч, а объёмные многоцилиндровые моторы (V6, V8) требуют от 280 до 380 тысяч тенге. Сертификация переоборудования и последующее оформление тоже не бесплатные процедуры. Отдать придётся от 15 до 30 тысяч тенге, ну и регулярное обслуживание ГБО с интервалом 10 000 км. Его делать нужно обязательно, чтобы машина не взлетела на воздух. Плановый сервис обойдётся от 3 500 до 5 000 тенге.

Ну а теперь самая интересная часть. Когда же наступает тот самый момент, когда ГБО становится всё-таки экономичным? Для каждого автовладельца этот порог разный, и зависит он не столько от объёма мотора и стоимости ГБО, сколько от пробега автомобиля. Давайте считать.

Перед расчётами стоит определить несколько констант. В нашем случае это стоимость литра газа и бензина, а также среднегодовой пробег. Делаем оговорку, что всё это приблизительно.

  • Цена АИ-92 — 157 тенге (берём для машин с малым и средним объёмом).
  • Цена АИ-95 — 165 тенге (для больших объёмов двигателя).
  • Цена одного литра газа — 74 тенге.
  • Средний пробег за один год — 20 000 км.

Также отметим: в стоимость 10 000 км пробега с ГБО включён и расход одного литра бензина. Это условная величина на прогрев двигателя до перехода на газ.

Владелец Hyundai Accent c 1.6-литровым мотором под капотом каждые 10 000 км пробега отдаёт за 92-й бензин примерно 157 000 тенге (расход 10 л/100 км). Сразу же после установки ГБО за 220 000 тенге его первая «десятка» обойдётся уже в 358 000 тенге при условии отсутствия беготни с оформлением системы. Путём нехитрых расчётов получаем, что экономить на газе водитель начнёт спустя 50 тыс. км. А это около 2.5 года при среднегодовом пробеге 20 тыс. км.

Toyota Camry с 3.5-литровым V6 кушает около 18 литров топлива. То есть 10 000 км пробега обойдутся владельцу в 282 600 тенге (если в баке АИ-92). Первые 10 000 км на ГБО будут стоить 489 040 тенге. А настоящая экономия начнётся после 30 000 км, то есть примерно через 1.5 года.

Внедорожник Toyota Land Cruiser 200 с мотором 4.6 литра. В среднем по городу такой автомобиль кушает около 25 литров бензина. Если заправлять его АИ-95 по 165 тенге, то каждые 10 000 км пробега будут стоить чуть более 412 тысяч тенге. Установка ГБО за 375 тысяч и оформление документов через сервис приведёт к тому, что первые 10 000 км обойдутся владельцу в 647 тысяч тенге, но уже спустя 23–25 тыс. км, то есть в начале второго года, расходы на топливо снизятся почти вполовину, до 242 000 тенге.

Выводы

Для автомобилей с большим объёмом мотора и, соответственно, немаленьким расходом топлива установка ГБО гораздо выгоднее — окупится система значительно быстрее даже при среднегодовом пробеге 20 000 км. А вот малолитражки переводить на газ стоит только при больших пробегах или коммерческой эксплуатации, в такси например. В другом случае установка не окупится.

Какие другие выгодные и отрицательные стороны есть у газа в отличие от бензина? Об этом мы напишем в следующей статье.