Спустя пять дней после наступления нового, 2014 года в Южной Африке стартовала самая глобальная гонка планеты, — марафон «Дакар-2014». Как и в прошлые годы, на старте и казахстанские гонщики, которые на сегодняшний день прошли треть дистанции ралли-рейда. И, естественно, не без трудностей.
Стартовый створ в Аргентине 5 января пересекли 4 машины, оклеенные деколями клуба Astana — грузовик, в этом году уже Tatra, и 3 внедорожника: два прототипа Proto Overdrive в «оболочке» пикапа Toyota Hilux и один Nissan Patrol (серийный Production T2), подготовленный итальянцами из Tecnosport SPA. Кстати, клуб теперь имеет иное название Astana Motorsports вместо предыдущего Astana Dakar Team. Поменялся дизайн логотипа и боевого раскраса спортивных машин. Первые варианты нового дизайна можно было увидеть на гонке Silk Way в России, затем переходные версии у внедорожников на марокканском этапе Кубка мира. Ну а на «Дакар» все машины выкатились раскрашенными в едином стиле, и, наконец, появилась гармония в этом смысле и понимание: это одна команда.
На подиуме — лидер команды Артур Ардавичус и его экипаж № 542 Алексей Никижев и Радим Капланек на новом грузовике Tatra T 163 с капотной кабиной, получившем прозвище Gippo. До этого чехи предлагали нашим другой грузовик, но гонка в России показала, что машина не идеальна в плане конструкции подвески. Прототипы от Overdrive в бой повели прошлогодние участники «Дакара» — экипажи Айдын Рахимбаев/Владимир Демьяненко и Бауржан Исабаев/Габдулла Ашимов, а внедорожник Nissan Patrol в 61-м кузове — Денис Березовский/Игнат Фальков.
Этап первый. В атаку!
Rosario — San Luis: 180 км «боевых» СУ, 629 км лиазона. Общая дистанция — 809 км
Уже, можно сказать, традиционно начало ралли-марафона оказалось для команды сенсационным. Tatra под управлением Артура Ардавичуса прорвалась на 16-е место с 42-й стартовой позиции. Несложная арифметика даёт понять, что грузовику «Астаны» удалось объехать более 20 соперников в своём классе — для первого дня очень бодрое начало и хороший задел для положения в гонке. Порадовали «астанчане» и на одном из «хайлюксов» — Рахимбаеву поменяли стартовый номер с 356-го на 342-й, что стало приятным сюрпризом, т. к. экипаж стартовал с более выгодной позиции. Отчасти это сказалось и на результате — экипаж Рахимбаев/Демьяненко закончил день на 19-м месте зачёта Cars. Второй Hilux, пилотируемый Исабаевым, закончил день на 31-м месте, а Денис Березовский — на 70-м.
Артур Ардавичус: Была серьёзная работа на автомобиле, который мы ещё не тестировали. Мы смогли выскочить из плена, в который попали изначально — 42-я стартовая позиция. Время у нас забрали пылевые тоннели. После старта мы сразу же упираемся в этот пылевой тоннель, внутри которого пройти невозможно. Хотя нужно нагонять, атаковать. И когда пыль рассеивалась или где-то какими-то кусками была возможность атаковать, быстро нагнать и обойти соперника, мы использовали эти моменты.
Айдын Рахимбаев: Первый спецучасток был очень трудным, много пыли. Около 5-6 впереди идущих машин выстроились «паровозиком», ехали друг за другом не уступая, и мы оказались замыкающими. Очень сложно было их объехать, не задев при этом камней, не угодив в яму или пропасть. После дорога раскрылась — отсюда пошёл результат.
Владимир Демьяненко: Трасса была интересная, классическое дакаровское начало. Это очень похоже на Португалию: узко, извилисто, жёстко, рядом деревья пролетают прямо по зеркалам. Это как в старые времена, когда «Дакар» стартовал из Лиссабона.
Этап второй. Добро пожаловать на «Дакар»!
San Luis — San Rafael: «боевых» СУ для внедорожников 433 км, для грузовиков — 400 км , 365 км лиазона для всех. Общая дистанция — 798 км и 765 соответственно
После взлёта всегда следует ожидать падения. И эту закономерность не мы придумали. Увы, второй этап именно падением и запомнился казахстанским болельщикам, и даже одной потерей: экипаж под номером 368 (Исабаев/Ашимов) выбыл из гонки — их автомобиль сгорел дотла на 310-м км скоростного участка. Гонщики успели остановиться и покинуть машину. По сообщению пресс-службы, очагом возгорания стала изношенная шина, которую экипаж после замены уложил в кузов машины. Судя по всему, когда колесо демонтировали с автомобиля, оно уже было на стадии возгорания. О случившемся рассказывает член экипажа Габдулла Ашимов, но не совсем внятно.
Неудача, благо небольшая, постигла и экипаж Рахимбаева — их внедорожник заехал в овраг, чтобы помочь другому экипажу выбраться, и в итоге сам перевернулся. После аварии машина смогла продолжить бой — отделались небольшими вмятинами на кузове, скорость была невысокой. Однако потеряли время, пока ставили на машину на ноги. Итог на финише — 31-е место, что отбрасывает экипаж с 19-й на 24-ю позицию в генеральной классификации.
