1732-articles-650

Автопарк полиции в Казахстане: вчера и сегодня

Новостные ленты регулярно пестрят информацией о том, что где-то за рубежом полиция получила в своё распоряжение крутой внедорожник или мощный суперкар. Автопарк казахстанских полицейских значительно скромнее, чем к примеру в Дубае, однако и здесь есть кое-что интересное.

Новостные ленты регулярно пестрят информацией о том, что где-то за рубежом полиция получила в своё распоряжение крутой внедорожник или мощный суперкар. Автопарк казахстанских полицейских значительно скромнее, чем к примеру в Дубае, однако и здесь есть кое-что интересное.

Начнём мы с тех машин, которые встречаем на улицах каждый день. Сегодня это главным образом автомобили отечественной сборки: Peugeot, SsangYong, Škoda, Kia и т. д. Однако машин с надписью «Жол патрульдік полициясы» и мигалками на крыше на дорогах республики гораздо больше.

В последние несколько лет машины, пополняющие автопарк дорожной полиции, преимущественно казахстанской сборки. Это седаны Peugeot 301, Škoda Rapid и Chevrolet Cruze для патрулирования улиц города, SsangYong Kyron для сельской местности, Škoda Octavia для сопровождения делегаций и бизнес-седаны Peugeot 508 для руководства. Также для нужд МВД закупают пикапы SsangYong Actyon Sport (с надстройкой для перевозки заключённых) и микроавтобусы Iveco Daily. Всё это автомобили, собираемые на отечественных заводах в Костанае и Усть-Каменогорске.

Региональная зависимость

Ещё недавно в гараж МВД мог попасть любой автомобиль: от предназначенного исключительно для Северной Америки Toyota Avalon до китайского Volkswagen Santana Vista, восходящего корнями к «Пассату» 1981 года. Теперь же поставки практически монополизировали отечественные автосборочные заводы. «АЗИЯ АВТО» поставляет «шкоды», «киа» и «шевроле» в восточные, западные и частично северные регионы, а «Агромашхолдинг» взял на себя все остальные области, в том числе Астану и Алматы.

Импортные авто власти сейчас не приобретают (по крайней мере запрет на это был), за исключением российских автомобилей LADA (кроме «Нивы», которая производится в Усть-Каменогорске) и УАЗ. Не так давно автопарк пополняли седанами Kia Cerato, ZAZ Chance и Škoda Octavia предыдущих поколений, которые также производились в РК.

Абсолютный «сток»

В советское время машины силовых структур часто имели более мощный мотор или какие-то иные доработки. Автомобили же казахстанской полиции, насколько мы знаем, полностью стандартные. Проблесковые маячки, сирена и видеорегистратор не в счёт. Да что говорить, если одно время полицию активно пересаживали на ZAZ Chance, который не только не мог догнать преступников, но и попросту вызывал смех у многих водителей.

Частенько на дорогах встречаются такие машины, как Daewoo Nexia, Toyota Corolla, Mitsubishi Lancer, LADA Priora, Kalina, «десятка» и более древние ВАЗы, а также Volkswagen Polo Sedan. Отдельно стоит отметить фургоны Volkswagen Transporter, Toyota Hiace, Hyundai H1 и «ГАЗель» с комплексами систем видеофиксации «Автоинспектор», «Автоураган», «Циклоп» и «Поток».

Колхозный тюнинг и здесь

Увы, навязчивое желание приложить неумелые руки к ненужному месту не обошло и автомобили казахстанской полиции. Как видно на фото, некоторые патрульные авто щеголяют никоим образом не влияющими на функционал машины прибамбасами, такими как дефлекторы капота, накладки на бамперы, модные диски, а то и вовсе покрашенные в красный цвет тормозные суппорты.

Служили в рядах полиции и весьма нетипичные авто, правда, сейчас встретить их на дорогах очень сложно. Речь идёт о китайских седанах Chery Amulet, которые работали в Алматинской области, Mitsubishi Carisma в Актюбинской области, Škoda Fabia первого поколения в Восточно-Казахстанской области. В Шымкенте был замечен патрульный 124-й Mercedes-Benz, а в Акмолинской, Атырауской и Павлодарской областях Toyota Camry 30. В некоторых городах можно встретить машины, которые словно случайно оказались на службе, к примеру Toyota Corolla и особенно Nissan Maxima нетипичного для полиции цвета. Однако недоумение вызывает и древний Volkswagen Santana Vista, который массово закупался для южной столицы.

Единый стандарт? Не, не слышали

Рассматривая фотографии полицейских авто всего Казахстана, невольно задаёшься вопросом: а существует ли единый формат оформления патрульных авто? Где-то полоски на машинах бирюзовые, где-то синие, а кое-где полосок нет и в помине, на машину просто наклеен оракал в виде букв.

И наконец самые интересные автомобили, которые когда-либо были замечены в полицейской раскраске. Открывает список Subaru Impreza WRX (в Шымкенте и его окрестностях работали как минимум два таких авто). Не меньший интерес вызывают авто, предназначенные для старших чинов и сопровождения: Kia Cadenza, SsangYong Chairman и Kia Mohave казахстанской сборки. Но немало и приобретённых ранее автомобилей Mercedes-Benz E-Class и S-Class, Audi A6, BMW 5-Series, Volkswagen Passat (разных поколений) и Škoda Superb. Не обошлось без всенародно любимой в Казахстане марки Toyota — на службе были замечены седаны Toyota Camry (в кузове 40 и 50), Toyota Avalon, а также кроссовер Kia Sportage.

Шымкент снова выделился

Особенно отличились полицейские из Южного Казахстана. Автопарк здесь очень разнообразен, а некоторые служебные автомобили просто заставляют застыть с открытым ртом. Ну где ещё можно встретить патрульный Mercedes-Benz E-Class в кузове W124 или Subaru Impreza WRX?

Интересно будет посмотреть, какие ещё служебные автомобили есть у МВД. Речь идёт о машинах, не предназначенных для патрулирования и соответственно лишённые как мигалок, так и специальной раскраски. Среди них можно встретить как производимые в Казахстане Chevrolet Captiva и Škoda Superb, так и самые обычные японские или корейские авто, и даже премиальный BMW X6 (принадлежащий, судя по номерам, полицейским ЮКО). Сюда же можно отнести предназначенный для особых случаев внедорожник «ГАЗ-Тигр».