«Татра» Ардавичуса тоже захандрила после удара обо что-то снизу. Сместился кронштейн и пробил картер двигателя. Естественно, побежало масло, двигатель вошёл в безопасный режим — и ребята встали. На ремонт экипаж потратил целый час, но гонку продолжил, финишировав на 26-м месте и сместившись в общем зачёте вниз с 16-го места на 24-е.
Денис Березовский в этот день стал спасителем команды — экипаж на «Патруле» улучшил своё время (66-е место по итогам этапа), переместившись в генеральной классификации с 70-го на 62-е место. Его, к слову, тоже прессинговали проблемы — как ни крути, «Дакар» так просто не даётся. У экипажа после 318 км боя закипело топливо, в итоге потеряли 1 час 40 минут. Если бы не это, парни приехали бы как минимум в двадцатке.
Этап третий. Никто не сдавался!
San Rafael — San Juan: 301 км «боевых» СУ, 295 км лиазона. Общая дистанция — 596 км
После вчерашних «мелочей» команда принялась отыгрывать отставание в гонке, правда, трасса для этого была совсем не простой. Этот день проходил на высокогорье с перепадами от 2 000 до 3 000 м над уровнем моря (хотя это ещё цветочки по сравнению с четвёртым этапом, где гонщики гоняли на высоте 3 300 м).
Артур Ардавичус: Закрученные, каменистые, очень узкие горные серпантины, где при малейшей ошибке можно было здорово «разложиться». Мы старались ехать быстро и аккуратно, но всё равно потеряли один баллон. В итоге 15 минут ушло на замену. Был ещё один маленький механический дефект, который привёл к большим проблемам — заклинили задние колодки, ещё и в таких труднопроходимых местах. Машина тяжело шла, и я полагал, что это из-за глубокого феш-феша (мелкодисперсный песок). Оказалось, из-за заклиненных колодок нагревались барабаны. Когда выехали из феш-феша и машина встала, я понял, что мы горим. Огонь ещё не передался на сами баллоны, а колодки уже начали плавиться. Выскочили, успели потушить, починили, но полчаса потеряли.
Но Ардавичус улучшил свою позицию до 22-го места в генеральной классификации, несмотря на возникшие проблемы.
Экипаж Рахимбаев/Демьяненко тоже в этот день хорошо поработал. Финишировали 20-ми, что позволило улучшить положение, и в общей турнирной таблице после третьего этапа они 21-е. Но и им скучать не пришлось. В правый бок казахстанского внедорожника на скорости по касательной приложился багги, который едва не перевернул наших. Соперники в условиях ограниченной видимости не заметили наш Hilux. После удара машина встала на два колеса, но потом сразу же вернулась в исходное положение, что позволило без остановки продолжить гонку. К слову, теперь машина помята с обеих сторон. Но шрамы красят мужчину. В такой битве без этого никак.
Денису Березовскому этот этап запомнился форсированием русел рек. «Сегодня был убойный спецучасток по руслам рек. Это такая зубодробилка, когда машина постоянно подпрыгивает», — вспоминал Денис. И тем не менее экипаж вновь улучшает свою позицию, поднимаясь с 62-го на 57-е место.
Этап четвёртый. Небольшая, но сенсация
San Juan — Chilesito: 657 км «боевых» СУ, 211 км лиазона. Общая дистанция — 868 км
Да, это можно даже назвать маленькой победой — экипаж Рахимбаева прорвался в десятку лидеров зачёта Cars. А это, скажем так, очень круто — финишировать наряду с заводскими X-Raid и грандами ралли-марафонов. Поверьте, многого стоит. Итого экипаж Astana поднимается на 15-ю строчку генеральной классификации. Как отметил сам Айдын Рахимбаев на своей страничке в Facebook, гнать в «головке» не так-то просто. Скорости бешеные, а пилоты просто сумасшедшие!
Владимир Демьяненко: Достижение дня — мы обогнали «Мини», пусть не лидирующий, но не самый плохой, с большим зазором. Но день был, кроме того что жарким, ещё и психологически сложным. Пришлось даже рассказывать анекдоты друг другу, чтобы встряхнуть мозги. Довольно трудно было с навигацией. Повезло, что впереди нас уже прошёл кто-то, но следы периодически терялись, потому что трасса проходила по руслам рек, среди камней. Но хорошо, что Айдын — охотник, он держал след. В целом сегодня была проделана хорошая командная работа.
День этот проходил опять высоко в горах, по руслам рек, которые внесли разнообразие в виде плавания в воде. Машины погружались глубоко и даже напоминали лодки.
Денис Березовский и Игнат Фальков порадовали и себя и болельщиков ещё семью позициями вверх в итоговом зачёте. Они теперь расположились на 50-м месте, а вот Артур Ардавичус на «Татре» отстал из-за проблем с топливным баком. По итогам этапа он на 40-м месте, а в «генерале» спустился на десять позиций — на 32-м.
Артур Ардавичус: В зоне нейтрализации мы заметили, что у нас очень серьёзная течь топлива. Оказалось, что топливный бак треснул пополам, и на его замену ушло много времени и сил. Сегодня у нас не было зоны сервиса между двумя спецучастками и нам пришлось самостоятельно устранять дефект.
Но самое главное, что все три участника гонки в бою. В марафоне очень важно дожить до финиша, добраться любыми путями и любой ценой, ведь завтра новый день, новые возможности осилить соперников, а гонка ещё даже не в самом разгаре! Пожелаем нашим пилотам удачи!
Ралли-марафон «Дакар» финиширует 18 января в Вальпараисо в Чили.